Как и зачем развивать в ребенке чувство юмора?

Как и зачем развивать в ребенке чувство юмора?

Чувство юмора приносит в жизнь семьи яркие краски, помогает справляться с трудностями и способствует расширению круга общения. Часто нам кажется, что чувство юмора — это врожденное качество личности, наподобие голубых глаз. Но на самом деле это не что иное, как навык, который можно и нужно развивать с самого детства. Он помогает малышу становиться сообразительнее, наблюдательнее и легче переживать неудачи.

Зачем человеку чувство юмора?

Юмор – это то, что делает вещи смешными. Человек с развитым чувством юмора имеет способность замечать смешное и поднимать этим настроение себе и другим. Хорошее чувство юмора – это навык, с помощью которого ребенок на протяжении всей жизни сможет легче улавливать суть вещей, находить неочевидные связи и признаки предметов, да и просто получать больше удовольствия от жизни, не принимая всё слишком близко к сердцу. Доказано, что дети с развитым чувством юмора более оптимистичны, у них выше самооценка, они легче справляются с непривычными ситуациями и чувствуют себя счастливее. Более того, такие малыши обычно легко находят контакт со сверстниками. Благодаря всем этим качествам они легче переживают перемены и тревожные ситуации, будь то переезд в другой город или конфликт с другом. Хорошее чувство юмора помогает дошкольникам не только в эмоциональном и социальном плане. Исследования показывают, что люди, которые смеются больше других, имеют ниже риск развития депрессии и многих других болезней. Чем меньше у человека стресса, тем ниже давление, пульс, тем лучше работает пищеварение. Доказано, что смех даже снижает болевую чувствительность!

Чувство юмора наполняет наши жизни радостью. И ничто не сравнится с моментами, когда мы можем искренне посмеяться вместе с нашими детьми.

Зачем человеку чувство юмора?

Разный возраст – разный юмор

Чувство юмора начинает развиваться с самых ранних лет. Однако, то, что смешно трехлетке, вряд ли вызовет улыбку на лице подростка. Более того, зачастую темы для шуток и вещи, вызывающие смех, являются индикаторами того, в какой сфере развитие ребенка проходит наиболее активно. Давайте же разберемся, как развивается чувство юмора у детей на разных этапах их развития.

Есть ли чувство юмора у младенцев?

Где-то на втором месяце жизни ребенок начинает отвечать улыбкой на речь взрослых, психологи называют это социальной улыбкой. Младенцы улавливают моменты, когда родители в хорошем настроении. Если вы издаете смешные звуки, состраиваете гримасы, а потом улыбаетесь и смеетесь, ребенок скорее всего почувствует ваш настрой и отзовётся на него. К тому же примерно с 4 месяцев малыши отлично реагируют на физические раздражители, например, щекотку. В возрасте от 9 до 15 месяцев дети уже начинают понимать комичность неожиданных ситуаций. Например, если мама положит игрушечного утёнка себе на голову и начнёт квакать – это необычно, а значит смешно. Такую реакцию можно назвать первым проявлением чувства юмора и признаком развития мышления ребенка.

Как развивает чувство юмора в раннем возрасте

В возрасте от 1 до 3 лет детей всё так же привлекает юмор без слов, особенно с элементом неожиданности (например, внезапная щекотка, игра в «Ку-ку!», появление и исчезновение предметов в поле зрения). В этом же возрасте многие малыши уже начинают первые попытки рассмешить родителей. Например, специально давать неправильный ответ на какой-то простой вопрос, ожидая реакции родителей, или продефилировать по квартире в родительских ботинках. Так, например, на вопрос «Где у тебя ручки?», ребенок может показать на ноги и начать смеяться.

Важно отметить, что в этом возрасте всё ещё активно развито подражание, поэтому ребенок может подражать другим детям, родителям и даже героям мультиков. Со временем, когда малыши начинают говорить, их забавляют рифмы и сочинение новых слов.

Как развивает чувство юмора в раннем возрасте

Чувство юмора у дошкольников

Дошкольники с удовольствием смеются над вещами и событиями, в которых что-то пошло не так (картинка машины с квадратными колесами, кадр из мультфильма, где главный герой неожиданно хватает половник вместо весла или стихотворение, которое внезапно оканчивается не в рифму или выдуманным словом). Любые сочетания несочетаемого забавляют детей этого возраста. Это говорит также и о хорошем развитии мышления ребенка. Однако, важно также отметить, что слишком необычные вещи могут вместо смеха вызвать страх. Именно поэтому малыши часто боятся клоунов и ростовых кукол. В период приучения к горшку появляется так раздражающий и заставляющий краснеть родителей «туалетный» юмор. Многие психологи объясняют это повышенным вниманием ребенка к данной сфере жизни в связи с задачей научиться произвольно управлять своими физиологическими процессами. Подобный юмор помогает снимать психологическое напряжение и не является признаком отклонения в развитии ребенка.

Младшие школьники

Школа предоставляет ребенку большое количество новых способов общения и взаимодействия. Словарный запас и кругозор детей расширяется, а вместе с ними и репертуар шуток. Школьники начинают использовать всё больше шуток, основанных на преувеличении, простейшей игре слов и нелепых ситуациях. В более старшем возрасте, когда словарный запас ребенка заметно вырос, на первый план выходят каламбуры, смешные загадки и другие игры со словами. По предпочитаемым шуткам детей можно делать косвенные выводы о развитии их мышления и речи. Уже к концу начальной школы чувство юмора ребенка становится частью его индивидуальностью, появляется свой стиль, ребенок учится понимать уместность шутки в разных ситуациях и использовать её в разных целях, чувство юмора становится взрослым, впрочем, как и сам ребенок.

Детям кажется смешным делать что-то, что выходит за рамки ожидаемого от них поведения. В это же время дети начинают демонстрировать остроумие и сарказм, используют юмор для того, чтобы справиться со сложностями.

Младшие школьники

Уроки юмора для детей

Никогда не рано начинать развитие чувства юмора ребенка. Младенческие улыбки и смех приносят родителям много радости, и они, даже не всегда осознанно, делают всё, чтобы вызвать их снова. Здесь в ход идут улыбки, щекотки и смешные интонации, которые учат ребенка улыбаться и смеяться, повторяя поведение взрослых. Важно не забывать поощрять проявления юмора и в более старшем возрасте. Отмечайте моменты, когда ваш ребенок заставил вас улыбнуться, не бойтесь быть естественными и несерьёзными, наблюдайте, как с возрастом меняется тема для шуток у вашего малыша и поддерживайте его попытки шутить.

Какие советы могут помочь развить у ребенка чувство юмора?

  • Будьте примером. Самый лучший способ развить любое качество у ребенка – это родительский пример. Шутите, рассказывайте смешные истории, не стесняйтесь смеяться при своих детях. Показывайте на своем примере, что проблемы подобные бардаку в детской или пятну на рубашке чаще можно решить с помощью шутки. Например, рассказать, что как-то папа чуть не заблудился в детской, или, что для полной коллекции маме на футболке не хватало как раз пятна от черничного варенья. Но помните, что в этих ситуациях очень важен ваш собственный настрой, если вы по-настоящему разозлись, шутки могут прозвучать очень обидно.

  • Поддерживайте шутки малыша. Поддерживайте интерес ребенка к юмору, даже если его шутки поначалу не кажутся вам смешными. Если крохасказал, что утки мяукают, обязательно расскажите, как задорно кудахчут кошки по утрам. А если малыш вставил ноги в ваши ботинки, покажите, как примериваете его тапочки на свои пальцы.

Какие советы могут помочь развить у ребенка чувство юмора?

  • Отмечайте смешные ситуации. Сделайте юмор частью вашей повседневной жизни. Не бойтесь делиться с ребенком смешными наблюдениями и вдохновляйте его находить смешное.

  • Развивайте мышление и речь ребенка. Находите сходства и различия разных вещей, придумывайте альтернативные варианты использования привычных предметов, играйте в слова, придумывайте истории, поощряйте проявления креативности.

  • Создавайте среду. Не стесняйтесь дарить своим детям смешные книги – малышам подойдут простые книжки с картинками, дети постарше с удовольствием будут читать и обсуждать с вами смешные рассказы и комиксы. Не забывайте про юмористические передачи, мультики и фильмы для всех возрастов – помогайте ребенку с выбором, не стесняйтесь смотреть детские мультики и фильмы и смеяться вместе.

Устанавливаем границы

Разумеется, никто не хочет портить настроение своему ребенку, но дети нуждаются в границах. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок стал мастером обидных и неприличных шуток. Как же избежать «негативных последствий»?

  • В первую очередь не допускайте обидных шуток и пошлостей в своей речи и никогда не смейтесь над подобными шутками при ребенке.

  • Не бойтесь обсудить с малышом, почему и в каких ситуациях некоторые шутки неуместны.

  • В период расцвета «туалетного» юмора или «злых» шуток, старайтесь мягко уводить тему и не выражать бурного одобрения подобного проявления юмора. Однако, не стоит проявлять излишней строгости. Полный запрет этих тем не самая лучшая идея, полезнее очертить ситуации и объяснять ребенку, что, например, так нельзя шутить за столом или в гостях, а дома можно позволить себе больше вольностей.

  • Будьте внимательны в своих шутках, адресованных самому ребенку. Помните, что некоторые виды юмора (например, иронию) дети могут не понять, а высказанное только обидит их. Особенно внимательными надо быть в ситуациях, когда ребенок сильно расстроен или устал. В такие моменты лучше шутить над собой, а не над ним.

Никогда не используйте юмор, чтобы унизить кого-то. Если замечаете, что ребенок смеется над чужими недостатками, попробуйте понять причины его поведения и спокойно объяснить, что хорошая шутка – это шутка, над которой смеются все её участники.

Устанавливаем границы

Смеёмся всей семьей

Возможно самое важное в юморе то, что он социален по своей природе. Именно поэтому мы гораздо чаще смеемся в кинотеатре с другими людьми, чем при просмотре фильма в одиночку. Поэтому самое важное условие развития чувства юмора ребенка – это весело проводить время всей семьей. Можно рассказывать друг другу смешные истории и анекдоты, играть в смешные игры и смотреть вместе комедии. В некоторых семьях отлично приживаются и несерьезные традиции: носить одинаковые пижамы, вместе готовить еду на выходных или устраивать сражения на вилках перед ужином. Такие моменты не только хороши пока дети маленькие, но и вызывают много теплых воспоминаний у уже выросших детей.

Смеёмся всей семьей

Выводы

Чувство юмора – это качество присущее счастливым детям, оно помогает им справляться с трудностями и заводить новые знакомства, снижает уровень стресса и делает жизнь ребенка ярче. Умение замечать смешное и шутить – это навык, а не врожденное качество, поэтому его можно развивать. Развитие чувства юмора начинается с самого раннего возраста и проходит несколько стадий, до того момента, как становится частью индивидуальности. Родительский пример, внимательное отношение и насыщенная среда – это те условия, которые способствуют развитию чувства юмора у ребенка.

Заключение

Психологический климат в детском коллективе – одна из важнейших составляющих благополучия крох. Сотрудники детского Монтессори-центра «Созвездие» ежедневно создают для детей атмосферу праздника. Наши педагоги не боятся шутить и смеяться вместе с детьми. Для нас важна каждая улыбка ваших малышей, ведь мы убеждены, что на пользу идут только те занятия, которые нравятся детям. Мы всегда ждём Вас в гости!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия