Практический каждый малыш хотя бы раз в тайне и без разрешения брал что-то чужое. При этом детское воровство относится к категории так называемых «стыдных» проблем: большинство взрослых остро реагируют на подобные случаи с участием их детей, но стесняются говорить об этом вслух. Степень серьезности проблемы зависит от возраста ребенка и его мотивов. В этой статье мы поговорим о возможных причинах воровства в дошкольном возрасте и о том, как правильно вести себя вести с малышом, если он замечен в краже.
Возраст ребенка как критерий осознанности воровства
От того сколько малышу лет, сильно зависит уровень его самосознания и нравственного развития. Маленькие дети не понимают разницу между своим и чужим, поэтому их «воровство» неосознанно. Двухлетний ребенок может забрать себе вещь, которая его привлекает, и не задуматься о том, что он сделал что-то плохое. Способности контролировать сиюминутные порывы и предугадывать последствия своих действий начинают формировать в возрасте 3-4 лет. Дети дошкольного возраста чаще всего осознают, что нельзя брать чужое, потому что хозяин вещи может расстроиться из-за пропажи. В 5-6 лет малыши обычно уже хорошо знакомы с понятием собственности, но, тем не менее, импульсивность и эгоцентризм, свойственные дошкольникам, зачастую толкают детей на «плохие» поступки.
Возраст ребенка – один из главных критериев осознанности его действий. Однако это не всегда верно: есть дети, которые и в школьном возрасте не понимают, что воровство – это недопустимое поведение, а есть те, кто осознает это с ранних лет.
Причины воровства в детском возрасте
-
Вещь сильно привлекает ребенка, и он не в состоянии справиться с желанием владеть ею. Например, на прогулке или в гостях малыш увидел у другого ребенка игрушку, о которой он давно мечтал. Для малыша понятия «своё» и «чужое» являются абстрактными, поэтому он не видит ничего плохого в том, чтобы забрать себе вещь, которая ему нравится.
-
Желание сделать подарок близкому человеку. Часто дети воруют из лучших побуждений, например, чтобы сделать приятное кому-то из близких. Это стремление может брать верх над нравственными нормами.
-
Часто малыши думают, что если они что-то нашли, то они могут оставить это себе. Необходимо объяснять ребенку, что у каждой вещи есть хозяин, который возможно ее ищет, поэтому не нужно присваивать найденное себе.
-
Желание привлечь внимание. Воровство редко оставляет окружающих равнодушными, и малыш, который испытывает недостаток внимания, может пытаться восполнить его социально неприемлемыми способами.
-
Дурной пример. Если дети являются свидетелями пусть даже мелкого и незначительного воровства, особенно если его совершают близкие люди, такое поведение может восприниматься как норма. Часто также малыши воруют «за компанию».
-
Желание отомстить или наказать кого-то.
-
Чувство ущемленности и нехватка у ребенка того, что есть у его сверстников.
-
Стремление обрести контроль над ситуацией. Ребенок с низкой самооценкой, осознавая, что своим поступком он доставляет кому-то неприятности, чувствует свою власть и таким образом приобретает уверенность в себе.
Дети дошкольного возраста из-за неразвитости самоконтроля не всегда способны справиться с желанием обладать чужой вещью. Чаще всего факт воровства не осознается ребенком или не оценивается им как что-то плохое.
Бытует мнение, что воровство присуще исключительно детям из неблагополучных семей. Действительно, асоциальное поведение родителей, недостаток внимания или низкий материальный статус могут стать причиной воровства. Однако малыши из достаточно благополучных и обеспеченных семей также бывают замеченными в этом деле. Как в тех, так и других семьях часто встречаются ошибки воспитания:
-
Непоследовательность. Если в одном случае родители закрыли глаза на поступок ребенка, а в другом – ругались, или обещали наказать, но не сделали этого, малыш не понимает, какого поведения от него ожидают. К этой категории ошибок также относится расхождение требований к ребенку с примером, который родители ему подают (к примеру, взрослые учат малыша, что брать чужое недопустимо, но сами приносят домой с работы то, что «плохо лежит»).
-
Несогласованность требований взрослых. Иногда родители не могут договориться, как вести себя с ребенком. Например, один из родителей не видит ничего зазорного в мелкой краже, а другой считает это недопустимым.
-
Вседозволенность. Малышу, который привык, что его желания всегда на первом месте, трудно научиться думать о чувствах других.
-
Тотальный контроль за ребенком часто приводит к тому, что кроха начинает утаивать что-то от взрослых или действовать им наперекор. Наличие слишком большого количества запретов, в том числе, только подталкивает ребенка к их нарушению.
Если малыш был пойман на воровстве, нужно обязательно разобраться в причинах этого поступка. Необходимо подумать, чего не хватает ребенку, а также проанализировать стиль семейного воспитания.
Как вести себя с ребенком, если он был пойман на воровстве?
-
В первую очередь, выясните, действительно ли ребенок украл вещь. Возможно, он поменялся игрушками с другом или ему сделали подарок. Никогда не обвиняйте малыша, если Вы не уверены в факте воровства наверняка, так как это сильно ранит кроху.
-
Не обсуждайте поступок ребенка в присутствии посторонних людей. Лучший способ выяснить подробности произошедшего – спокойная беседа наедине с малышом.
-
Объясните ребенку, что он совершил плохой поступок, но не навешивайте на ребенка ярлык вора, так как это только негативно влияет на его самосознание. Расскажите, как можно получить желаемое, используя цивилизованные способы (договориться, попросить, поменяться на время и так далее).
-
Выразите свои чувства по поводу данной ситуации («я очень огорчена», «я не ожидала, что найду эту вещь здесь», «я злюсь, потому что ты нарушил правило»).
-
Постарайтесь определить причину, по которой ребенок совершил воровство. Может, малыш давно мечтал об этой вещи? Может быть, ему просто не хватает Вашего внимания или он хотел таким образом отомстить за обиду? Поняв причину, подумайте, чем Вы можете помочь ребенку.
Если ребенок не признает свою вину за содеянное, не нужно заставлять его делать это. Возможно, он боится признаться, так как не хочет Вас разочаровывать.
-
Обсудите чувства человека, чья вещь была украдена.
-
Поддержите ребенка. Дайте ему понять, что каждый человек сталкивается с соблазнами, но не всегда мы способны выдержать это испытание. Нужно постараться вынести из этой ситуации урок и впредь больше так не поступать. Малыш не должен чувствовать себя плохим и отождествлять себя с нечестным человеком.
-
Помогите ребенку исправиться и найти выход из ситуации. Вместе с малышом верните украденную вещь ее владельцу (не нужно заставлять делать это самостоятельно, так как, скорее всего, малыш будет испытывать сильный страх) и извинитесь за содеянное.
Профилактика воровства
Чтобы предотвратить воровство, обязательно обсуждайте с малышом эту тему и придерживайтесь следующих принципов:
-
Дайте ребенку понять, что воровство – это плохо;
-
Объясните, что перед тем, как взять чужую вещь, обязательно нужно получить разрешение ее владельца;
-
Проговаривайте малышу, что, если поблизости нет хозяина найденной вещи, все равно не нужно брать ее себе;
-
Ребенок должен понять, что воровство ведет за собой такие негативные последствия, как потеря доверия, ссоры с друзьями, чувство вины и стыда;
-
Учите ребенка прогнозироваться эмоции других людей и сопереживать им;
-
Приучайте малыша к тому, что за свои поступки нужно отвечать;
-
Будьте последовательны в своих словах и действиях;
-
Не подавайте дурной пример.
Выводы
Родители, которые поймали малыша на воровстве, часто винят в случившемся себя, считая причиной этого поступка недостаток воспитания. Почему именно мой ребенок? Что я сделал не так? Что подумают окружающие? Действительно, часто «плохие» поступки малышей, в том числе кражи, связаны с ошибками воспитания (непоследовательность, гиперопека или сверхконтроль). Но зачастую воровство объясняется особенностями психики детей дошкольного возраста: импульсивность, трудности самоконтроля, неспособность различать свое и чужое. Реакция взрослых на проступок крохи должна зависеть от возраста ребенка, а также от того, случилось ли это впервые или повторяется уже несколько раз, признает ли малыш свою вину. В любом случае, необходимо хорошо разобраться в ситуации, поддержать ребенка и помочь ему исправиться. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша чувствовать себя плохим человеком, так как это ощущение может остаться с ним на всю жизнь.
Заключение
Иногда понять причину детского воровства бывает совсем не просто, ведь за внешним благополучием ребенка могут скрываться сильные внутренние переживания. Если малыш неоднократно был замечен на воровстве, необходимо обратиться за помощью к специалисту. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию психолога, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения