Развивающие дидактические карточки на сегодняшний день являются очень популярным материалом для занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. Практически в каждой семье имеются наборы карточек различной тематики: игрушки, мебель, посуда, животные и т.д. Тематические карточки имеют большой развивающий потенциал, с их помощью можно тренировать память и внимание, развивать мышление, речь, воображение. Но зачастую игры с карточками проходят однообразно и ребенок теряет к ним интерес. В этой статье мы расскажем вам о том, как правильно использовать тематические карточки и как организовать игру с ними.
С какого возраста можно играть с карточками?
Многие производители тематических карточек рекомендуют проводить занятия, начиная с самого раннего возраста. Действительно ли игры с карточками можно начинать с рождения?
На наш взгляд, занятия по карточкам с младенцем, вряд ли могут принести ребенку пользу. Представьте, что вам в течение короткого времени показывают карточку с незнакомым изображением и произносят что-то на незнакомом для вас языке. И так с несколькими десятками карточек. Скорее всего, вы не поймете ничего из того, что до вас хотят донести. То же самое творится в голове у маленького ребенка, когда взрослые пытаются обучить его с помощью карточек множеству новых слов.
Для самых маленьких детей, которые только начинают активно знакомиться с миром и накапливать пассивный словарный запас, демонстрационные карточки лучше заменить на настоящие предметы. В играх используйте подручные материалы и вещи, которые окружают ребенка. Показывайте малышу предметы и называйте их (это следует делать многократно). Так он научится соотносить предметы и слова.
Для того чтобы малыш не терял интерес к занятиям, необходимо преподносить материал эмоционально. Хорошим вариантом в этом смысле являются песенки и потешки. Мелодичность и многократное повторение одних и тех же слов очень важны для восприятия информации детьми с рождения.
Занятия с развивающими карточками лучше начинать тогда, когда ребенок уже знаком с предметом, изображенным на картинке, и имеет представление о его свойствах. Например, на изображения слона и пчелы на карточках примерно одинаковы по размеру, поэтому малыш может подумать, что они и в самом деле одинаковые.
Чтобы научить ребенка соотносить реальные объекты и их изображения на карточках, можно сделать для малыша альбом с фотографиями Вашей квартиры. Просто попросите ребенка найти и показать то место или вещи, которые изображены на картинке. То же самое можно проделывать с изображениями фруктов и овощей, которые есть у вас в доме.
Игры с карточками для самых маленьких
Если Ваш малыш уже научился без ошибок соотносить реальные предметы с фотографией, можно смело вводить игры с карточками.
Для детей раннего возраста, которые еще не умеют говорить, можно предложить следующие игры с карточками:
- Покажите ребенку карточку и расскажите, что на ней изображено. Опишите ребенку свойства этого объекта (например, большой/маленький, живое/неживое, съедобное/несъедобное, ходит/летает/плавает и т.п.). Чтобы ребенок хорошо запомнил информацию, необходимо многократное повторение.
- Попросите малыша найти заданную карточку среди нескольких. На первых порах ребенок может искать картинку по названию («Покажи, где кошка»). Постепенно усложняйте задание и просите найти изображенный предмет по его свойствам: «Покажи, кто говорит мяу?», «У кого большие уши?», «Кто умеет летать?» и т.д.
К 1,5 годам можно знакомить ребенка с карточками, на которых изображены предметы заданного цвета, определенной формы и темы (например, животные, овощи, фрукты, транспорт).
Детям раннего возраста полезно показывать карточки с разными изображениями одного и того же предмета. Например, чтобы сформировать у ребенка понятие автомобиля, покажите ему картинки с реальными машинами, игрушечной машинкой, машинкой-каталкой и т.д. Подобный ряд карточек помогает малышу научиться выделять основные свойства предмета и развивать навыки обобщения. Также в этом возрасте для детей очень уместны карточки с изображением различных действий: птица/самолет/шарик летит, малыш/котенок/медведь спит, утка/рыба/человек плывет.
Требования к развивающим карточкам:
- Реалистичные изображения;
- Крупный размер (чем младше ребенок, тем больше по размеру должны быть карточки);
- Плотность (карточки должны быть сделать из картона, для большей прочности их можно заламинировать);
- Отсутствие отвлекающих деталей.
Игры с карточками для детей дошкольного возраста
Для детей дошкольного возраста можно придумать целое множество игр с карточками, развивающих память, внимание, мышление, речь, воображение.
- Найди пару;
- Найди сходства и различия;
- Игра «Да и нет». Задача ребенка - отгадать, какую карточку спрятал взрослый. Для этого он должен задавать уточняющие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
- Цепочка памяти. Вместе с ребенком выкладывайте на стол случайные карточки и связывайте их в рассказ. Чем нелепее и смешнее получится история, тем лучше. Затем попросите ребенка воспроизвести рассказ, опираясь на картинки.
- Что изменилось?;
- Угадай по части;
- Классификация.
Выводы
Игры с развивающими карточками пользуются успехом у детей как раннего, так и дошкольного возраста. С их помощью можно изучать окружающий мир, развивать память, внимание, мышление, речь и воображение ребенка. Начинать занятия с карточками лучше тогда, когда малыш уже научился соотносить изображение на картинке с реальным предметом. Карточки для детей должны быть достаточно крупными и плотными, а изображения реалистичными, без лишних отвлекающих деталей. Существует множество вариантов игр с развивающими карточками для детей, которые можно использовать в зависимости от цели и от возраста ребенка. Играйте в те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку. Помните, что неугасаемый интерес к занятию и многократное повторение – это ключ к успеху.
Заключение
На развивающих занятиях в детском центре «Созвездие» игры с карточками активно используются для ознакомления детей с окружающим миром. Малыши учатся видеть отличительные признаки предмета, искать такой же предмет, сортируют карточки по различным признакам, обогащают свой пассивный и активный словарный запас. Дети постарше с помощью карточек решают задачи на обобщение, классификацию, учатся находить сходства и различия. Наши педагоги подскажут Вам множество идей для игр с детьми, которые помогут эффективно и гармонично развить способности Вашего ребенка. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия