Источник: Журнал "Монтессори-Клуб"
Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй - слишком горячая. А в третьей - в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй - слишком мягким, зато третий - в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась "в самый раз". А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы "в самый раз".
Всё: еда, мебель, учебные занятия, социальные отношения, одежда, распорядок, ритуалы, - всё должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. Но Монтессори-педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации "сензитивными периодами". Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности. И, тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать "Моцартом" или "Пикассо". Если, конечно, все в среде, окружающей ребенка, будет "как раз".
У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать "как раз". Первое - это знание сензитивных периодов. Второе - знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье - умение наблюдать.
Сензитивные периоды
Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов - физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов.
Каждый сензитивный период это:
- Период особой чувствительности и психических отношений;
- Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды;
- Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
- Страсть и приверженность;
- Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности;
- Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.
Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Сензитивные периоды приходятся на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов.
1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет).
2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет).
3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).
4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).
5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).
6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).
7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).
8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).
9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).
10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).
11. Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).
Подготовленная среда
В конце концов, три медведя вернулись в свою подготовленную среду, они пришли домой. И медвежонок сделал несколько открытий: кто-то ел мою кашу. Кто-то сидел на моем стуле и сломал его. Кто-то спит на моей кровати! Для маленького ребенка жизнь в Монтессори-классе тоже похожа на постоянные открытия. Класс наполнен развивающими материалами, которые могут помочь ребенку реализовать собственные сензитивные периоды и образовательный потенциал.
Ребенок обследует класс, находит предметы и упражнения, которые удовлетворяют побуждениям, вызванным сензитивными периодами. Сензитивный период порядка, например, побуждает ребенка сортировать и упорядочивать предметы. Он может выбрать для работы блоки цилиндров, розовую башню или красные штанги. Сензитивный период порядка побуждает ребенка настаивать на определенной последовательности событий. Родители малышей знают, что их дети реагируют громким плачем, когда что-то выбивается из привычного порядка вещей.
Если в среде нет того, что необходимо ребенку, Монтессори была уверена, что он не сможет полностью реализовать свои задатки. Развитие личности ребенка существенно затормозится.
"Как раз" приобретает теперь второе значение. Кроме того, что среда должна быть наполнена правильными предметами, она должна быть еще и подготовлена вовремя. Каждый сензитивный период имеет свое начало и конец, в свое определенное время. Эта идея удивительно ясно выражена в новелле Никоса Казанцаки:
"Помню одно утро, когда я обнаружил кокон на коре дерева как раз в тот момент, когда бабочка проделала в нем отверстие и готовилась выйти наружу. Я немного подождал, но ее появление затягивалось, а я был нетерпелив. Я склонился и подышал на него, чтобы согреть. Я согревал его так быстро, как только мог, и чудо стало свершаться на моих глазах - быстрее, чем в жизни. Куколка открылась, бабочка начала медленно выползать из нее. И я никогда не забуду ужаса, который испытал при виде ее крыльев - сложенных сзади, сморщенных. Несчастная бабочка всем своим трепещущим телом пыталась расправить их. Склонившись над ней, я пытался помочь своим дыханием, но напрасно. Она должна была вылупляться постепенно, и разворачивание крыльев - это постепенный процесс, которому следовало бы совершаться под солнцем. Теперь было слишком поздно. Мое дыхание заставило бабочку появиться - всю сморщенную - раньше своего времени. Она отчаянно боролась за жизнь, но через несколько секунд умерла у меня на ладони.
Это маленькое существо я считаю самым большим грузом на моей совести, потому что сегодня я понимаю: насилие над законами природы - это грех.
Мы не должны торопиться. Мы не должны быть нетерпеливыми, но нам следует доверять внутреннему ритму".
Периоды беспокойства и тревоги не являются чем-то необычным для Монтессори-учителей - только обучающихся, начинающих и даже опытных учителей со стажем. Ход мысли бывает примерно таким: "Как я смогу узнать каждого ребенка настолько, чтобы точно подготовить среду, в которой будут все необходимые предметы, упражнения, отношения для удовлетворения его стремления к самосовершенствованию?" И эта мысль очень отчетлива, поскольку учитель задает себе такой вопрос про каждого ребенка. Как бы то ни было, существуют несколько основных принципов в подготовке образовательной среды.
Принцип свободы - главный из них. Дети свободно выбирают себе работу - обучающее занятие - основанную на их актуальном сензитивном периоде. Но свобода не означает полной вседозволенности, здесь действует принцип свободы в заданных границах. Монтессори-учитель понимает, что для ребенка свобода - это средство развития внутренней самодисциплины. Самодисциплина рассматривается как результат приобретения независимости от других. Другими словами, взрослый никогда не должен делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Но зато взрослый может оберегать работу ребенка с выбранным материалом, защищая его от вмешательства со стороны других детей.
Красота и привлекательность - следующий принцип подготовки среды. Каждое упражнение скомплектовано, все необходимое есть и находится в полном порядке. Вещи, находящиеся в классе, привлекательны и элегантны, сконструированы так, чтобы привлекать внимание и интерес ребенка. Предметы в классе также отражают реальности окружающего мира. Дети пользуются реальными холодильниками и раковинами вместо игрушечных. Поскольку в реальной жизни ни у кого нет одновременно нескольких одинаковых предметов, все вещи в классе представлены только в одном экземпляре.
Контакт с природой и реальностью - это третий принцип. Монтессори утверждала, что, непосредственно взаимодействуя с природой, ребенок начинает понимать и ценить порядок, гармонию, красоту. Среда Монтессори-класса - это место для реальной жизни. Дети учатся заботиться о растениях, животных, рыбках. Увеличительные стекла, микроскопы, простые эксперименты доступны для детей, чтобы они могли наблюдать природу и учиться у нее.
Наблюдение - Монтессори-метод
Сензитивные периоды описывают внутреннее состояние ребенка. Ребенок впрямую не демонстрирует его. Вместо этого Монтессори-учитель должен научиться наблюдать за ребенком, чтобы увидеть проявления, позволяющие судить о его сензитивном периоде. Среда в классе готовится в соответствии с наблюдениями учителя.
Монтессори понимала, что наблюдение - это привычка, которая развивается и совершенствуется в практике. Она также понимала, что целью наблюдения является помощь ребенку в развитии его духа. То есть, учитель наблюдает и постоянно корректирует подготовленную среду так, чтобы она всегда соответствовала актуальным сензитивным периодам детей. Качество наблюдения, к которому должен стремиться Монтессори-педагог, - тесная близость, потому что именно в такие моменты мы хорошо узнаем другого человека. Близость вызывает рефлексию, а рефлексия должна начинаться с нас самих.
Монтессори писала:
"Мы настаиваем на том, что учитель должен подготовиться к систематическому изучению самого себя, чтобы искоренить свои самые глубоко сидящие дефекты, которые могут помешать отношениям с ребенком. Чтобы выявить эти неосознаваемые недостатки, мы должны пройти специальное обучение. Мы должны научиться видеть себя со стороны, как другие видят нас".
В том варианте сказки о Машеньке и медведях, который я знаю, Машенька проснулась, объяснила свое присутствие семье медведей, и ее пригласили на обед. Так и дети пробуждаются в возрасте шести лет, то есть дети становятся способными управлять собой и осознавать себя. Сензитивные периоды, как первый способ учения, заканчиваются. Младшие школьники обучаются иначе, чем дошколята. Они стремятся удовлетворить глубокое чувство изумления. Младших школьников интересуют причины всех вещей. Еще они хотят осознать свое место в мире общества и морали. Почему Машенька не послушалась своих родителей? Какое право она имела войти в дом трех медведей без приглашения? Какие законы природы делают одну чашку каши холодной, другую - горячей, третью - "в самый раз"?
Подростки же, в отличие от младших школьников, спросят только: "Кто отвечает за это?"
Но подростки - это следующая история.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия