Соберём малыша в детский сад

Автор: Екатерина Солоненко, Психолог НДОУ "Детский сад "Непоседы" г. Ревда
Источник: Журнал "Монтессори-Клуб"

Ни для кого не секрет, что первые шаги ребенка в детский сад заставляют многих родителей волноваться: как малыш привыкнет, долго ли будет плакать? Многие чувствуют недоверие к педагогам, вспоминают собственный опыт детства, а иные чувствуют вину, что слишком рано приходится отдавать сына или дочку в садик, вот бы ещё годок оставить дома! Здорово, когда малыш, согласно монтессорийским принципам, отправился в группу после трёх лет и безболезненно отпускает маму. Но в жизни иногда бывает иначе. Потому и открываются группы ясельного возраста для детей от полутора до трёх лет.

Поскольку мы имеем дело с весьма нежным и ранимым возрастом, наши педагоги с первого дня начинают помогать малышам постепенно привыкнуть к новым условиям жизни.

Шаг первый.
Собеседование педагогов с родителями малыша. Заполнение родителями подробных анкет, индивидуальные беседы об особенностях и возможностях ребёнка, вплоть до его привычек, ласковых имён. Здесь мы говорим о режиме дня, питании, о том, как приучить ребенка к горшку. Родители знакомятся с группой, посещают игровую, спальню и туалет.

Шаг второй.
Приход ребёнка вместе с родителями на прогулку, где он знакомится с будущими педагогами и детьми.

Шаг третий.
Посещение по необходимости консультаций у психолога и медицинского персонала.

Шаг четвертый.
Самостоятельный выход ребёнка в группу на несколько часов.

Шаг пятый.
Пребывание ребёнка в группе целый день.

Наблюдая, как проходят индивидуальные встречи с родителями, собирая информацию, у нас возникла идея особенной организации первого родительского собрания. Мы хотели помочь педагогам и родителям объединиться в команду единомышленников, помочь родителям справиться с собственной тревогой, почувствовать атмосферу группы, получить необходимую информацию об особенностях детей. 

В нашем детском саду существует традиция приглашения на собрание родителей выпускников ясельных групп, наших Старейшин. Они делятся своим родительским опытом, рассказывают, как посещали со своими малышами группы, с какими трудностями встретились, как преодолевали их, кто им помогал. Приглашаются и педагоги групп, мы называем их Мудрецами, ведь они имеют практический опыт работы с маленькими детьми и могут говорить с родителями с позиции ребёнка. 

Встреча обычно бывает интересной и тёплой. После знакомства мы предлагаем родителям-новичкам вместе собрать детский рюкзачок. С этим рюкзачком их малыш пойдёт в детский сад. Каждый предмет обсуждается с точки зрения необходимости. Можно за помощью обратиться к Старейшинам и Мудрецам. Вот рекомендации, которые были сформулированы в результате размышления наших родителей и педагогов. 

Без памперса

Часто в садик приходят дети, не приученные к горшку. Маме удобно надевать на малыша памперс - сухо, нет проблем со штанишками. Но чувствование себя, своих физиологических потребностей - необходимое условие развития ребёнка. Надевая памперс, мы приглушаем это чувство, поэтому мы призываем родителей, примерно за месяц до выхода в группу, расставаться с памперсом в дневное время. В группе срабатывает эффект подражания: малыш видит, что другие детки садятся на горшок и пробует делать то же самое. Случается, что дети дома долго не могут привыкнуть к горшку, плачут, сопротивляются. Возможно, это тема индивидуальной встречи со специалистом, может быть, родители чрезмерно требовательны к малышу, сравнивают его с кем-то. Необходимо время и доверие ребёнка к тем, кто с ним рядом. Рекомендуется набраться терпения. 

Отказ от грудного кормления

К сожалению, многие мамы, отдав ребёнка в садик, пытаются решить проблему отлучения малыша от груди. Работает старый "бабушкин" способ: "в садик пойдёт, и грудь бросит". Смеем заметить, что это большая ошибка! Отучать от груди должна сама мама! И желательно делать это минимум за месяц до прихода ребёнка в детский сад, как можно спокойнее для ребёнка и для нее самой. Психологи рекомендуют кормить ребёнка грудью один год. Существует много психологических проблем у мамы, которая продолжает кормить два и три, и даже четыре года. Но это индивидуальные случаи, которые тоже решаются при встрече с мамой. 

Как быть с конфетами, жвачками, чипсами, денежками

Иногда малыш не хочет идти в садик, и родителям никак не удаётся его уговорить, в ход идут конфетки, жвачки и другие "вкусности", как метод "задабривания" малыша. Мы просим родителей договариваться с малышом. Говорить о своих собственных чувствах и о чувствах ребёнка, не прибегая к подобным средствам. Тем более, что в нашем саду существует правило, если малыш принёс в группу угощение, то он делится им со всеми. Многие родители противники раннего кормления ребёнка сладостями, существуют и аллергичные дети, поэтому мы предлагаем родителям прийти к единодушному решению - стоит ли малышу класть в карман сладости, мелкие денежки. Тем более, что в этом возрасте для малыша деньги не являются ценностью. 

Кружка вместо бутылочки

В группах раннего возраста существует питьевой режим. Детки имеют возможность свободно пить воду. И пьют они из кружечек. Родителям тоже предлагается дома учить малыша пить из поильника или кружки. Что касается соски, её малыш приносит с собой в группу, но постепенно педагоги вместе с родителями подбирают одинаковую тактику, например, соска в шкафчике и по первому требованию ребёнка достаётся, или соска лежит на подушке, когда малыш засыпает, то же самое делают дома и родители. Важный залог успеха в период адаптации - единство требований к ребёнку со стороны педагогов и родителей. 

Игрушка - частица дома

Мы не возражаем, когда дети приносят из дома игрушки. Это часть дома, где хорошо и спокойно, это необходимый атрибут для ребёнка. А для родителей у нас есть правило: если игрушка вам и вашему малышу дорога, если вы боитесь за её сохранность, лучше оставить ее дома. 

Важно, чтобы на первой встрече больше говорили Новички, обращались к Старейшинам и Мудрецам, больше спрашивали, выслушивали мнение каждого, принимали единое решение. Посещение ребёнком садика приносит много хлопот и волнений. Важно обратить внимание на эмоциональное состояние родителей. Насколько они готовы доверять воспитателям, каковы их мысли и чувства. Поскольку мама и ребёнок до трёх лет - это единое целое, то всё, что чувствует мама, чувствует и её малыш. Мы предлагаем родителям изготовить цветок мира и доверия, на лепестках которого, они бы написали то, что, по их мнению, поможет малышу привыкнуть к детскому саду. Этот цветок мы оставляем в группе, как символ согласия и доверия друг другу.  

А вот советы педагогам, которые мы тоже придумали вместе с родителями.

  • Расположите к себе родителей. Помните, что если родители почувствуют недоверие к вам, контакт в дальнейшем может быть затруднён.
  • Будьте внимательны к информации, которую дают родители о своём ребёнке, даже если слышите её в десятый раз.
  • Не становитесь в позицию учителя, помните, что родители имеют право на ошибки, тем более, что многие из них не имеют опыта воспитания детей.
  • Будьте другом и помощником родителям, успокойте их тревоги. Помните состояние мамы передаётся малышу!
  • Не сравнивайте детей друг с другом, для родителей их ребёнок самый лучший!
  • В случае возникновения недоразумений, спокойно обсудите их с родителями, обратитесь к ним за советом, как они решают подобную ситуацию с малышом дома.
  • Верьте в себя, доверяйте себе! Пусть общение с родителями приносит вам радость!