Задержка речевого развития у детей: причины, диагностика и коррекция

Задержка речевого развития у детей: причины, диагностика и коррекция

Задержка развития речи у ребенка до 3 лет – проблема, с которой в последнее время сталкивается все больше семей. Своевременно заметив нарушения и начав коррекционно-развивающую работу с малышом, можно в значительной степени скомпенсировать имеющиеся трудности. В этой статье мы расскажем о стадиях развития речи, возможных причинах задержки речевого развития, а также о занятиях, которые будут полезны деткам с данными особенностями.

Стадии развития речи ребенка

Траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей. Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

Возраст

Развитие речи

1-3 месяца

Крик.

3-6 месяцев

Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).

4-5 месяцев

Визг, смех. Гуление в различных интонациях.

6 месяцев

Лепет (слоги «ма», «ба»).

7-8 месяцев

Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.

9-11 месяцев

Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).

1–1,5 года

Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).

2-3 года

Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.

3 – 4 года

Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития. Не стоит откладывать это на потом.

Стадии развития речи ребенка

Как проявляется задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, для которой характерно нарушение сроков появления речи, уменьшенный словарный запас, дефекты звукопроизношения и грамматического строя речи. Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Специалисты различают три степени ЗРР:

  1. Легкая степень ЗРР – отсутствие патологий нервной системы. Возможны нарушения эмоционально-волевой сферы.
  2. Средняя степень ЗРР – отставание в развитии речи сочетается с поражениями нервной системы. У таких детей могут наблюдаться тремор, параличи органов артикуляции, тики, а также различные нарушения работы психических процессов.
  3. Тяжелая степень ЗРР – характерна для малышей с поражениями речевых зон мозга. В данном случае наблюдаются серьезные трудности с овладением речью в комплексе с нарушениями памяти, внимания, мышления, произвольной регуляции (самоконтроля).

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

В зависимости от степени ЗРР определяется индивидуальный маршрут коррекционной работы. Малышам с тяжелыми нарушениями развития речи требуется длительное сопровождение различных специалистов.

Как проявляется задержка речевого развития?

Причины и диагностика задержки речевого развития

Если Вы подозреваете у крохи задержку развития речи, необходимо обязательно обратиться за специализированной помощью. Наиболее точно определить причины ЗРР помогут следующие специалисты:

  • Педиатр (оценка общего развития ребенка);
  • Невролог (исследование состояния головного мозга, крупной и мелкой моторики);
  • Отоларинголог (проверка слуха);
  • Психолог (оценка уровня психического развития);
  • Логопед (обследование органов артикуляции, диагностика уровня понимания речи, изучение словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя речи, фразовой речи).
  • В ряде случаев может потребоваться дополнительное обследование у дефектолога, сурдолога, ортодонта, психиатра.

Причины задержки речевого развития могут быть следующими:

  1. Биологические причины: родовые травмы, недоношенность, минимальная мозговая дисфункция, воспалительные заболевания (энцефалит, менингит), повышенное внутричерепное давление, заболевания органов слуха, наследственность.
  2. Психологические причины: недостаток общения, гиперопека, необогащенная окружающая среда и так далее.

Причины и диагностика задержки речевого развития

Коррекция ЗРР у малышей

Способы коррекции и лечения задержки речевого развития зависят от причины, по которой произошло нарушение, и устанавливаются специалистами после диагностических обследований. В некоторых случаях врачами назначается медикаментозное лечение, массажи. Мы же в общих чертах расскажем Вам о том, как помочь ребенку научиться говорить в домашних условиях. Эти занятия станут хорошим дополнением к работе со специалистами.

  • Речевое общение с близкими людьми. Общение ведет за собой развитие. Совместные игры со взрослыми, эмоциональная близость – это то, без чего невозможно гармоничное развитие крохи. Старайтесь чаще задавать малышу вопросы, подталкивать к диалогу и совместному исследованию мира.

  • Изучение окружающего мира. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у ребенка целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты.

  • Развитие слухового восприятия. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку. Примером упражнения из данной категории является игра «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.

В развитии речи важна регулярность и последовательность. Занимаясь с малышом дома, начинайте с отработки простых навыков и, только когда они будут доступны крохе, затем переходите к более сложным упражнениям.

Коррекция ЗРР у малышей

  • Дыхательные упражнения. Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов. Подробнее о дыхательных упражнениях Вы можете почитать в одной из наших предыдущих статей.

  • Артикуляционная гимнастика. Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться произносить звуки правильно.

  • Пальчиковые игры – это уникальный способ развития крохи. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.

  • Развитие мелкой моторики: игры с водой и сыпучими материалами, лепка, аппликация, рисование, шнуровки и многое другое. Подбирайте игры, которые нравятся именно Вашему ребенку, ведь удовольствие от процесса также играет немаловажную роль в развитии крохи.

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.

Выводы

Заключение

Речевые нарушения очень разнообразны, и родители могут не замечать их или оправдывать возрастом ребенка. Очень важно не затягивать, и как можно раньше посетить логопеда, если есть малейшие сомнения относительно правильности речи малыша. В ходе обследования  логопед детского Монтессори-клуба «Созвездие» определит, как развивается речь вашего крохи, сделает соответствующее заключение и даст рекомендации. При выявлении речевого нарушения или отклонения, специалист составит для ребенка индивидуальную коррекционную программу. Записывайтесь и приходите на занятия к нам в центр!