Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, целью души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои возможности и способности, он никогда не станет тем, чем мог бы стать.
Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек каждую секунду своей жизни осуществляет выбор. И каждый выбор имеет свои последствия, это - неизбежно, это - закономерность. Жить, не проживая последствий своего выбора, - невозможно.
Вопрос в том, как относиться к ним и что является мотивом для следующего выбора. Строго говоря, мотивов всего два - страх и любовь, всё остальное - между ними. Выбор, организуемый любовью, - продуктивен, именно он ведет к самореализации. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру... Выбор, продиктованный страхом, - разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх - страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ…
Умение делать выбор, продиктованный любовью, - прямой путь к свободе. К самой большой свободе - к свободе внутренней. Выбор без страха - всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат . Если результат не нравится, можно просто изменить выбор.
Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся? Передаём им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы "толкаем" своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли ребёнок рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даём ли мы возможность ребёнку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим в способности ребёнка к саморазвитию и самообучению - именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными, умеющими делать самостоятельный выбор детьми?
Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребёнке - маленькое слабое тело или те огромные внутренние силы, руководящие развитием человека, то, что ещё называют душой?
Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.
Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот - следовать ей, помогая ребёнку стать самим собой? Мария Монтессори нашла способ, как это сделать, и оставила его нам в наследство...
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия