Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?

Развитие речи у детей: как помочь ребенку научиться говорить?

Чаще всего здоровые дети произносят свои первые слова в возрасте около года. Если этого не происходит, многие родители начинают бить тревогу. Однако эксперты в области раннего развития пришли к выводу, что запуск речи – это индивидуальный процесс, для которого нет четкого возрастного периода. Исследования речевого развития показывают, что появление у ребенка речи зависит как от созревания определенных отделов головного мозга, так и от среды, в которой растет ребенок. Зная особенности своего ребенка, родители могут создать для него благоприятное окружение и помочь преодолеть трудности в развитии речи вашего малыша.

Развитие речи в раннем возрасте

Развитие речи в раннем возрасте

Иногда за «настоящие» слова мы принимаем детский лепет. Ребенок до года пытается повторить речь взрослого на своем, часто понятном только маме, языке. Уже полугодовалый малыш использует жесты и отдельные звуки, чтобы обозначить свою потребность. Также в этом возрасте ребенок учится соединять гласные и согласные звуки, то если произносить слоги.

Сам процесс развития речи не является планомерным у детей раннего и дошкольного возраста, очень часто можно наблюдать скачки в речевом развитии. Все дети начинают говорить в разное время. К году некоторые дети уже могут произносить до 15 отдельных слов. А по подсчетам детского психолога Ш. Бюллер, к 1,5 годам словарный запас ребенка может достигать 232 слов. В то же время есть здоровые дети, которые в возрасте двух лет не говорят ни слова. Такие «молчуны» могут внезапно начать говорить целыми фразами, догоняя и опережая своих сверстников.

Чтобы разговорить молчуна и стимулировать развитие его речи, нужно озвучивать свои действия, побуждать к диалогу с помощью вопросов, с интересом слушать и пытаться понять ответы малыша. Тогда вы непременно услышите то заветное первое слово.

Стадии развития речи ребенка

Стадии развития речи ребенка

Как мы уже сказали, траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей.

Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, который ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Пассивный словарь всегда больше, чем активный, поэтому если ребенок не разговаривает, но понимает вашу речь, скорее всего, нет повода для беспокойства.

Речевые навыки, характерные для условной нормы в раннем и младшем дошкольном возрасте, представлены в таблице.

Возраст

Развитие речи

1-3 месяца

Крик.

3-6 месяцев

Гуление – протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т.п.).

4-5 месяцев

Визг, смех. Гуление в различных интонациях.

6 месяцев

Лепет (слоги «ма», «ба»).

7-8 месяцев

Увеличение количества произносимых звуков, звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), понимание простых слов и просьб.

9-11 месяцев

Простые слова («мама», «баба», «дай», «на»).

1–1,5 года

Простые фразы из двух слов («дай ням-ням», «там киса»).

2-3 года

Фразы из 2-3 слов, появление вопросительных слов. Называние известных цветов, предметов, частей тела. Разучивание простых стихов, рассказывание коротких историй.

3 – 4 года

Фразы из 4 и более слов. Речь ребенка способен понять посторонний человек.

При сильном расхождении уровня развития речи ребенка с возрастными нормами желательно обратиться за консультацией к специалисту (неврологу, логопеду, психологу), чтобы исключить задержку психоречевого развития.

Симптомами задержки речевого или психического развития ребенка могут являться следующие признаки:

  • Проблемы с пережевыванием и проглатыванием пищи;
  • Постоянно открытый рот, обильное слюновыделение;
  • Отказ от общения;
  • Отсутствие контакта глаз;
  • Невнятность речи, «каша во рту»;
  • Трудности в понимании речи (не реагирует на просьбы);
  • Неадекватность поведения.

Своевременное обращение к специалистам позволяет как можно раньше выявить причину замедленного речевого развития ребенка и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.

Первое слово

Первое слово

Каким должно быть первое слово малыша? Специалисты по раннему развитию считают, что оно совсем не обязательно должно быть нам знакомым и привычным. Любой узнаваемый набор звуков, который является обозначением человека, предмета или действия (например, «бака» вместо «собака», «ка» вместо «каша»), специалисты склонны считать своеобразным словом.

Обычно дети произносят первое слово в возрасте 8-9 месяцев. Чаще всего это звукоподражания или слова из двух повторяющихся слогов.

Как понять, что ребенок сказал именно слово, а не просто набор звуков? Если высказывания ребенка повторяются при одних и тех же обстоятельствах, пусть даже вы не можете их понять, будьте уверены, ваш малыш сказал слово, просто его речевой аппарат еще недостаточно развит, чтобы произнести это слово разборчиво. Чтобы развитие речи вашего ребенка не замедлялось, не стоит говорить с малышом на его «детском» языке. Если ребенок, указывая на машину, произнес «би-би», скажите: «Правильно, это машина». Гуляя во дворе, попросите ребенка показать машину. А чтобы перевести слово «машина» из пассивного словаря ребенка в активный, укажите на машину и спросите: «что это?». Тогда ваш малыш непременно выучит новое слово и научится правильно его произносить.

Существует миф, что первым словом ребенка обязательно должно стать слово «мама». Действительно, некоторые дети говорят «мама» уже в 4-5 месяцев. Также еще до года дети могут говорить «ляля», «баба» и т.д. Все это простые в произношении слова, которые образуются из повторяющегося лепета ребенка. Первыми становятся именно те слова, которые легко произнести.

Первые фразы

Первые фразы

Важным этапом развития речи является овладение фразовой речью в дошкольном возрасте. К 1,5 – 2 годам в речи обычно появляются простые фразы из двух слов. Активно увеличивается словарный запас, в употребление входят глаголы, предлоги, наречия. В 2-3 года дети начинают использовать прилагательные. Возраст 3-5 лет часто называют возрастом «почемучек». В этот период дети всем интересуются, жадно познают окружающий мир и, соответственно, задают взрослым множество вопросов.

Если в этом возрасте у ребенка отсутствует фразовая речь, следует проконсультироваться со специалистом. Развивающие занятия помогут восполнить пробелы и заложить фундамент для дальнейшего развития речи вашего малыша.

Чтобы развить фразовую речь ребенка, можно делать следующее:

  • Читать ребенку книги, соответствующие его возрасту;
  • Рассматривать картинки;
  • Слушать с ребенком музыку, петь песни, танцевать;
  • Отвечать на вопросы ребенка и поддерживать его исследовательский интерес;
  • Обеспечивать ребенка новыми впечатлениями, обсуждать увиденное;
  • Следить за чистотой собственной речи;
  • Поощрять общение с детьми.

Также существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию речи ребенка. К ним относятся:

  • Игры на развитие мелкой моторики;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Пальчиковая гимнастика.

С этими и множеством других полезных упражнений вы можете познакомиться на занятиях в центре «Созвездие». Такие игры хороши тем, что их можно проводить дома самостоятельно. Они не только благотворно влияют на развитие речи, но и развивают внимание, память, мышление малыша. Выполняйте только те упражнения, которые вызывают у вас и вашего ребенка положительные эмоции, делайте это ненавязчиво и с неподдельным интересом. Самое важное – получать удовольствие от общения друг с другом.

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Специалисты выделяют несколько этапов развития речи у детей, на каждом из которых происходит освоение новых речевых навыков. Эти стадии не имеют строгих возрастных границ. Переход от одного этапа развития речи к другому может происходить как плавно, так и скачкообразно.

Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку психоречевого развития.

Выводы

Заключение

Каждый ребенок – это личность, в которой заложен свой уникальный путь развития. Не стоит торопить малыша. Лучшее, что можно сделать для развития речи ребенка – это обеспечить маленького человека безопасным пространством с развивающим материалом и помочь организовать в нем деятельность. Только ваше доверие ребенку поможет ему развиваться легко и гармонично. Именно таких принципов придерживаются в центре развития «Созвездие».

Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья