Быть или не быть гаджетам в детских руках?

Быть или не быть гаджетам в детских руках?

- Ни в коем случае не давайте ребенку планшет! – советует опытная мама другим родителям. – Уже давно доказали, что от него потом у детей проблемы в школе.

- Это глупости, – возражает другая. – Если ребенок занят развивающими приложениями, у него улучшается память и мышление.

Множество мнений об отношениях детей и современных технологий становятся настоящей головной болью для заботливых родителей. Вокруг вроде постоянно видишь детей разного возраста, уткнувшихся в смартфон, пока их родители заняты делом, и дети эти вполне нормальные, нет у них никаких нарушений, а с другой стороны сердце подсказывает, что ни одна даже самая продвинутая программа не заменит живого общения ребенка с миром. Детский Монтессори центр «Созвездие» спешит помочь ответственным родителям разобраться в этом сложном вопросе.

Слово Монтессори педагогам

Проходя по комнатам любого Монтессори клуба, вы не обнаружите смартфонов и гаджетов в руках у воспитанников. Да, скорее всего, у педагогов может стоять компьютер и быть в доступе смартфон, но все это точно не будет предназначено для детей.

На самом деле даже среди педагогов Монтессори мнения разнятся: от категоричного запрета любых девайсов до локального использования компьютеров старшими детьми для поиска информации и развития навыков набора текста. В любом случае эти уступки точно не касаются занятий с дошкольниками, и на это есть причины.

Приведем в пример известную в Монтессори среде «Розовую башню». Если вы загляните в каталог приложений на своем смартфоне, вы найдёте множество игр, обещающих развитие ваших детей по системе Монтессори прямо с экрана девайса. Только вот это далеко не так.

Слово Монтессори педагогам

В реальности «Розовая башня» состоит из десяти деревянных кубиков с гранями от 1 до 10 сантиметров. Самая простая задача – это построить башню используя самый большой куб у основания и самый маленький на вершине. В приложении всё выглядит так же, ребенок зажимает и отпускает изображения, тем самым выстраивая башню, и, кажется, неплохо начинает разбираться в понятиях «большой» и «маленький». Однако, при работе с настоящим материалом малыш изучает не только размер, но и вес, и объем кубиков, замечает, в каких ситуациях башня падает, а сами задачи можно изменять: строить не башню, а забор, обращать внимание, как меняется длина граней и многое другое. Перемещение картинок в смартфоне отличается от реального перемещения кубиков для ребенка так же сильно, как для нас игры по управлению самолётом от реального пилотирования.

Девайсы идут ребенку на пользу только в том случае, если не заменяют реальность, а дополняют её. Малышам в первую очередь нужно научиться воспринимать окружающий мир и синхронизировать информацию, поступающую одновременно от разных органов чувств, именно поэтому взаимодействие с реальными объектами всегда будет выигрывать в дошкольном возрасте.

Всегда ли гаджеты проигрывают реальности?

Возможно, что, если бы гаджеты не были важной частью современного мира, детей можно было бы полностью оградить от их использования. Но дети видят, что мама и папа пользуются телефоном и компьютером для работы, развлечений и связей с друзьями и родственниками, а значит и у малышей появляется интерес к изучению таких важных для жизни семьи штук.

Американский Монтессори педагог Марк Паувелл в своей заметке об использовании гаджетов в образовании пишет, что не согласен с полным исключением гаджетов из жизни детей.

«Конечно, я согласен с тем, что традиционные Монтессори материалы не должны заменяться информационными технологиями, и, более того, я абсолютно не одобряю появления Монтессори приложений для смартфонов (и не предлагаю их своей четырехлетней дочери). Но я прихожу к мнению, что информационные технологии очень пластичны, их можно использовать совершенно разными способами, многие из которых никак не конкурируют с традиционными Монтессори материалами», - пишет он.

Ниже мы приводим семь способов использования современных технологий на благо развития ребенка:

Цифровая фотография

Пусть искусство фотографии и не может конкурировать с рисованием по степени важности в жизни ребенка, оно тем не менее может многому научить малыша. Доротея Ланж однажды сказала: «Фотокамера — это инструмент, который учит людей, как надо видеть мир без фотокамеры». Уже в возрасте 4-5 лет дети способны создавать свои первые фотографии, что никак не мешает их исследованию мира другими способами. Детские фотоработы очень искренние и яркие, к тому же камера может стать помощником в изучении природы или, например, геометрии (найти и сфотографировать нужную фигуру). Работа с изображениями же достаточно проста, благодаря большому выбору программ для компьютеров и портативных устройств.

Всегда ли гаджеты проигрывают реальности?

Создание цифровых историй

Никак не конкурируя с традиционным написанием истории ручкой по бумаге, использование компьютера позволяет ребенку добавлять различные способы донесения своих идей и впечатлений. Так, например, после похода в зоопарк ребенок может не только описать увиденное словами, но и добавить аудиозаписи с голосами различных животных и их фотографии или видео и смонтировать всё это в одно видео.

Аудиокниги

Работа со звуком тоже имеет большой творческий потенциал. Читать вслух, создавая собственную аудиокнигу с добавлением музыки и звуковых эффектов гораздо интересней, особенно, если результатом позже можно поделиться с друзьями.

USB-дополнения

Современные магазины предлагают множество научных USB девайсов от датчиков влажности и чистоты воды и воздуха до целых портативных микроскопов. Подобные устройства прекрасно дополняют детям уроки по окружающему миру и помогают воплощать творческие идеи.

Stop-motion анимация

Stop-motion анимация создается с помощью большого количества быстроменяющихся изображений. Благодаря современным приложениям создание собственных мультиков становится возможным даже для дошкольников. Можно придумать сюжет, слепить персонажей из пластилина или Лего, продумать фон, создать сцену, сделать первый снимок, что-то поменять, сделать второй и так до конца сюжета. После этого можно прогрузить в приложение снимки в нужной последовательности и наслаждаться результатом. Несложно догадаться, что подобные мультики можно использовать и в образовательных целях.

Stop-motion анимация

Образовательные видео

Большинство современных образовательных видео не подходят для обучения по системе Монтессори, так как в них слишком много указаний, куда смотреть и что делать. Однако, можно найти и очень качественные работы (например, документальный фильм «Микрокосмос» 1996 года). Такие видео позволяют рассказать ребенку о мире, который он не может постичь собственными органами чувств: мир микроорганизмов, мир космоса, места, в которые невозможно устроить поездку малышу.

Роботехника

Современный рынок игрушек предлагает множество наборов для создания и программирования роботов. Уже с 6 лет с помощью взрослых эта задача вполне по силе любому ребенку. Среда для программирования таких игрушек обычно заточена под юных программистов, что позволяет им творить с минимальным участием взрослых.

Роботехника

«Хочу, как у мамы!»

«Мы ему накупили всяких развивающих наборов, а он всё равно лезет к нам в планшет!» - подобные фразы часто можно услышать из уст молодых родителей. Начинаем разбираться, и выясняется, что в развивающие наборы родители играли с малышом всего пару раз, а после работы сами предпочитают отдыхать за просмотром роликов на Youtube. Как же удивлён малыш: мама и папа делают в этой штуке что-то очень важное и, главное, интересное, а от него это по каким-то причинам скрывается!

Маленькие дети запрограммированы копировать родителей, это их главный механизм обучения, под это буквально заточен мозг маленького человека. С этим связано и самое большое родительское разочарование: ребенок не будет тихо развиваться у себя в комнате, пока вы заняты чем-то абсолютно другим. Поэтому, если вы замечаете, что требования планшета доходят до истерик, убедитесь, что сами не имеете склонности «залипать» в смартфон.

Это явление уже не ново: родители современных подростков и молодых людей в своё время жаловались, что те не читают, а только сидят целыми днями уткнувшись в телевизор. Стоит ли говорить, в чём зачастую крылась причина подобных явлений?

К тому же важно помнить, что почти все игры и социальные сети нашим мозгом воспринимаются как небольшая доза наркотика. Нам хочется возвращаться в игру, нам хочется листать и листать ленту Инстаграма, ведь об этом позаботились разработчики. Если нам самим сложно остановиться, то почему мы требуем этого от своих детей?

«Хочу, как у мамы!»

Золотая середина

Итак, мы приходим к выводу, что, как и многое другое, сам по себе электронный девайс – это просто инструмент, а смыслом наполняем его уже мы сами. Если взять в пример детскую лопатку, то её можно в песочнице и на благо развития использовать, и бить других по голове при выяснении отношений.

Полностью убирать информационные технологии из жизни семьи глупо – не будете же вы сами искать информацию в справочниках и пользоваться бумажными картами вместо навигатора. А если в семье девайсы есть, значит появится и интерес ребенка к ним. Пока ребенок совсем маленький, не стоит давать ему смартфон, но вот с 5-6 лет, а то и раньше, можно задумываться об использовании устройств на благо развития малыша.

Золотая середина

Безопасность

Если вы даете ребенку выход в интернет, то стоит позаботиться о безопасности. Пусть это будет его простой планшет, но с включенными функциями родительского контроля и предустановленными детскими поисковыми системами. Эти программы сведут к минимуму шансы случайных списаний денег и встречи ребенка с нежелательной информацией. Контроль за тем, что конкретно делает ребенок в сети не должен быть слишком навязчивым: это может ухудшить отношения и заставить вашего сына или дочку думать, что вы им не доверяете. Однако всё же стоит примерно представлять себе сферу интересов ребенка, и лучший способ для этого – доверительный разговор.

Цель

Каждый контакт ребенка с электронным девайсом должен иметь цель: найти информацию о том, кто обитает на дне океана на самом деле, побыть фоторепортером в зоопарке или на прогулке по лесу, с помощью навигатора найти нужный дом, посмотреть мультик, который так хвалил лучший друг, позвонить бабушке на другой конец мира. Не стоит приучать себя и ребенка использовать девайсы просто для борьбы со скукой и стрессом.

Время

Разнообразие полезно для ребенка буквально во всём. Разнообразная диета уберегает от недостатка различных микроэлементов, разнообразная физическая активность тренирует ловкость и укрепляет организм, разнообразный досуг всесторонне развивает малыша. Даже если ребенок в планшете занимается полезными и интересными вещами (например, готовит мультик на день рождения бабушки), время этой деятельности нужно лимитировать. Офтальмологи предупреждают об опасности перенапряжения глаз при использовании компьютеров и электронных гаджетов: рекомендованная нагрузка составляет не более сорока минут в день для дошкольников.

Отличные советы по ограничению использования гаджетов в семье вы найдёте в видео ниже:

Выводы

Ни одно приложение на планшет не заменить дошкольнику опыта взаимодействия с предметами в реальной жизни. Малыши учатся воспринимать информацию, приходящую от разных органов чувств, и соединять её, создавая образы различных предметов и формируя понятия. Планшет отнимает у ребенка осязание, обоняние и вкус, то есть большую часть ощущений. В этом смысле мы говорим категоричное «Нет!» заменам реальных игрушек и игр на их виртуальные аналоги. Однако, нельзя отрицать важности технологий в современном мире. Интерес ребенка к родительским девайсам рано или поздно возникает, и в этот момент родителям нужно продумать способы использования планшетов и компьютеров, которые бы способствовали развитию ребенка. Это может быть поиск информации и разные виды цифрового творчества. Но даже в этом случае перед родителями остается задача мягкого контроля за продолжительностью и наполнением взаимодействия ребенка с электронными девайсами.

Заключения

Очень непростая задача стоит перед родителями, которые хотят организовать время дошкольника с максимальной пользой для его развития. Велико искушение выкроить хотя бы часик времени для себя и домашних дел, сунув ребенку планшет, ведь так он точно будет завороженно смотреть в экран и не нанесет ущерба комнате в ваше отсутствие. Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» предлагает выкроить время для себя с максимальной пользой для ваших детей. Наши центры находятся недалеко от дома, в них работают только квалифицированные и опытные педагоги, а все занятия направлены на развитие ребенка и очень нравятся самим детям. Вы можете выбрать дни, направления занятий и продолжительность пребывания ребенка в клубе в соответствии с вашими пожеланиями и быть уверенными, что это время идёт на пользу вам обоим. Приходите в детский Монтессори клуб «Созвездие» и убедитесь в этом сами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана