Монтессори и Ваш ребёнок (Руководство для родителей)

Монтессори и Ваш ребёнок (Руководство для родителей)

Это руководство поможет всем родителям в понимании и воспитании своих детей.

Какой в действительности ваш ребёнок? В чём он нуждается? Эти вопросы раскрыты в трёх первых частях книги. В ответах на эти вопросы автор представляет мир глазами ребёнка с его конкретными потребностями, характерными для дошкольного возраста. Практические советы по предметному окружению ребёнка в семье предлагаются на основе наблюдений за развитием ребёнка. В последней части описывается лучший опыт в дошкольном образовании с точки зрения М. Монтессори.

Часть 1.

Что в действительности представляет собой ваш ребёнок?
Раздражались ли вы когда-нибудь из-за того, что кто-то вас торопит?
Естественный ритм вашего ребёнка гораздо медленнее, чем ваш собственный.
У него не такое восприятие времени, как у взрослых. Дела не кажутся ему столь необходимыми и срочными. Он не может планировать будущее так, как это делаете вы. Ваш ребёнок живёт тем, что происходит с ним в конкретный момент.

Возникает ли у вас чувство обиды, когда кто-то указывает вам, что делать?
Желание быть независимым одно из самых сильных чувств вашего ребёнка.
Он нуждается в вашей помощи и руководстве, но в то же время ему хочется быть независимым, т.е. делать что-либо самостоятельно и так долго, как он того желает.

Замечали ли вы когда-нибудь разницу впечатлений от того, что вам объяснили словами или показали, и действием, выполненным вами?
Маленький ребёнок познаёт мир через призму собственных чувств.
Чувства вашего ребёнка очень сильные: запахи, звуки, формы, цвета и вкусовые ощущения - всё это он замечает впервые в жизни, и поэтому они волнуют его с особой силой. Он узнает мир через соприкосновение с предметами этого мира.
Помните ли вы свои переживания, когда кто-то, о ком вы заботились, причинил вам боль?

Маленький ребёнок очень чувствителен.
Ваш ребёнок ещё не научился контролировать свои чувства так, как это могут делать взрослые. И не умея выразить свое состояние, он может скрывать обиду или выражать её в противоречивом, раздражённом поведении.
Считаете ли вы, что смогли бы, например, научиться играть в теннис, читая книгу, наблюдая за другими или слушая кого-то, рассказывающего вам об этой игре?
Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ваш ребёнок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.

Будете ли вы хорошо себя чувствовать, если вокруг вас всё будет в беспорядке?
У вашего ребёнка есть сильное стремление к порядку.
Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет своё собственное место. Ему нужен определённый режим, который вносит порядок в его жизнь. Маленький ребёнок может быть глубоко расстроен беспорядками, он даже может заплакать, когда что-то окажется не на своем месте, часто не осознавая причину своего огорчения.

Обижались ли вы, когда ваш друг, возможно не сознательно, оскорбил вас?
Ваш ребёнок обладает сильно развитым чувством собственного достоинства.
У него нет чувства перспективы, присущего взрослым. Он не может отстранить от себя личную обиду, проанализировать или объяснить её самому себе. Для вашего ребёнка любое ущемление его достоинства является отрицанием его как личности. Это происходит, когда кто-нибудь называет его никудышным человеком или неудачником.

Был ли когда-нибудь в вашей жизни человек, которым вы восхищались и пытались ему подражать?
Ваш ребёнок обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки.
Для маленького ребёнка родители - образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к родителям во многом напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни.

Получали ли вы удовлетворение, когда узнавали что-то новое?
Основные мотивации маленького ребёнка совпадают с естественной необходимостью роста и развития.
Способность к становлению, росту - это способность жить. Ребёнок должен исследовать мир, который абсолютно неизвестен ему. Каждый новый предмет, который он открывает и о котором узнаёт, помогает ему в его познании мира и взрослении.

Помните ли вы то удовольствие, которое испытывали, когда, научившись чему-либо, вы хотели повторять это действие снова и снова?
Повторение - важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребёнок.
Вполне естественно, что ребёнок повторяет некоторые действия много раз подряд. Таким образом он может полностью овладеть ими. Он повторяет действия еще и потому, что они незнакомы и интересны ему. Он восхищён тем, что благодаря его усилиям может что-то произойти, что он контролирует мир вокруг себя.

Просыпались ли вы когда-нибудь с ноющими мышцами после выполнения нового физического упражнения?
Мышцы маленького ребёнка совсем не развиты.
Вашему ребёнку нужно долго расти и упражнять свои мускулы, чтобы они развились вполне. Рост и изменение тела ребёнка происходят постепенно. В связи с этим ребёнок иногда не может выполнить то или иное упражнение.

Приводилось ли вам замечать, что, полностью сосредоточившись, вы обучаетесь быстрее, лучше и с большим удовольствием?
Ваш ребёнок обладает от природы способностью концентрировать своё внимание на одном предмете.
Благодаря этому своему качеству ребёнок может полностью погрузиться в изучение какой-то вещи, если его не прерывать, он будет заниматься самостоятельно достаточно долго.

Чувствовали ли вы полное удовлетворение от того, что вами хорошо выполнена какая-то работа?
Маленький ребёнок предпочитает работать, а не играть.
Имея выбор, ваш ребёнок предпочтет не играть, а выполнять "настоящую" работу, например, убирать, готовить пищу или ухаживать за цветами. У детей есть глубокая любовь к настоящей полезной деятельности, и они страстно желают разделять тяготы взрослого мира, выполняя значимую и необходимую работу. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать заботиться о них и окружающей их среде.

Чувствовали ли вы, что никто по-настоящему не понимает вас так, как вы понимаете себя сами?
Ваш ребёнок эгоцентричен, это значит, что он, главным образом, знает о своих, собственных, чувствах и желаниях, и у него еще нет развитого, истинного понимания чувств других людей.
Настоящее чувство понимания и внимательное отношение к другим - это качество, присущее взрослым, которое развивается многие годы. Новорожденный ребёнок знает только себя самого. В течение многих лет в результате социальных контактов ребёнок постепенно развивает свои представления о других.

Чувствовали ли вы небольшое сожаление после того, как выполнили очень увлекательную работу?
Ваш ребёнок главным образом интересуется процессом выполнения дел, он не очень заботится о конечном результате.
Хотя конечный продукт может понравиться ребёнку и он порадуется своему успеху и завершённости действия, но настоящее удовольствие ребёнок получает от процесса самостоятельного выполнения работы. Заинтересованность в достижении поставленных задач, присущая взрослым, не поглощает внимания маленького ребёнка, он целиком и полностью погружается в настоящий момент выполнения действия.

Приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать, что вы уже "не молоды" для того, чтобы изучить что-нибудь новое?
У маленького ребёнка есть определённые сензитивные периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к тем или иным способами, видам деятельности.
В жизни ребёнка сензитивные периоды длятся определённое время. Для взрослых очень важно определить, какой этап переживает ребёнок, и помочь ему овладеть необходимой деятельностью в наилучший для него период.

(см. таблицу сензитивных периодов в приложении)

Часть 2.

В чём нуждается Ваш ребёнок?

Вашему ребёнку необходимы любовь, сердечное тепло, защита.
Маленький ребёнок во многом зависит от взрослых, но самое главное для него - чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нем.
Проявления нежности, ласки выражают вашу любовь к ребёнку и являются жизненно необходимыми для его развития. Эти знаки любви должны быть всегда естественными и никогда не навязываться ребёнку.

Вашему ребёнку необходимо, чтобы к нему относились с уважением.
Вашему ребёнку важно, чтобы его выслушивали взрослые. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли считаются немаловажными и заслуживают внимания. Он должен чувствовать себя полноправным членом своей семьи.
Это совсем не означает, что он должен "добиваться своего"; у ребёнка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в жизни семьи.

Вашему ребёнку требуется понимание.
Вашему ребёнку важно чувствовать, что вы его понимаете, хотя и не всегда можете согласиться с ним.
Найдите время для того, чтобы выслушать ребёнка, обдумать, а возможно, и измениться в ответ на его мысли и чувства. Именно это помогает вашему ребёнку развить чувство собственного достоинства, а его любовь и уважение к вам возрастает.

Вашему ребёнку необходима свобода для исследования окружающего его мира.
Ваш ребёнок нуждается в открытом пространстве как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно.

Вашему ребёнку необходима свобода для познавательной деятельности.
В окружающей его среде должны быть такие предметы, которые ребёнок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых.

Ваш ребёнок нуждается в разумных правилах и ограничениях, которые вводятся в его жизнь чётко и последовательно.
Социальное общение ребёнка невозможно без ваших знаний. Его нужно научить жить в согласии с другими людьми.
Правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, чтобы ребёнок мог принять их и следовать им с легкостью. Обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребёнку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребёнку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде.

У вашего ребёнка должно быть достаточно времени для исследования мира и развития самостоятельности.
Ребёнка не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого.
Позволяя ребёнку исследовать его мир не торопясь, вы даёте ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе. Ребёнку необходимо достаточно времени для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых.

Ваш ребёнок нуждается в упорядоченной среде и определённом режиме.
Маленькому ребёнку мир представляется хаосом непознанных вещей. Подрастая, он исследует свой мир и многое узнаёт о нём.
Для того чтобы понять смысл окружающего, ребёнку необходима упорядоченная среда и благоприятная атмосфера, в которой он живёт и растёт. Родители, которые умеют создать такой порядок для своего ребёнка, дают возможность ему развиваться естественным, здоровым образом и помогают в понимании и познании жизни.

Для ребёнка должно быть естественным ощущение успеха.
Всякий раз, когда ваш ребёнок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, и это способствует дальнейшему развитию его ума и тела.
Взрослые могут создать условия, чтобы ребёнок был в состоянии, как правило, с успехом выполнять различные действия.
(см. предложения для родителей в приложении).

Ваш ребёнок нуждается в похвале и поощрении.
Искренняя похвала и поощрение со стороны взрослых помогают вашему ребёнку чувствовать себя уверенно. У него возникает чувство собственной значимости, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира.
Ребёнку не требуется слишком много похвалы или фальшивого восторга - всё это только во вред.
Но несколько искренних, тёплых слов или жестов, оценивающих его усилия или личные качества, очень важны для вашего ребёнка.

Вашему ребёнку важно понять, "кто он", и осознать, что он уникален.
Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости и уникальности важно для развития вашего ребёнка.
Ему необходимо почувствовать свою особенность в чем-либо, а также, чтобы это было признано другими, в первую очередь родителями.

Ваш ребёнок нуждается в общении с людьми.
Маленькому ребёнку недостаточно только присутствия других людей, ему нужно общаться с ними, делать что-либо совместно.
Ваш ребёнок хочет, чтобы бы уважали его как личность и включали в свою жизнь. Ему необходимо, чтобы другие дети и взрослые были рядом. Благодаря этому, он становится более коммуникабельным и получает удовольствие от общения с разными людьми.

Вашему ребёнку необходима окружающая среда, которая стимулирует его развитие.
Маленький ребёнок проявляет безграничное любопытство, ему необходима развивающая окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать.
Такая среда создается преимущественно родителями. Они могут обеспечить ребёнка соответствующими материалами дома, а также посещать с ним разные интересные места.
Как и во всём, здесь важно сохранять чувство меры. Вашему ребёнку необходимо время для того, чтобы исследовать что-либо, прежде чем он будет готов к изучению следующего, неизвестного предмета.

Чтобы развивать свой ум и тело, ваш ребёнок нуждается в правильно организованной окружающей среде.
Поскольку ваш ребёнок познает мир, главным образом, посредством органов чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому, ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития на данном этапе.
Познание ребёнком окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий, если вы знаете, какими предметами, материалами его следует обеспечить. Он будет обучаться самостоятельно при минимуме руководства с вашей стороны.

Часть 3.

Как вы можете помочь вашему ребёнку?

Относитесь к вашему ребёнку с уважением и пониманием.
Когда ребёнок хочет рассказать вам что-либо, будьте готовы выслушать его и старайтесь наклониться или сесть так, чтобы вы смотрели друг другу в глаза.
Постарайтесь понять мысли и чувства вашего ребёнка и принять их во внимание в вашей семейной жизни. Помните, что кажется незначительным для вас может быть очень важным для вашего ребёнка.
Посвящайте, по возможности, вашего ребёнка в свои планы и решения. Дайте ему почувствовать, что он равноправный член семьи.

Будьте уступчивы в отношениях с вашим ребёнком.
Маленькие дети растут и развиваются очень быстро. В отношениях с ребёнком нужна гибкость. Родители должны соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребёнка.
Решения об изменении правил следует принимать совместно обоим родителям и обсуждать их с ребёнком.

Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий ребёнка.
Руководство ребёнком и его безопасность должны обеспечиваться чёткими и разумными правилами.
Ребёнка следует познакомить со всеми правилами, давая краткие разъяснения в случае необходимости. Если правила тщательно продуманы и регулярно выполняются ребёнком, он принимает их без затруднений.
Если ребёнок не принимает правил, их следует ещё раз обдумать и внести возможные изменения. Очень часто семейные обсуждения правил, в которых участвует ваш сын или доч,ь являются хорошим средством усвоить их для ребёнка.

Помните о том, что ребёнку свойственно другое восприятие времени.
Когда ваш ребёнок находится рядом с вами, постарайтесь выполнять ваши дела размеренно и обдуманно. Спланируйте заранее таким образом, чтобы вам не пришлось торопить вашего ребёнка. Расскажите ему подробно о предстоящем событии, например, о посещении магазина, для того чтобы ребёнок мог самостоятельно приготовиться к нему со свойственной ему скоростью.
Постарайтесь уделить ежедневно немного времени для совместной деятельности с вашим ребёнком. Эти занятия должны быть спокойными и приятными для вас обоих.
Рассчитайте время, чтобы ребёнок смог довести начатое дело до конца. Если деятельность становится сложной или утомительной, вы можете помочь ребёнка завершить её, но никогда не выполнять что-либо за него.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно.
Позволяйте ребёнку действовать и поощряйте его выполнять то, к чему он готов и что может выполнить самостоятельно.
Учите его самостоятельно есть, одеваться, выполнять несложную работу, например, вытирать пыль, собирать листья, поливать растения и т.д. Покажите ребёнку каждое действие медленно и просто, употребляя как можно меньше слов. Попросите его повторить ваши действия самостоятельно, не исправляя ошибок. Если ребёнок ещё не готов для какой-то работы, отложите её на другое время и научите потом.
Дайте вашему ребёнку время освоиться и поупражняться в каждом виде деятельности. Разрешайте ему помогать вам по дому, если он того желает, но никогда не заставляйте делать что-либо насильно.
Дети любят такую работу и обычно выполняют её с удовольствием. Не переделывайте работу вашего ребёнка в его присутствии, принимайте все, что он способен сделать, доброжелательно.

По возможности обеспечьте вашему ребёнку свободу выбора.
Родители, которые позволяют своему ребёнку осуществлять собственный выбор, уважают индивидуальность ребёнка и его потребность в свободе.
Например, вы можете спросить ребёнка, какое мороженое он хочет, ванильное или шоколадное; хочет ли он поиграть с другом или пойти в парк; какую рубашку он хочет надеть: красную или голубую; хочет ли он положить на стол салфетки или расставить стаканы.
Умение делать выбор - это важная часть становления личности.

Создавайте вашему ребёнку условия для достижения успеха.
Поскольку вы наблюдаете за своим ребёнком, вы, как правило, знаете, что он умеет делать, а что нет. Дайте ему возможность делать то, что он может выполнять без особых усилий и ошибок. Помогите ему, продемонстрировав медленно и детально, как надо выполнять действия, каждый раз позволяя ребёнку выполнить их самому.
Хвалите ребёнка за его удачи, не придавайте значения ошибкам и переделайте вещи, в работе с которыми ребёнок испытывает затруднения. Часто вы можете руководствоваться интересом, который проявляет ваш ребёнок к чему-либо; настоящий интерес - сильнейший стимул к обучению.

Постарайтесь быть доброжелательными во взаимоотношениях с вашим ребёнком.
Найдите другой путь общения с ребёнком, отказавшись от употребления таких слов, как "не делай", "не мешай", "не надо", "нельзя" и "неправильно".
Если, например, он стучит кулаками по столу, спокойно объясните ему, что стол предназначен для еды, а чтобы поупражнять свои руки, он может полепить из пластилина, и предложите ему это занятие.
Если ваш ребёнок, вытирая стол, не заметил пятна, вам следует только указать на него или сказать: "Ещё одно пятно убрать, и стол будет безупречно чистым".
Ваши замечания делают ребёнка неуверенным в себе; одобрение и похвала помогают ему чувствовать себя самостоятельным и способным человеком.

Когда вы разговариваете со своим ребёнком, ваша речь должна быть точной, лаконичной.
Вы ощутимо разовьёте способность ребёнка правильно выражать мысли, если будете следить за своей речью.
Маленький ребёнок постоянно изучает новые слова, расширяя свой словарный запас и развивая способность общения.
Помогите вашему ребёнку изучить названия окружающих его предметов, употребляя их в своей речи. Вместо фразы: "Дай мне, пожалуйста, вон ту вещь, которая лежит вон там", - вы должны сказать: "Дай мне, пожалуйста, красную книгу, которая лежит на краю стола".

Всякий раз, когда это возможно, позволяйте вашему ребёнку использовать реальные предметы.
Игрушки, которые выглядят, как настоящие предметы, но не действуют, как реальные, расстраивают маленького ребёнка, приводят его в замешательство, а иногда могут рассердить его. Он может подумать, что неспособен обращаться с настоящими, реальными предметами.
Ваш ребёнок предпочитает использовать предметы, которые он часто видит у взрослых. Небольшого размера совок для мусора и щётка, маленькая губка и тазик, небольшие грабли и тяпка - отличные обучающие средства для вашего ребёнка.
Он может выполнять настоящие задания, помогать в домашней уборке. Освоение и выполнение важной работы вызывает у ребёнка подлинное чувство удовлетворения.

Помните, что вы образец: вам ваш ребёнок подражает и у вас он учится.
Ваш маленький ребёнок проводит большую часть своего времени в вашем присутствии. Он учится, глядя на вас и подражая вам.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был любящим, честным, великодушным, аккуратным, - будьте сами такими же.
Когда ребёнка постоянно шлепают или ругают, он учится вести себя также по отношению к другим.
Родители должны осознавать то огромное влияние, которое они оказывают на жизнь ребёнка и на формирование его личности.

Разрешайте вашему ребёнку общаться с другими детьми.
Ваш ребёнок нуждается и получает удовольствие от общения с ровесниками и детьми другого возраста.
До трёх лет дети редко общаются друг с другом или показывают осведомленность о других как об отдельных личностях.
Тем не менее, самостоятельное общение ребёнка с другими детьми, даже до трёх лет, может помочь вашему ребёнку научиться ладить с другими и получать удовольствие от их общества.
После трёх-четырёх лет такие контакты с другими детьми способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для его социального развития.

Создайте вашему ребёнку окружающую среду, которая соответствует его потребностям.
Родители, зная возможности ребёнка в данный период, могут предоставить ему материалы (предметы) и виды деятельности, способствующие в значительной степени его росту и развитию.
Маленьким детям можно дать небольшой таз с водой и несколько пластиковых бутылок, губки, воронки для переливания; также могут быть использованы коробка с песком, ведро, совок, бидон, ракушки и галька для сортировки и счёта, пластилин и кухонный нож, скалка и пуговицы и т.п.
Выделите вашему ребёнку место и стол для работы. Неторопливо продемонстрируйте ему новые материалы (предметы) и дайте ему время для знакомства с ними, прежде чем предложить ему что-нибудь ещё.
Педагогические книги, журналы и сами воспитатели могут помочь вам выбрать подходящие материалы для вашего ребёнка.

Если это возможно, подыщите хорошее дошкольное учреждение для вашего ребёнка.
Большинство экспертов отмечают огромное значение возрастного периода от рождения до шести лет в формировании личности. Установлено, что родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребёнка, а хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии.
Опытные профессионалы могут оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребёнку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени.

В идеале родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребёнка. Предметы, изучаемые в школе, могут быть закреплены дома. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает вашему ребёнку чувствовать себя уверенно и быть способным понять мир и жить в нем.

Часть 4.

В чём заключается Монтессори-метод?

Монтессори - метод помогает ребёнку получать разностороннее развитие.
Многие характеристики маленького ребёнка, замеченные Марией Монтессори, упоминались в первой части. Во второй части говорится об основных потребностях ребёнка, изучение которых позволило д-ру Монтессори разработать систему раннего образования ребёнка. Этот метод, упражнения и советы к ним описаны в третьей части.
Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих.

Подход Марии Монтессори к воспитанию маленьких детей был уникальным.
Мария Монтессори родилась в Италии и была первой в истории своей страны женщиной-доктором. На раннем этапе своей деятельности она работала с детьми отсталыми в развитии и детьми из очень бедных семей.

Посредством точных наблюдений и экспериментов д-р Монтессори создала систему образования, которая помогла умственно отсталым и обездоленным детям учиться так же успешно, как учатся нормальные дети.

Её методы получили известность во всем мире и стали использоваться во многих странах применительно к местным условиям и специфике национальной системы воспитания. Сегодня в Соединённых Штатах возродился интерес к её системе; её понимание внутреннего мира ребёнка и её идеи помощи в формировании всесторонне развитой личности кажутся новыми и значимыми сегодня.

Провалы традиционных методов образования становятся всё более очевидными. Монтессори-направление предлагает разумную структурированную систему, которая позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные Монтессори-материалы под руководством Монтессори-учителя.

Монтессори-система состоит из трёх основных частей: ребёнок, окружающая среда, учитель.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребёнок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребёнком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого.

Затем д-р Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребёнку развиваться самостоятельно и естественно.

Она видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин "руководительница" вместо "учитель".
Мария Монтессори старалась видеть ребёнка таким, каков он есть в действительности.
Монтессори-метод позволяет вашему ребёнку легче проходить путь познания в ситуации, когда знания приобретаются в деятельности. В основном он учится сам.

В пределах определённой организации ваш ребёнок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; он испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-либо укажет.

Совершенствуя свои умения, ребёнок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод создает в вашем ребёнке естественную любовь к учению и исподволь внушает устойчивые мотивации для продолжения учёбы. Это помогает вашему ребёнку идти в ногу с его естественным ростом и развитием и избегать насилия, т.е. необходимости делать то, к чему он еще не готов.
"Учитель" вашего ребёнка - Монтессори окружающая среда.

В Монтессори-школе ваш ребёнок учится самостоятельно с помощью специально разработанных Монтессори-материалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям ребёнка, возможность самоконтроля, заложенная в материалах, позволяет ребёнку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому не нужно указывать на промахи ребёнка, и его самоуважение не ущемляется.

Ваш ребёнок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делает сам. Он учится следовать "основным правилам" класса и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила.
У вашего ребёнка есть много возможностей проявить себя и почувствовать успех, поскольку он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, т. к. Монтессори-класс не место для соревнований. Можно заняться растениями и животными. Монтессори-класс - это место, в котором ваш ребёнок может быть свободным от господства взрослого, он может открывать свой мир и развивать свой разум и тело.
Монтессори-класс охватывает множество зон.

- зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 - 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ваш ребёнок научится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол; полировать серебро и т. п.
- зона сенсорного развития - даёт ребёнку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребёнок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей.
-зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых является умственное развитие ребёнка. Двигательные упражнения развивают вашего ребёнка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать его возможности.

Многие Монтессори-школы дополняют окружающую среду такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития вашего ребёнка.

У Монтессори-учителя много обязанностей.
В отличие от учителя в традиционной школе, Монтессори-учитель не является центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, Монтессори-учитель едва заметен. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребёнком за столиком или на коврике.

Учитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь чёткое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребёнка. Он решает, какие материалы больше подходят ребёнку для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребёнку в оптимальном использовании материалов. Учитель оставляет ребёнка с материалом и возвращается к наблюдению.

Учитель вмешивается в деятельность ребёнка только том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребёнку. Ваш ребёнок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но, главным образом, как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

Монтессори-класс включает детей разного возраста.
Определяя своего ребёнка в класс, где находятся дети разных возрастов (обычно от двух с половиной до шести лет), вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.
Когда ребёнок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки.
Ваш ребёнок также научится, как вести себя в обществе различных людей.

Каждый Монтессори-класс индивидуален.
Несмотря на то, что Монтессори-метод имеет совершенно определённую структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации.
Потому что не бывает совершенно одинаковых двух людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.
Рекомендуем родителям встречаться с учителем и, если это возможно, посмотреть работу учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании Монтессори-метода.

Монтессори-метод отличается от других методов.
Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка. С помощью метода квалифицированный учитель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми.

Монтессори-система дает вашему ребёнку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.

Приложение

Некоторые материалы, используемые в Монтессори-школе.

Практическая жизнь.
 Рамки с застёжками - обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Пересыпание и переливание - эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.
Приготовление пищи - эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, банана и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Упражнения по уборке помещения и личной гигиены - включают чистку обуви, подметание, мытье полов шваброй, стирку и умывание. Помогают ребёнку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Сенсорное развитие.
Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня - представляет различия величины в трёх измерениях и помогает ребёнку в дифференцировании понятий: большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Цветные катушки в трёх наборах: первый набор состоит из трёх пар основных цветов для сопоставления; второй - одиннадцать пар различных цветов; третий - по семь оттенков каждого цвета.

Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, повышают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме.
Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.

Развитие речи.
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребёнку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с её очертанием.
Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм.
Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Математическое развитие.
Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера, что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счёта и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретёнами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счёту и понятия количества. Ребёнок размещает определённое количество веретён в соответствующую секцию.
Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счёта, количества и основных математических функций.

Другие зоны.
Географические карты - деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования. Карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии.
Природные карты - различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе.
Звучащие колокольчики - издают различные вариации звуков при ударении деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий.
Линия - в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используются для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Советы родителям.

Ваша домашняя обстановка.
1. Покупайте одежду, которую ребёнок может надеть или снять самостоятельно (брюки с эластичным поясом, рубашки с большими пуговицами, свитера с широким воротом).
2. Поставьте в комнате ребёнка детскую мебель: низкий стол, зеркало, ящики (которые ребёнок мог бы с легкостью открывать). Мебель должна быть прочной, легкой и соответствовать росту ребёнка (вешалка, на которую ребёнок мог бы самостоятельно вешать свои вещи и т. д.)
3. Сделайте комнату ребёнка яркой, привлекательной и простой, используйте легко моющиеся поверхности. Тщательно отбирайте предметы для комнаты ребёнка. Новые предметы предлагайте постепенно, не более двух одновременно.
4. Убирайте из поля зрения ребёнка предметы, которые, по вашему мнению, могут быть испорчены им.
5. Выделяйте ребёнку место в других местах дома для его личных вещей: полотенец, зубной щетки и т. д. Можете пометить каждое место цветной ленточкой так, чтобы ребёнок мог легко узнать его.
6. Дайте ребёнку в личное пользование чистящие материалы: маленькую губку, тряпку для пыли, веник и полировку для того, чтобы он сам мог убирать свою комнату.

Совместная деятельность.
1. Водите своего ребёнка в интересные места, такие, как библиотека, почта, местные фабрики, зоопарк, музеи, детский театр, пляж, парк, игровые площадки. Обсуждайте увиденное там.
2. Пусть Ваш ребёнок участвует в домашних делах: покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры, садоводство, работы по дереву, шитьё, давайте ему задания и необходимые материалы.
3. Делитесь с ребёнком своими интересами и увлечениями: знаниями о спорте, птицах, марках, растениях, животных, вязании, рисовании, игре на музыкальных инструментах.
4. Давайте ребёнку журналы для вырезания картинок и раскраски и обсуждайте с ним рисунки. Читайте и рассказывайте ему различные истории, покажите ребёнку, как пользоваться магнитофоном.
5. Берите с собой ребёнка в гости к родственникам и друзьям. Делайте визиты короткими, если ребёнок устанет, дайте ему что-либо, чем он мог бы заняться. Поощряйте бабушку и дедушку в желании заниматься ребёнком.
6. Покажите ребёнку, как ухаживать за растениями и животными в вашем доме. Позволяйте ему принимать ответственность за их уходом по мере сил и возможностей ребёнка.

Самостоятельная деятельность ребёнка.
1. Предоставьте ребёнку пластиковый тазик с водой, несколько пластиковых бутылок, воронку, губку, сито и фартук. Дайте ему возможность свободно использовать эти вещи и узнать свойства воды. Покажите ребёнку, как следует убирать место, где он занимался.
2. Давайте ребёнку возможность для игр с песком: либо в песочнице, либо на пляже. Берите с собой ведёрко, формочки, сито, воронку, лопатку, лейку для увлажнения песка. Дома дайте ребёнку щетку и совок и попросите его очистить предметы от песка.
3. Тесто для игры и формочки, пуговицы, крышки, скалка для теста могут заинтересовать вашего ребёнка. С этими предметами он может заниматься довольно долго. Тесто можно легко приготовить, перемешав: 1 стакан муки, 1 ложку соли, несколько капель пищевого красителя и столько воды, чтобы тесто было густым. Тесто необходимо хранить в холодильнике.
4. К другим материалам, которые могут привлечь вашего ребёнка, относятся: краски, большие деревянные кубики, книги, полки, камушки. Запомните, что у каждого предмета должно быть своё место, и показывайте ребёнку, как пользоваться различными предметами.

Отношения и факторы влияния.
1. Если отец проводит дни, работая вдалеке от дома, желательно, чтобы ребёнок видел его за работой в домашних условиях. Когда ребёнок видит, как отец выполняет какую-то работу дома, ему легче представить, что значат слова "папа на работе".
2. Создавайте условия для новых впечатлений: поход в парикмахерскую, к врачу или в школу. Объясните кратко и спокойно цель визита и сообщите ребёнку о нём заранее.
3. Отвечайте честно и просто на все вопросы Вашего ребёнка. Никогда не лгите ему.
4. Если у Вас возникают некоторые трудности в воспитании Вашего ребёнка, обращайтесь за консультацией к учителю или врачу.

Сензитивные периоды.

Ниже перечисленное является общим руководством к периодам, когда маленький ребёнок наиболее восприимчив к приобретению тех или иных знаний, умений и навыков. Возрастные ограничения сензитивных периодов корректируются индивидуальными особенностями развития ребёнка.

От рожд. и всю жизнь - развитие речи
от рожд. до 3-х лет - сенсорное развитие
от рожд. до 1, 5 лет - познание окружающего мира через движение
от 1,5 до 3-х лет - развитие устной речи
от 1,5 до 4-х лет - развитие мускульной координации
от 2-х до 4-х лет - забота о порядке в окружении и обязанности
от 2-х до 6-и лет - музыкальное развитие
от 2,5 до 6-и лет - утонченность чувств
от 2,5 до 6-и лет - развитие социальных манер
от 3-х до 6-и лет - восприятие влияния взрослых
от 3,5 до 4,5 лет - письмо
от 4-х до 4,5 лет - развитие тактильного чувства
от 4,5 до 5,5 лет - чтение

Нормальный ребёнок.

Основная цель Монтессори-метода - это "нормализация" поведения ребёнка таким образом, чтобы оно стало сбалансированным, спонтанным и ребёнок мог бы полностью использовать свои возможности. Некоторые характерные признаки такого ребёнка:
1. индивидуальность
2. независимость и инициатива
3. трудолюбие и стремление к самосовершенствованию
4. самоконтроль и умение владеть собой
5. воля
6. способность к концентрации внимания
7. чувство собственного достоинства
8. самостоятельность
9. самомотивация
10. привычка к порядку
11. удовольствие от повторения
12. способность к самостоятельной работе
13. самодисциплина
14. стремление к свободе выбора
15. удовольствие от работы как таковой, без необходимости вознаграждения и наказания
16. сознательное послушание
17. предпочтение работы игре
18. лю6овь к познанию
19. чувство ответственности за себя и других
20. хорошая социальная адаптивность
21. РАДОСТЬ как базисная эмоция

Обзор Монтессори-класса.

Рассмотрение следующих вопросов поможет Вам понять и оценить то, что Вы видите в Монтессори-классе.

Обстановка.
1. Насколько привлекательна комната.
2. В каком состоянии материалы.
3. Доступность материалов.
4. Соблюдение порядка.
5. Логика в подборе материалов.
6. Наличие спортивного уголка.

Учитель
1. Чувствует ли он себя уютно и свободно в классе?
2. Тон при общении с детьми.
3. Насколько медленны и грациозны его движения.
4. Владение ситуацией в классе.
5. Ответы на вопросы детей.
6. Уважительное отношение к каждому ребёнку.
7. Готовность детей слушаться учителя.
8. Участие в поддержании порядка в классе.
9. Ясность в преподнесении материала и понимании вопросов детей.

Дети.
1. Чувствуют ли они себя уютно в классе?
2. Как часто вовлечены в работу?
3. Следуют ли основным правилам поведения?
4. Аккуратно ли обращаются с материалами?
5. Уровень самостоятельной и коллективной работы.
6. Обращаются ли за помощью?
7. С готовностью ли следуют инструкциям?
8. Счастливы ли они в школе?

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия