Дети в стране великанов

Дети в стране великанов
До Марии Монтессори никто всерьёз не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где всё сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребёнку хаосом, где всё зависит от воли великана-взрослого. Так стакан, разбитый ребёнком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребёнка знаком, что он не имеет права на ошибку.
 
Мария Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети - не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: “Чтобы воспитывать ребёнка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу”. И действительно, наблюдать за ребёнком, насильно усаженным за парту, бессмысленно - что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребёнок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей.

Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его “помощью жизни”. В этом смысле её метод не имеет никакого отношения к многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребёнка свой, и задача педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути естественного развития малыша.

Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь воспитания, который коротко можно передать одной ёмкой фразой: “Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде”.

Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребёнка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что со взрослением ребёнка и изменением главных задач должно изменяться и его подготовленное окружение. Как уже говорилось, первой средой, отвечающей всем потребностям развития ещё не рождённого малыша, становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трёх лет, когда, как считает Мария Монтессори, может быть начато осознанное обучение, ребёнок нуждается в профессионально организованной развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и её неотъемлемая часть. А в среде продумано всё и нет мелочей. Мебель - светлых тонов, лёгкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно.

В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определённом порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделён на области: область упражнений в практической жизни, сенсорная область , область математического материала и область развития речи, иногда говорят и о естественнонаучной области. Каждая из этих областей имеет свое предназначение.

Монтессори-среда дома

Развивающую среду для детей до трёх лет можно создать и дома. Конечно, её эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном промежутке ребёнку важно побольше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одёргивать ребёнка различными и бесконечными “нельзя”, необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности.

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения