
Чтение книг – это не только вид досуга, но и способ развить мышление и воображение, а также узнать огромное количество интересной и полезной информации. Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок любил читать. Но далеко не все дети проявляют интерес к книгам: многие предпочитают смотреть мультфильмы или играть в гаджеты. Зачастую чтение воспринимается дошкольниками как скучная и монотонная работа, которую они вынуждены выполнять. Сегодня мы поговорим c Вами о том, как же привить малышу любовь к чтению и открыть для него удивительный мир книг.
Когда нужно начитать читать ребенку книги?
Психологи и другие специалисты по развитию детей уверены, чем раньше родители начинают читать малышу книги, тем лучше. Время, проведенное за чтением – это возможность проявить свою любовь, ласку и еще больше сблизиться с крохой. Именно эмоциональное общение с близким взрослым – это то, что необходимо младенцу и ребенку раннего возраста. Кроме того, читая малышу, вы расширяете его пассивный словарный запас, транслируете ему знаниями о мире, развиваете мышление и воображение. Однако не ждите, что он сразу же заинтересуется книгой и будет Вас внимательно слушать. Даже если ребенок в тот момент, когда Вы читаете ему вслух, отвлекается или занят своими делами, он все равно усваивает информацию. Известно, что дети, с которыми часто и подолгу разговаривают, становятся более внимательными слушателями, так как им легче воспринимать речь. Старайтесь читать малышу как можно чаще (перед сном, за завтраком, во время ожидания очереди, в машине) – тогда чтение войдет у ребенка в привычку. С ранних лет можно также начинать посещать библиотеки.
Ежедневное чтение может стать прекрасным семейным ритуалом. Если уделять этому занятию одно и то же время, например, перед сном, ребенок постепенно сам начнет просить Вас почитать ему.
Как правильно читать малышу?
Быстрое и монотонное чтение тяжело воспринимается дошкольниками, поэтому они легко теряют к нему интерес. Читая крохе вслух, важно делать это эмоционально, с выражением. Представляйте, что Вы актер, который разыгрывает спектакль. Озвучивайте роли разными голосами, стараясь передать характер героев и их настроение. Обязательно обсуждайте с ребенком ситуации, о которых Вы читаете, задавайте малышу вопросы, поясняйте ему непонятные моменты. Рассматривание картинок позволит ребенку лучше понять описанные в книге события и переживания героев. Наблюдайте за крохой и следуйте за его желаниями: иногда, если малыш хочет, можно забежать вперед и узнать, что будет в конце книги, а иногда – несколько раз перечитать излюбленную главу.
Важно не только, что читать малышу, но и как это делать. Интерес у ребенка вызывает эмоциональное чтение с паузами на просмотр иллюстрацией и с обсуждением сюжета.
Доступность книг и свобода выбора
Дома часть книг всегда должна находиться в свободном доступе малыша. Выделите для них нижнюю полку на стеллаже или же приобретите специальную детскую полку для книг, переодически меняйте ее наполнение. Тогда ребенок в любой момент сможет взять понравившуюся книгу и изучить ее. При выборе произведения для чтения малышу, прислушивайтесь к его мнению. Если ему сложно выбрать книгу из всех имеющихся, давайте ему возможность выбора из нескольких заранее приготовленных Вами вариантов. Известно, что многие дети любят слушать одни и те же истории по нескольку раз, даже если они уже выучили их наизусть. Взрослые часто отказывают малышам в таком удовольствии, объясняя это тем, что есть много новых и интересных книг. Однако, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать, откликайтесь на просьбы малыша и чаще обращайтесь к его самым любимым произведениям. Это является отличной подготовкой к вдумчивому и внимательному самостоятельному чтению в будущем. Перечитывание позволяет крохе глубже разобраться в сюжете, прочувствовать на себе эмоции и чувства персонажей и, возможно, решить какие-то свои внутренние психологические проблемы.
Очень полезны походы в библиотеку. Там малыш может познакомиться с большим разнообразием книг, а также увидеть интерес к чтению в глазах других детей. Дошкольникам свойственно подражать сверстникам и значимым взрослым, поэтому посещение библиотеки может стать не только доброй семейной традицией, но и стимулом к чтению.
О самостоятельном чтении
Специалисты выделяют два основных этапа в освоении ребенком навыка чтения:
Техническое чтение. На этом этапе малыш читает механически, он учится сопоставлять графические образы букв со звуками, которые им соответствуют, соединять звуки в слоги, а слоги – в слова. При этом ребенок плохо понимает прочитанное, ему требуется время, чтобы осознать, что он только что прочитал. Чтение требует от малыша приложения множества усилий, а содержание текстов уходит на второй план, поэтому на данном этапе, скорее всего, ребенок не будет питать любви к этому процессу. Важно не заставлять его читать насильно, так как это занятие еще не приносит малышу удовольствие. Нужно проявить хитрость и смекалку и постараться добиться того, чтобы ребенок не потерял интерес к чтению. Хвалите кроху за каждое прочитанное слово и старайтесь не акцентировать внимания на его ошибках. Также важно правильно выбрать книги для первого самостоятельного чтения: в них должны быть достаточно крупный шрифт, яркие иллюстрации и понятный интересный сюжет.
Содержательное чтение. Когда ребенок овладевает техническим чтением, он переходит на следующую степень – смысловое чтение. Оно характеризуется беглостью и высоким уровнем осознанности. Именно находясь на этом уровне, малыш может получать максимум удовольствия от чтения.
Навык чтения требует систематических упражнений. Постепенно с технического уровня ребенок переходит к содержательному чтению.
Если кроха уже достаточно бегло читает и хорошо понимает смысл прочитанного, но не любит читать, можно прибегнуть к некоторым хитростям, которые помогут заинтересовать малыша:
Читая ребенку новую книгу с захватывающим сюжетом, остановитесь на самом интересном месте. Скорее всего, малыш попытается самостоятель узнать, что же произошло дальше.
Устройте крохе необычный квест с посланиями от его любимых персонажей. Например, оставьте на видном месте письмо, в котором написано, что Пинки Пай или Человек-паук не могут справиться с заданием без помощи Вашего ребенка. Чтобы помочь им, малышу нужно прочитать небольшой текст, разгадать загадку и с помощью взрослого написать ответ. С каждым разом длинну писем можно увеличивать.
Намеренно делайте ошибки, читая малышу (заменяйте слова на противоположные, придумывайте небылицы и так далее). Ребенок захочет исправить ошибку и прочитает, что же там написано на самом деле.
Чтобы малыш не уставал и при этои сохранял интерес к чтению, Вы можете читать с ним по очереди (например, по одному предложению или по половине страницы). Порядок может быть не строгим, главное, чтобы ребенок действительно получал удовольствие от чтения.
Смастерите книги своими руками. Из детских рисунков, вырезок из журналов и семеных фотографий получится замечательная книга, которая точно вызовет интерес у малыша.
Если малышу тяжело даются обычные книги, возможно, ему понравятся комиксы, в которых сюжетные картины служат опорой для понимания текста.
Общие рекомендации:
Подавайте ребенку пример. Малыш, который растет в окружении читающих взрослых, рано или поздно обязательно сам захочет взять в руки книгу.
Ограничьте использование гаджетов. Часто книги проигрывают в конкуреции с компьютерными играми и просмотром мультиков. Заботьтесь о том, какие привычки формируются у Вашего крохи.
Не переставайте чатать ребенку вслух, даже если он сам уже научился читать. Ребенок старшего дошкольного возраста тянется к книгами с интересными и захватывающими сюжетами, но в силу своего возраста, он еще не способен сам прочесть объемные проиведения. Поэтому нужно совмещать самостоятельное чтение простых книг малышом и чтение вслух родителями.
Не делайте ребенку слишком много замечаний в процессе чтения. Малышу сложно продвинуться дальше по сюжету, если его все время останавливают и просят произнести кажое слово правильно.
Обязательно показывайте ребенку свою заинтересованность, в том, что он читает: обсуждайте, беседуйте, спрашивайте.
Выводы
Большинство специалистов считают, что необходимо постараться привить малышу любовь к чтению до школы, так как позже сделать это будет гораздо труднее. Для этого ежедневно читайте крохе вслух с выражением, начиная с первых месяцев его жизни. Делать это можно не только дома, но и в любом удобном для этого месте (на прогулке, в машине, в очереди к врачу и так далее). Книги должны храниться в доступном ребенку месте, чтобы он всегда мог рассмотреть их и «почитать» самостоятельно. Позволяйте малышу самому выбирать, что читать. Не заставляйте кроху заниматься чтением, если он не хочет: оно должно ассоциироваться у ребенка с чем-то приятным и увлекательным.
Заключение
В Монтессори-центре «Созвездие» для малышей от 3 до 7 лет открыт курс «Читаю и пишу». На занятиях дети вместе с любящим педагогом погружаются в мир русского языка. Удивительный и простой в обращении Монтессори–материал помогает ребёнку научиться делать звуковой анализ слова, ещё не зная букв, а затем и читать. Малыши учатся читать и пересказывать текст, грамотно и красиво писать, выражать мысли полными предложениями, составлять рассказ по картинкам, задавать вопросы к тексту. Мы прививаем любовь к чтению! При регулярном посещении группы Вы увидите первые результаты уже через месяц. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения