Что нужно знать об упражнениях на сортировку предметов?

Что нужно знать об упражнениях на сортировку предметов?

В каком возрасте и зачем давать ребенку раскладывать вещи по порядку? Какие сферы развития задействованы в подобных занятиях?

Монтессори педагоги много времени уделяют упорядочиванию и классификации предметов. Сортировка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка, ведь одновременно тренируется и моторика, и мышление, и внимания, а также обогащается словарный запас ребенка. Сегодня детский Монтессори центр «Созвездие» раскроет секреты этого уникального упражнения.

Почему сортировка предметов?

Всё наше мышление по своей сути основано на способности выявлять значимые и второстепенные признаки предметов, а также находить связи между ними.

Развитие интеллекта детей начинается как раз с процесса обнаружения того, что мир наполнен различными предметами, а чтобы успешно ими пользоваться нужно научиться понимать их суть.

Задачи на сортировку позволяют детям обнаружить значимые свойства привычных и незнакомых предметов и учит их сравнивать между собой. Во время сортировки ребенок каждый раз изучает предмет и принимает решение о его принадлежности к определенной категории. Навык выявлять наиболее важные признаки предметов будет использоваться малышами всю жизнь: от простых бытовых ситуаций до учёбы и профессионального развития. Более того навык сортировки является обязательным этапом, предшествующим развитию математических способностей детей.

Почему сортировка предметов?

В каком возрасте можно предлагать малышу сортировку предметов?

В благоприятной атмосфере где-то к полутора-двум годам малыши четко осознают, что мир, в который они пришли, существует по определенным правилам, а значит познавать его закономерности достаточно полезная деятельность. К двум годам развивается особый интерес к поддержанию порядка, детей привлекает сортировка, а ближе к четырём годам интерес угасает. Мы рекомендуем ориентироваться на ребенка и не бояться экспериментировать с материалом и форматом упражнений, подбирая их под возраст и индивидуальные потребности малыша.

Преимущества сортировки

В первую очередь разберем преимущества для когнитивного развития малыша:

  • Необходимость рассматривать картинки и предметы тренирует визуальное восприятие ребенка. Малыш учится рассматривать детали, замечает одинаковые и разные элементы,

  • При работе с изображениями развивается возможность использовать символы – малыш привыкает, что картинки могут использоваться вместо реальных объектов,

  • Так как все предметы и их части имеют названия, занятия обогащают словарный запас ребенка и помогают ему научиться правильно строить предложения,

  • Сортировка знакомит ребенка с понятием категории и учит обобщать предметы на основе значимых признаков: формы, цвета, размера, назначения,

  • Сортировка – это отличное упражнение на развитие принятия решений. Малыш выбирает предмет, задаётся вопросом, куда его положить, а затем приходит к ответу, внимательно оценив предмет по нескольким признакам.

Более того сортировка полезна также для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также прекрасно развивает внимание ребенка, учит его переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.

Преимущества сортировки

Какие бывают сортировки?

В целом сортировки можно делить в зависимости от количества признаков, которые нужно анализировать, степени обобщения понятий, интенсивности подключения дополнительных моторных навыков.

Сортировки по одному признаку

Самые простые сортировки включают в себя сортировки одинаковых предметов по цвету. На роль подобных предметов могут подойти как специализированные наборы, так и простые продукты и предметы быта (крупы, пуговицы, бисер). Пока ребенок маленький мы советуем использовать предметы, которые малышу удобно брать рукой и ограничиться двумя-тремя цветами в одном задании.

Какие бывают сортировки?

Сортировка по размеру еще один вариант первых сортировок для малышей. Одинаковые предметы двух размеров (например, большие и маленькие мячики) должны быть освоены до того, как вы перейдёте к более сложным сортировкам.

Сортировка по форме также достаточно легко осваивается даже совсем маленькими детьми. Сначала предметы должны быть единообразными по цвету и размеру, чтобы не запутать малыша. Хорошо подходят на эту роль мячики и кубики.

После освоения базовых сортировок по цвету, размеру и форме можно вводить несколько градаций признака и предлагать для классификации более разнообразные предметы. Прекрасно подходят для сортировки монеты, природные объекты (шишки, камушки, ракушки, листья), бытовые предметы (столовые приборы, одежда, посуда и т.п)

Сортировка по двум признакам

Когда малыш освоил базовые признаки предметов (цвета, формы, размеры), можно предлагать задания, в которых нужно учитывать сразу два предмета. Например, большие и маленькие фигуры нескольких цветов.

Подобное задание гораздо сложнее сортировки по одному признаку, поэтому стоит предлагать его только тогда, когда малыш хорошо освоил саму идею классификации предметов и стабильно справляется с одним признаком.

Сортировка с использованием дополнительных моторных навыков

Небольшие модификации задания и предметов для сортировки могут помочь задействовать дополнительные манипуляции с предметами, оттачивающие крупную и мелкую моторику, тренирующие использование различных инструментов.

Предложите малышу сортировать мелкие крупы с использованием совочка или ложки, прекрасным вкладом в развитие ребенка будет также демонстрация ему использования щипчиков. При работе с плоскими предметами или карточками использование банок с прорезями позволяет тренировать координацию малыша, ведь просунуть предмет в щель гораздо более сложное задание для непослушных детских ручек.

Для дополнительного развития моторных навыков можно также вводить сортировку с завязанным глазами, вводить предметы с разной текстурой (шершавые, гладкие).

Идеи упражнений на сортировку

Несмотря на то, что производители детских товаров во всю используют идею сортировки в своих детских наборах, зачастую мамы и папы предпочитают создавать самодельные упражнения на сортировку. Что же можно использовать?

Начнём с подноса, на котором происходит сортировка. Для позитивного опыта ребенку должно быть комфортно и легко работать в течение всего развивающего занятия, поэтому поднос нужно подбирать в соответствии с размером и формой предметов.

Часто родители используют для этого палитры, коробки для инструментов, баночки и упаковки из-под продуктов, картонки для яиц, однотонную цветную посуду, картонные стаканчики, палитры для рисования, органайзеры для различных предметов.

Идеи упражнений на сортировку

Любимым материалом для сортировки для многих семей остаются крупные пуговицы, бусины и помпоны ярких цветов. Также часто для сортировки используют природные материалы, например, желуди, камни, орехи, листья, шишки, ракушки, фрукты и продукты, например, фасоль, горох, макароны разных форм и цветов, конфеты.

Для развития мелкой моторики можно использовать совочек и разноцветный песок, перекладывать легкие помпоны с помощью пинцета, переливать разноцветные жидкости.

Еще одну интересную идею упражнения на сортировку для самых маленьких можно подсмотреть в видео ниже:

С возрастом полезно использовать для сортировки изображения предметов, это знакомит ребенка с символами, а также учит его находить значимые признаки предметов. Можно использовать и более сложные для сортировки категории, например, овощи и фрукты, одежда, растения, домашние и дикие животные и так далее. Такие упражнения легко организовать, распечатав различные картинки из интернета.

Роль родителей в заданиях на сортировку

Сторонники Монтессори педагогики убеждены, что взрослые могут лишь помогать ребенку познавать этот мир и демонстрировать как он устроен. Поэтому родитель в первую очередь выбирает и подготавливает развивающий материал для ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и личными предпочтениями малыша, а также помогает ребенку понять, в чем заключается цель работы с материалом.

В целом, хорошо подобранные Монтессори материалы требуют лишь одной демонстрации взрослым, чтобы дети уловили идеи и сделали первые попытки выполнить задание. Дальше малыш может работать сам или с вашим участием, но включение взрослого в процесс и, тем более, коррекция действий ребенка должна быть обдумана: зачастую обсуждение с ребенком процесса и использование наводящих вопросов даёт гораздо больше для развития ребенка, чем повторные демонстрации работы с материалом. Более того, если вы замечаете, что после пары демонстраций ребенок всё еще не понимает, что нужно делать, значит материал некачественный или не подходит малышу.

 Роль родителей в заданиях на сортировку

Выводы

Сортировка – это комплексное упражнение, которое активно применяется в Монтессори подходе при проведении развивающих занятий с детьми от полутора лет. Упражнение легко изменять и подстраивать под индивидуальные нужды детей, делая фокус на внимании, мышлении и развитии моторных навыков ребенка. Участие взрослого в процессе работы с материалом должно быть осознанным и помогать ребенку выполнить задание и назвать предметы, но ни в коем случае нельзя прибегать к принуждению или подгонять и критиковать ребенка при возникновении сложностей.

Заключение

Несмотря на то, что воспитание в Монтессори среде имеет огромный ряд преимуществ для развития детей, грамотно подобрать материалы и формат работы с ними родителям бывает непросто. К счастью, на данный момент в Москве существует достаточное количество детских центров, где родители могут не только организовать своим детям развивающие занятия в Монтессори среде, но и получить профессиональные рекомендации педагогов и психологов.

Детский Монтессори клуб «Созвездие» приглашает семьи, которым отзывается наш подход, на индивидуальные и групповые занятия по системе Монтессори, а также предлагает записаться в детский садик, активно использующий систему. Во всех наших центрах вас ждут опытные педагоги, самые качественные Монтессори материалы и правильно организованное пространство для занятий, а также доброжелательное сообщество родителей и специалистов по детскому развитию. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие в нашем детском центре и приходите знакомиться!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана