Система Марии Монтессори является одной из самых востребованных и эффективных методик развития ребенка. Уникальность этого метода обусловлена идеей самовоспитания малыша и отношением к нему как к свободной, неповторимой личности со своим темпом развития и познания мира. На первый взгляд может показаться, что метод Монтессори может быть с легкостью реализован в домашних условиях, однако в полной мере это невозможно, так как для этого необходима правильно организованная развивающая среда и Монтессори-педагог. Тем не менее, придерживаясь основных принципов Монтессори-педагогики дома, Вы сможете помочь ребенку наиболее полно развить все те качества, умения и навыки, которые он приобретет, посещая Монтессори-сад или занятия в Монтессори-клубе. Именно об этих принципах мы и хотим поговорить сегодня.
Суть Монтессори-метода
Основу метода Монтессори составляют три компонента:
-
Ребенок и сензитивные периоды его развития. В зависимости от того, на каком из возрастных этапов находится малыш, меняется его восприимчивость к определенному типу обучающего материала. Исходя из этого, М. Монтессори выделила следующие сенситивные этапы развития ребенка:
Возраст |
Задачи развития |
0-3 года – «духовный эмбрион» |
|
1,5 - 3 года |
Познание окружающего мира через движение |
1,5 – 3 года |
Развитие устной речи |
1,5 – 4 года |
Развитие мускульной координации |
2 - 4 года |
Забота о порядке в окружении и обязанности |
3-6 лет – начинающий «строитель самого себя» |
|
2 - 6 лет |
Музыкальное развитие |
2,5 - 6 лет |
Развитие социальных манер |
3,5 – 4,5 года |
Развитие письма |
4 – 4,5 года |
Развитие тактильного чувства |
4,5 – 5 лет |
Активация чтения |
Очень важно, чтобы необходимые навыки усваивались малышом вовремя, так как в дальнейшем их формирование будет происходить сложнее. Зная, какая основная задача развития стоит перед ребенком в данный момент, Вы можете направить свои силы именно на ее решение, организовав для него соответствующую развивающую среду.
-
Развивающая среда – это не просто набор разнообразных пособий, а педагогический прием. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. В Монтессори-классе детского центра «Созвездие» для малышей от 8 месяцев до 3 лет предусмотрены следующие зоны: зона упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственная зона, зона сенсорного развития, продуктивной изо-деятельности, развития речи, зона развития крупной моторики. Монтессори-среда для детей от 3 до 6 лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону, зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и зону развития крупной моторики.
Материал в Монтессори-классе всегда доступен для ребенка. Малыш сам выбирает, с чем ему заниматься. При этом существуют правила, которые регламентируют работу в группе, что позволяем детям учиться уважать друг друга.
-
Педагог. Обучающий взрослый выступает в роли посредника между ребенком и Монтессори-средой. Он наблюдает за малышом и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача педагога - организовать пространство и действия ребенка так, чтобы кроха мог заниматься интересующими его вещами самостоятельно.
Роль взрослого (принципы воспитания по системе Монтессори)
Мы убеждены, что для каждого родителя их малыш особенный и неповторимый. Эта позиция очень близка для Монтессори-педагогики. В данном подходе ребенок воспринимается как уникальная личность, у которой свой путь и темп развития. Роль взрослого заключается в том, чтобы помочь малышу в полной мере раскрыть его врожденный потенциал. Другими словами, нужно уважать ребенка и не ограничивать его свободу, если для этого нет веских оснований. Покажите ему пример, но не навязывайте свое мнение. А вот некоторые из «заповедей» Марии Монтессори о воспитании ребенка:
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикует - он учится осуждать.
- Если ребенка одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
- Если с ребенком честны – он учится справедливости.
- Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если Вы хотите воспитывать ребенка в духе системы Монтессори, примите на себя роль наблюдателя и помощника. Мягко и тактично направляйте малыша на пути его знакомства с окружающим миром.
Для детей, посещающих Монтессори-класс, важно, чтобы правила, которые установлены там, соблюдались и дома. Иначе малыш будет просто не понимать, как себя вести.
Основные принципы воспитания в духе Монтессори:
- Все, что ребенок может сделать сам, он выполняет самостоятельно. Не навязывайте ему свою помощь.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Пусть малыш соревнуется сам с собой, это сформирует у него устойчивую позитивную самооценку.
- Не нужно постоянно оценивать малыша. Если вы хотите похвалить ребенка, то озвучьте, за что конкретно (например, «как красиво ты нарисовал цветочек» или «ты очень быстро убрался в комнате»).
- Ребенок имеет право на ошибку.
- Установите четкие правила.
Более подробное описание основных принципах Монтессори смотрите на видео:
Организация пространства для развития ребенка дома
Чтобы малышу дома было комфортно и интересно, в Ваших силах создать для него дружественную окружающую среду. Представьте себя на месте ребенка, опуститесь на уровень его глаз: что он видит? Для того чтобы малыш не чувствовал себя Гулливером в стране великанов, убедитесь в том, что вещи, вызывающие интерес малыша и отвечающие его возрасту и потребностям, ему доступны. Игрушки, книги, развивающие пособия, личные вещи ребенка должны быть в открытом доступе. Ведь одна из основных идей Марии Монтессори заключается в том, что малыш должен иметь возможность выполнять различные действия без посторонней помощи.
Основные правила при создании развивающей среды для ребенка - это:
- Безопасность;
- Простота и естественность;
- Качество и красота;
- Отражение культуры;
- Минимум вещей;
- Обеспечение свободы выбора и передвижения.
В детской (или другой комнате, где ребенок проводит большую часть времени) должны располагаться низкие полки с материалами для игр и творчества. Все пособия желательно хранить в контейнерах или корзинках – так малыш будет приучаться к порядку. Также ребенку необходимо иметь свой столик и стульчик, мольберт или доску для рисования, собственную полочку с книгами по возрасту, шкафчик с одеждой. В детской необходимо повесить зеркало, чтобы малыш имел возможность наблюдать за собой и следить за своим внешним видом. Детская кроватка должна быть достаточно низкой, чтобы ребенок мог сам лечь в нее в любой момент.
Монтессори-среда дома не должна ограничиваться только детской комнатой.
В прихожей можно повесить низкие крючки для одежды, а также выделить отдельную полку для обуви малыша. В ванной комнате должна быть скамейка, вставая на которую ребенок мог бы доставать до раковины. На кухне у ребенка должен быть свой высокий стул, подставка, чтобы доставать до рабочих поверхностей и полок, личные столовые приборы, приспособления для мытья посуды и уборки (губки, тряпки, детская швабра). Также обязательно оставляйте в доступе малыша воду и перекус.
Выводы
Итак, несмотря на то, что проведение полноценных развивающих занятий по методике Марии Монтессори в домашних условиях невозможно, основные принципы этой уникальной системы воспитания доступны каждому родителю. Отношение к ребенку как к личности, внимание к его потребностям, ненавязчивая помощь и создание дружественной окружающей среды дома - вот залог благополучного и гармоничного развития малыша.
Заключение
Дети, посещающие Монтессори-клубы «Созвездие», приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Монтессори-среда, созданная в наших центрах, дает малышам возможность активно развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. А придерживаясь принципов Монтессори-педагогики дома, Вы способствуете разностороннему развитию ребенка и помогаете ему в полной мере раскрыть своей внутренний потенциал.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана