Как выбрать школу для первоклассника?

Как выбрать школу для первоклассника?

Каждый сентябрь родители дошкольников нервно подсчитывают оставшиеся годы до первого класса. Школа и правда большое испытание для малыша, но в силах родителей сделать начало обучения ребенка комфортным и эффективным и наполнить школьные годы самыми тёплыми воспоминаниями.

Детский Монтессори центр «Созвездие» спешит на помощь ответственным родителям дошкольников и предлагает разобраться, когда и как начинать выбор школы для будущего первоклассника.

Что нужно знать в первую очередь?

В первую очередь стоит учесть даты и процедуру записи в первый класс. Государственные школы принимают заявления в первый класс уже начиная с зимы предыдущего учебного года (т.е. за 8-9 месяцев до начала обучения), обычно о дате начала подачи заявлений можно узнать на сайте школы или по телефону.

К началу учебного года ребенок должен быть не младше 6,5 лет и не старше 8 лет, то есть, если малыш родился в промежутке между сентябрём 2012 года и мартом 2014 года, то он может идти в школу в 2020 году.

Если ребенок уже посещает детский сад, прикреплённый к нужной школе, то для его записи в первый класс достаточно заявления родителей на имя директора. Если же ребенок никак ещё не связан с нужной школой, то необходимо подать заявку на портале госуслуг, где нужно выбрать три школы, одна из которых должна быть прикреплённой по месту регистрации. Именно зарегистрированные в данном районе дети имеют преимущество при поступлении в случае нехватки мест.

После подачи электронного заявления необходимо посетить школу лично и принести необходимые документы (свидетельства о рождении и регистрации ребенка и паспорт одного из родителей). Если все этапы успешно пройдены, то ребенок будет принят в первый класс.

Что нужно знать в первую очередь?

Если говорить о частных школах, то процедура и сроки могут варьироваться, и их лучше уточнять индивидуально.

Заявление в первый класс подаётся в течение предыдущего года, а процедура зависит от того посещает ли малыш дошкольное отделение этой школы и прописан ли он на прикрепленной к ней территории. Тем не менее, в любом случае шанс попасть в нужную школу велик, главное позаботиться об этом заранее.

Присмотритесь к школе

Первый класс – это большой стресс для маленького человека и резкая смена нагрузки, поэтому следует оградить ребенка от увеличения этой нагрузки. Постарайтесь найти школу недалеко от дома, чтобы малышу не нужно было тратить много времени на дорогу и рано вставать. Рассмотрите несколько вариантов. Прогуляйтесь вокруг школы, оцените её удобство и безопасность для детей, если есть возможность попасть внутрь, например, на концерт или праздник, не упускайте её: посмотрите, как учителя общаются с воспитанниками, как ведут себя сами дети, как отзываются о процессе обучения родители. Какая-то из школ явно покажется вам приятнее остальных.

Выбор учителя для первоклассника

Разумеется, безопасность школы и её опрятный вид сделают обучение ребенка гораздо комфортнее, однако для начальной школы важнее всего попасть к подходящему для вашей семьи учителю. Не стоит гнаться за «сильным» учителем или учителем, которого так хвалила соседка: именно множество индивидуальных особенностей учителя и семьи и их совпадение, а не какие-то универсальные характеристики позволят сделать обучение ребенка в начальной школе продуктивным. На что же следует обратить внимание при выборе первого учителя?

Выбор учителя для первоклассника

Мировоззрение учителя и семьи

Не только родители, но и учителя придерживаются разных принципов обучения и воспитания детей. Постарайтесь пообщаться с потенциальными учителями первоклассников: как они видят себе успешного ученика, каких результатов хотят добиться в первую очередь, уделяют ли время внеучебной деятельности, что считают приоритетом в своей работе. Очень важно, чтобы мнение учителя находило отклик в вашей душе, ведь первое время нужно будет много следовать его рекомендациям и подстраиваться под новые требования.

Например, если вы считаете, что можно проспать первый урок из-за позднего возвращения домой после интересного спектакля, а учитель постоянно твердит, что самое главное – это железная дисциплина, и пропускать уроки без уважительной причины недопустимо, то больше всего будет страдать ребенок – два значимых человека говорят ему делать прямо противоположные вещи, а он не знает, как поступить.

Долой стереотипы об учителях

Сами по себе стереотипы человеческое общество изобрело, чтобы делать быстрые выводы о незнакомцах, тем самым облегчая себе существование. В нашем же случае мы обладаем достаточным временем для того, чтобы разобраться в ситуации самостоятельно.

Часто родители боятся отдавать ребенка в класс к совсем молодой учительнице, аргументируя это тем, что, она либо не справится, либо в декрет уйдет, либо всё сразу. Однако, не следует забывать и о преимуществах молодых учителей: они часто энергичнее, им интересно с детьми, они более открыты творческим идеям. Но это не отменяет вероятности встретить энергичного и творческого педагога в возрасте, который открыт новому опыту и воспринимает педагогику как творчество, а не точную науку.

Долой стереотипы об учителях

Другой популярный стереотип – это стереотип о «сильных» и «слабых» учителях. Родители пытаются измерять квалификацию учителей в количествах олимпиадников и отличников, средних баллах за выпускные работы учеников и дипломах за всевозможные конкурсы педагогического таланта. Здесь тоже стоит разбирать каждую ситуацию индивидуально: будет ли комфортно вашему ребенку в бесконечной погоне за олимпиадными результатами и подготовками к очередным открытым урокам для конкурсов, готовы вы ли вы соблюдать все требования «сильного» учителя. Насчёт «слабых» учителей тоже не всё так однозначно, возможно, педагог старается больше внимания уделять развитию мотивации и индивидуальному подходу к детям, а не натаскиванию на типовые задачи. Единственный способ проверить это – разговор с учителем.

На что ещё обратить внимание рассказывает эксперт в области школьного образования:

Подходит ли учитель вашему ребенку?

Кажется, вы нашли учителя, который вам понравился: энергичный, творческий, открытый новому. Только вот забыли учесть, что ваш ребенок не любит шум, ему требуется время для включения в работу, а быстрый темп урока может заставить его нервничать. Какой бы ни был прекрасный учитель, хотите ли вы, чтобы ваш малыш постоянно чувствовал, что не может догнать класс? Или, наоборот, первоклассник-всезнайка, который быстро всё схватывает, может заскучать на уроках учителя, который плавно идет по программе, по многу раз повторяя один и тот же материал. Хотите ли вы, чтобы малыш постоянно жаловался, что в школе скучно?

Подходит ли учитель вашему ребенку?

Проанализируйте сильные и слабые стороны личности своего ребенка: быстро ли он схватывает информацию, легко ли идет на контакт со сверстниками и взрослыми, любит ли шумные праздники или предпочитает спокойные мероприятия, легко ли принимает требования и соблюдает правила. Сопоставив все особенности своего ребенка, вы сможете составить примерный портрет подходящего для него учителя.

Очень важно пообщаться с потенциальным учителем вашего ребенка его до начала учебного года. Прислушайтесь к тому, что он говорит, какие советы даёт, как видит образовательный процесс. Лучше всего найти педагога, ценности которого вы разделяете, так как это снизит вероятность противоречий в процессе обучения. Важно также оценить, насколько темперамент и личностные особенности учителя подойдут будущему первокласснику. А вот основываться на стереотипах о возрасте и опыте учителей не стоит, перед тем как делать какие-то выводы, гораздо лучше познакомиться с учителем лично.

Выстраиваем диалог с учителем

Ни для кого не секрет, что учителя большую часть своего времени проводят в школе, поэтому в школе же и предстоит их найти.

Школы часто проводят дни открытых дверей и различные мероприятия и концерты, где можно пообщаться с педагогами и родителями, узнать, кто будет набирать первоклассников в следующем учебном году. Обычно учителя без проблем идут на контакт с родителями будущих учеников, можно просто подойти и попросить назначить удобное время для беседы. После таких бесед уже можно что-то для себя выяснить, но иногда полезно пообщаться и более длительное время.

В этих случаях выручают подготовительные занятия при школах. Обычно их ведут педагоги, которые на следующий год будут набирать первые классы. На таких занятиях вы можете посмотреть, как складываются отношения ребенка с учителями, нравятся ли занятия, положительно ли учитель отзывается о малыше. Если что-то идёт не так, всегда можно перейти в другие группы или посещать занятия в другой школе, а если всё складывается хорошо, то к весне малыш уже будет хорошо знаком со своим будущим учителем.

Готов ли малыш к школе?

Все предыдущие советы не смогут уберечь от сложностей первого класса, если ребенок психологически и физически не готов к школе. Мы уже много писали о подготовке ребенка к школе, поэтому пройдёмся лишь по базовым вещам.

Во-первых, важно, чтобы малыш был готов к школе физически: иметь соответствующее возрасту развитие крупной и мелкой моторики, достаточное развитие органов восприятия. Также перед первым классом рекомендуется обсудить с педиатром, как лучше всего позаботиться о здоровье будущего первоклассника, ведь частые болезни могут стать одной из причин школьных сложностей для ребенка.

Также необходима достаточная психологическая зрелость: малыш должен уже обладать простейшими навыками анализа информации, самоконтроля и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Готов ли малыш к школе?

Зачастую после прочтения подобных критериев родители представляют, что ребенок должен быть готов не в первый класс идти, а сразу в университет, не меньше. Спешим вас успокоить: почти по всем этим параметрам достаточно лишь начального развития. Никто не ждёт от первоклассника навыков фокусировки в течение продолжительного времени, владения сложными техниками решения конфликтов или безупречного умения писать и считать. Достаточно лишь способности сконцентрироваться на задаче на несколько минут, умения общаться с детьми и следовать правилам группы, навыка рисования и общих представлений о мире вокруг. Самым же важным для успеха в школе является желание ребенка стать первоклассником и стремление узнавать новое: если малыш не умеет читать и писать, но хочет научиться, это займет пару месяцев, а вот если он не хочет познавать мир и учиться новым навыкам, то решение этих задач может потребовать гораздо больше времени и сил.

Оценка готовности ребенка к школе – это несложная психологическая диагностика, которая может сильно облегчить родителям жизнь и обратить внимание на индивидуальные особенности малыша, которые могут повлиять на его школьную жизнь, ещё до первого учебного года. Психологи детского Монтессори центра «Созвездие» всегда готовы проконсультировать родителей будущих первоклассников и дать свои рекомендации по подготовке и адаптации к школе.

Выводы

Все мы понимаем, что начальная школа – это тот фундамент, на котором будет строиться всё последующее образование малыша. Именно поэтому родители так обеспокоены выбором хорошей школы для первоклассника. Детский Монтессори центр «Созвездие» рекомендует родителям внимательно отнестись к выбору учителя и подготовке малыша к первому классу. Для этого стоит заранее познакомиться с потенциальным учителем ребенка, оценить, насколько его личность и методы преподавания подойдут вашей семье, а также уделить внимание подготовке ребенка к школе.

Заключение

Вот уже не первый год сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» работает с дошкольниками и их родителями. Многие наши ученики уже давно вышли из дошкольного возраста и с лёгкостью окончили начальную школу.

Наша команда психологов и педагогов внимательно следит за тем, как меняется начальная школа и требования к подготовке первоклассников, и какие умения и навыки делают ребенка успешным. В зависимости от ваших пожеланий мы можем предложить вам широкий спектр занятий от групп полного дня для дошкольников, где помимо развивающих занятий по программам «Подготовка к школе» малыш также посещает творческие и спортивные кружки, до отдельных занятий по письму, чтению, арифметике и развитию памяти и внимания.

Также вы всегда можете записаться на консультацию к детскому психологу для оценки текущего уровня готовности к школе и получения рекомендаций по её улучшению.

После занятий в Монтессори клубе «Созвездие» ваш малыш точно не будет бояться первого класса, а вы будете уверены, что он со всем справится! Запишитесь на бесплатное пробное занятие в нашем детском клубе и убедитесь во этом сами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана