Как научить малыша справляться с неудачами?

Как научить малыша справляться с неудачами?

Каждый малыш дошкольного возраста хочет побеждать всегда и во всем. Но на пути к успеху нельзя обойтись без поражений. Некоторые дети реагируют даже на малейшие неудачи очень болезненно. Им трудно справиться со своими эмоциями, поэтому они начинают плакать, кричать, обижаться и злиться. Чтобы проигрыш не становился для крохи настоящей катастрофой, необходимо научить ребенка справляться с трудностями.

Причины острого реагирования детей на неудачи

Неспособность принимать проигрыши и неудачи может иметь под собой несколько причин, связанных как с возрастными психологическими особенностями ребенка, так и со стилем воспитания, которого придерживаются в семье.

  1. Особенности самооценки. У большинства детей дошкольного возраста самооценка является завышенной. Малыши искренне считают себя правыми во всех ситуациях, не замечают своих «недостатков», не считаются с чужим мнением. Им важно быть во всем первыми. Причем ради победы ребенок может пойти на любые хитрости: обвинить соперника в обмане, поменять правила игры, пожаловаться на нечестность и вовсе отказаться играть.

  2. Зависимость от похвалы. Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции одобрения. И чтобы не потерпеть неудачу, малыш, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития. Кроме того, если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.

Маленькие дети часто устраивают истерики из-за поражений, потому что еще не научились выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Причины острого реагирования детей на неудачи

  1. Пример родителей. Некоторые специалисты выделяют два типа мировоззрения: фиксированное и подвижное. Люди с фиксированным мировоззрением, сталкиваясь с неудачей, обычно либо сильно переживают по этому поводу, либо делают вид, что ничего не произошло. Людей с подвижным взглядом на мир отличает направленность на преодоление трудностей и желание извлечь из неудачи урок. Мировоззрение малыша во многом зависит от того, как относятся к миру его родители. Дети копируют поведение взрослых, поэтому взрослым, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой пример они подают своему крохе.

  2. Чрезмерная забота. Иногда родители, стремясь оградить малыша от ошибок и неприятностей, излишне опекают его. Кроха быстро привыкает к тому, что все проблемы решаются сами собой и всегда получается так, как он пожелает. В результате ребенок, выросший в «тепличных условиях», рано или поздно сталкивается с реалиями жизни (например, на площадке, в детском саду или в гостях) и испытывает настоящий шок. Он начинает сравнивать себя с другими детьми и понимает, что далеко не во всем он самый лучший.

  3. Сравнение ребенка с другими детьми вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Для ребенка становится особенно важным то, что он нем скажут другие люди.

  4. Амбиции родителей, их желание, чтобы малыш был всегда впереди своих сверстников, формируют у дошкольника так называемый «комплекс отличника». Маленький перфекционист воспринимает проигрыши как катастрофу, ведь по его мнению, мама и папа перестанут им гордиться.

Расстраиваться из-за неудачи – это нормальная реакция любого человека. Родителям не стоит игнорировать или приуменьшать значимость проигрыша для малыша, ведь то, что взрослым кажется незначительным, для детей может быть очень важным.

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Отношение дошкольника к собственным неудачам сильно зависит о того, каких принципов воспитания придерживаются в его семье, а также от отношения к малышу близких людей. Чтобы ребенок перестал бояться ошибок, мы рекомендуем придерживаться следующих «правил»:

  • Не ограждайте ребенка от ошибок. Неудача – это возможность для развития.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у крохи что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.
  • Не хвалите ребенка за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить дошкольника критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.
  • Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить кроху (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).
  • Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.

Хвалите не за способности, а за усилия,

  • Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать собственные амбиции через свое чадо. Напоминайте себе о том, что ребенок – это самостоятельная уникальная личность, которая имеет собственные желания и стремления.
  • Принимайте малыша таким, какой он есть. Кроха должен быть уверен, что его не любят не за его достижения, а просто за то, что он есть.
  • Признавайте собственные поражения. Ребенку гораздо проще воспринимать неудачи, если родители рассказывают ему о своих переживаниях.

Малыш должен понять, что все люди ошибаются и расстраиваются из-за этого, но нужно учиться преодолевать трудности и идти вперед. Вместе с крохой придумайте сказку о том, как кто-то очень сильно боялся потерпеть неудачу, и обсудите, как можно помочь герою.

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Дети довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда другие делают что-то лучше или быстрее них. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с переживаниями по поводу проигрыша в соревновании или поражения в игре. Чаще всего малыши бурно реагируют на неудачи: плачут, обижаются, теряют интерес к занятию. Задача взрослого помочь крохе успокоиться и отнестись к проигрышу как к полезному опыту. Если Ваш ребенок сильно расстроился из-за неудачи, поможет следующий алгоритм действий:

  • Сохраняйте спокойствие. Малыш наблюдает за Вашей реакцией и поймет, что ничего страшного не произошло.
  • Озвучьте ребенку его чувства. Родители – проводники детей в мир эмоций. Самостоятельно им тяжело справиться с нахлынувшими чувствами. Лучше всего поддержать кроху, давая понять, что Вы разделяете его грусть.
  • Когда малыш немного успокоится, объясните ребенку, что каждый человек иногда терпит неудачи, но от этого он не становится хуже, и уж тем более это никак не влияет на отношение к нему его близких людей.
  • Предложите крохе вместе продумать, что в его действиях можно изменить или улучшить, чтобы добиться успеха.

Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, а если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Выводы

Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать его и принимать кроху таким, какой он есть. Ребенок должен быть уверен в том, что близкие любят его безусловно, вне зависимости от успехов или поражений.

Заключение

В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» к каждому малышу относятся как к индивидуальной личности. На занятиях исключены любые сравнения ребенка с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику крохи («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – бережно направлять малыша на его пути. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана