Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори

Краткое разъяснение основных педагогических идей Монтессори

Монтессори метод – это один из самых распространенных педагогических подходов не только к обучению, но и к целостному воспитанию личности. На чем же строится технология Монтессори?

В основе метода лежит убежденность, что дети достигают лучших результатов и развиваются гораздо гармоничнее в среде, которая соответствует их возрасту и не сковывает их возможности приобретения новых знаний.

Сторонники школы Марии Монтессори постоянно повторяют, что воспитание человека должно быть всесторонним и захватывать его эмоциональное, физическое, социальное и когнитивное развитие.

Педагогическая теория М. Монтессори строится на убеждении, что ни один человек не может получить знания напрямую от другого человека – этому процессу всегда предшествует проживание собственного опыта, а значит, только мы сами с самого первого дня нашей жизни творим свое образование.

Сперва это может звучать глупо. Какое может быть самообразование у ребенка двух-трёх лет?

Дело в том, что дети любознательны по своей природе (вспомните, как едва начавшие ходить малыши становятся настоящим домашним ураганом). Эту природную склонность к приобретению знаний через опыт Монтессори назвала «впитывающий ум», именно взращиванием природной любознательности и переводом её в конструктивное русло и занимается Монтессори педагогика.

Основные понятия Монтессори педагогики

Несмотря на достаточную простоту цели, реализация подобного подхода требует огромных усилий: необходимо правильно подготовить пространство и материалы и понимать, как взаимодействовать с ребенком.

Давайте выясним, из каких элементов складывается подход к воспитанию и обучению детей выросший на педагогических идеях Марии Монтессори.

Подготовленная среда по Монтессори

В данном подходе принято уважать ребенка и его индивидуальность уже с первых дней жизни. Соответственно ребенок должен иметь право выбирать себе занятие и самостоятельно заботиться о себе, и это должно быть предусмотрено средой.

  • Педагогика Марии Монтессори невозможна без правильно подобранной мебели, сантехники и инструментов: подходящие по размеру и другим физическим характеристикам, преимущественно из натурального материала. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно пользоваться всеми своими вещами и необходимыми зонами как дома, так и в детском центре
  • Среда по Монтессори должна быть не только функциональной, но и красивой. В соответствии с идеями М. Монтессори для оформления пространства подойдёт минималистичный дизайн и сдержанные светлые оттенки, деревянные элементы естественных цветов, натуральные ткани
  • Очень важно при оформлении пространства подготовить достаточное, но не избыточное количество предметов: помещение не должно быть перегруженным и отвлекать внимание ребенка на себя

Подготовленная среда по Монтессори

Методический материал в Монтессори педагогике

Монтессори материал – это все те увлекательные задания, которые ребенок выполняет  в период свободной работы в Монтессори пространстве. Материал может быть как приобретенным в детских магазинах, так и сделанным в домашних условиях, главное, чтобы он соответствовал идее Марии Монтессори о развитии ребенка:

  • Активность имеет определенную развивающую цель и ценность,
  • Направлена на конкретную сферу развития ребенка,
  • Ребенок сам может заметить свои ошибки при выполнении и исправить их,
  • Набор существует в единственном экземпляре,
  • Активность развивает мышление ребенка, а не использует зазубривание и механическое заучивание действий

Краткое описание зонирования пространства по  технологии Монтессори

Монтессори активности обычно располагаются в различных зонах, объединённых общей целью и знакомящих ребенка с конкретной областью человеческих знаний или свойствами мира.

Зона упражнения практических навыков – визитная карточка идей Марии Монтессори. Она первая обратила внимание, что детей нужно учить, как правильно ухаживать за собой и поддерживать порядок. Помимо пользы для моторики и когнитивного развития, упражнения практических навыков позволяют ребенку стать более независимым, эффективно общаться с людьми и относительно быстро освоить базовые правила этикета.

Зона сенсорного развития ещё один важный пункт Монтессори педагогики. Ребенок в первые годы жизни как бы настраивает все свои органы чувств: учится воспринимать визуальную картину мира, тренирует остроту слуха, знакомится с разнообразием вкусовых и тактильных ощущений. Все, даже самые высшие мыслительные функции, в первую очередь связаны с точностью интерпретации ощущений, поэтому сенсорное развитие занимает особое место в Монтессори методе.

Зона русского языка расширяет словарный запас ребенка, а в старшем возрасте знакомит с чтением и письмом. В обучении письму Монтессори технология часто использует шершавые карточки и письмо по песку, это дает ребенку возможность запомнить очертания букв. Также в этой зоне много карточек, развивающих фонетический слух и готовящих к чтению.

Зона математики – это первые уроки математики и логики, где дети связывают понятия числа и количества, осваивают числовой ряд, порядки, базовые операции с числами. Даже такая абстрактная наука в Монтессори подходе изучается на основе практического опыта с помощью счетных цилиндров, бусин и так далее.

Краткое описание зонирования пространства по  технологии Монтессори

Зона наук об окружающем мире. Здесь происходит много интересного: изучается биология,  химия, физика и науки об обществе. Всё также в формате мини-проектов и практических занятий.

Кратко о подготовке взрослого к работе по Монтессори технологии

Профессионалы обычно проходят официальный тренинг по Монтессори подходу, на котором изучают возрастные особенности детей и их образовательные потребности. Также многое педагогам приходится узнать о составление учебных планов, диагностике и работе с конкретными материалами. В идеале взрослый, сопровождающий ребенка в его развитии должен отвечать следующим качествам:

  • Понимает психологические и физические особенности детей в зависимости от возраста,
  • Мягко и уважительно помогает справиться с трудностями как в работе с материалом, так и в общении, но не приказывает и не делает работу за ребенка,
  • Точно знает способ работы с каждым материалом и порядок демонстрации его ребенку,
  • Наглядно демонстрирует принцип работы с материалом, но не вмешивается в занятие ребенка,
  • Поддерживает порядок в комнате, но мотивирует детей убираться самостоятельно,
  • Уважительно и спокойно общается как с взрослыми, так и с детьми

Педагоги и родители – это главные помощники ребенка, но не абсолютные источники знания для него. Взрослые являются проводниками, а значит, несмотря на свой опыт и знания, они должны помочь ребенку проделать путь познания самостоятельно.

Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе

Мария Монтессори не поощряла сравнение детей друг с другом и оценку их развития по стандартизированной шкале. Часто учреждения используют аналоги отметок – солнышки, звездочки и смайлики. Такой подход лишь вводит в заблуждение, так как по сути своей является той же самой оценкой.

Вместо этого в Монтессори педагогике используется сбор индивидуальной обратной связи, которая состоит в основном из наблюдений за ребенком. Целью таких оценок является не похвалить или отругать, а совместно с родителями определить, что необходимо ребенку для дальнейшего развития в данный конкретный момент.

Сам же ребенок получает обратную связь в беседе с педагогом, который обращает внимание на работу ребенка с конкретным заданием. Это позволяет сформировать у ребенка адекватную и устойчивую самооценку, не зависящую от мнения других людей, но чуткую к достижениям.

Отношение Марии Монтессори к оценкам в педагогической системе

Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори

Помимо основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Перечислим главные из них.

  • Индивидуальный подход к ребенку. В методе Монтессори нет привычной классно-урочной системы, поэтому детям не надо ждать более медлительных сверстников или любой ценой догонять тех, кто уже завершил задание. Этот факт влияет не только на эффективность работы, но и на общий уровень стресса в коллективе.
  • Разновозрастные группы. Дети прекрасно учатся друг у друга (вспомните, как во дворах старшие дети объясняли младшим правила игр). Разновозрастные группы позволяют побыть и в роли младшего, и в роли старшего. Это отлично развивает коммуникативные навыки и лидерские качества ребенка.
  • Развитое внимание - ключ ко всему. Мария Монтессори не раз упоминала, что продуктивное обучение начинается с умения ребенка спокойно и естественно фокусироваться на какой-то одной деятельности. Современный мир с его бесконечным телевизором и планшетом делает эту работу за ребенка, самостоятельно сменяя игры и мультики. Монтессори же со своим подобранным по возрасту материалом и свободой планирования времени позволяет развить и укрепить произвольное внимание детей.

Другие важные характеристики организации обучения в соответствии с педагогическими идеями Монтессори

Выводы

Несмотря на кажущуюся простоту педагогические идеи М. Монтессори непросты в реализации. Предоставить ребенку «полезную» свободу можно только в правильно подготовленном пространстве, а, несмотря на самостоятельную работу ребенка с материалами, от взрослого требуется много знаний и умений, чтобы по-настоящему поддержать малыша. Тем не менее, направление имеет миллионы сторонников по всему миру, так как результаты подхода поражают: дети становятся увереннее, лучше держат внимание и демонстрируют успехи в учебе.

Заключение

Познакомиться с технологией М. Монтессори вживую можно в детских центрах сети «Созвездие». Мы специализируемся на дошкольном Монтессори образовании и предлагаем групповые и индивидуальные занятия для детей с первого года жизни.

Специально для родителей, которые ещё не уверены, подойдёт ли Монтессори конкретно их ребенку, мы предлагаем посетить бесплатное пробное занятие в любом нашем клубе. Для записи достаточно заполнить форму на сайте или просто позвонить нам. Мы ждём вас в гости!