В каком возрасте и зачем давать ребенку раскладывать вещи по порядку? Какие сферы развития задействованы в подобных занятиях?
Монтессори педагоги много времени уделяют упорядочиванию и классификации предметов. Сортировка оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка, ведь одновременно тренируется и моторика, и мышление, и внимания, а также обогащается словарный запас ребенка. Сегодня детский Монтессори центр «Созвездие» раскроет секреты этого уникального упражнения.
Почему сортировка предметов?
Всё наше мышление по своей сути основано на способности выявлять значимые и второстепенные признаки предметов, а также находить связи между ними.
Развитие интеллекта детей начинается как раз с процесса обнаружения того, что мир наполнен различными предметами, а чтобы успешно ими пользоваться нужно научиться понимать их суть.
Задачи на сортировку позволяют детям обнаружить значимые свойства привычных и незнакомых предметов и учит их сравнивать между собой. Во время сортировки ребенок каждый раз изучает предмет и принимает решение о его принадлежности к определенной категории. Навык выявлять наиболее важные признаки предметов будет использоваться малышами всю жизнь: от простых бытовых ситуаций до учёбы и профессионального развития. Более того навык сортировки является обязательным этапом, предшествующим развитию математических способностей детей.
В каком возрасте можно предлагать малышу сортировку предметов?
В благоприятной атмосфере где-то к полутора-двум годам малыши четко осознают, что мир, в который они пришли, существует по определенным правилам, а значит познавать его закономерности достаточно полезная деятельность. К двум годам развивается особый интерес к поддержанию порядка, детей привлекает сортировка, а ближе к четырём годам интерес угасает. Мы рекомендуем ориентироваться на ребенка и не бояться экспериментировать с материалом и форматом упражнений, подбирая их под возраст и индивидуальные потребности малыша.
Преимущества сортировки
В первую очередь разберем преимущества для когнитивного развития малыша:
-
Необходимость рассматривать картинки и предметы тренирует визуальное восприятие ребенка. Малыш учится рассматривать детали, замечает одинаковые и разные элементы,
-
При работе с изображениями развивается возможность использовать символы – малыш привыкает, что картинки могут использоваться вместо реальных объектов,
-
Так как все предметы и их части имеют названия, занятия обогащают словарный запас ребенка и помогают ему научиться правильно строить предложения,
-
Сортировка знакомит ребенка с понятием категории и учит обобщать предметы на основе значимых признаков: формы, цвета, размера, назначения,
-
Сортировка – это отличное упражнение на развитие принятия решений. Малыш выбирает предмет, задаётся вопросом, куда его положить, а затем приходит к ответу, внимательно оценив предмет по нескольким признакам.
Более того сортировка полезна также для развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также прекрасно развивает внимание ребенка, учит его переключать внимание с одних деталей на другие, а также переключаться между стадиями планирования и осуществления действий.
Какие бывают сортировки?
В целом сортировки можно делить в зависимости от количества признаков, которые нужно анализировать, степени обобщения понятий, интенсивности подключения дополнительных моторных навыков.
Сортировки по одному признаку
Самые простые сортировки включают в себя сортировки одинаковых предметов по цвету. На роль подобных предметов могут подойти как специализированные наборы, так и простые продукты и предметы быта (крупы, пуговицы, бисер). Пока ребенок маленький мы советуем использовать предметы, которые малышу удобно брать рукой и ограничиться двумя-тремя цветами в одном задании.
Сортировка по размеру еще один вариант первых сортировок для малышей. Одинаковые предметы двух размеров (например, большие и маленькие мячики) должны быть освоены до того, как вы перейдёте к более сложным сортировкам.
Сортировка по форме также достаточно легко осваивается даже совсем маленькими детьми. Сначала предметы должны быть единообразными по цвету и размеру, чтобы не запутать малыша. Хорошо подходят на эту роль мячики и кубики.
После освоения базовых сортировок по цвету, размеру и форме можно вводить несколько градаций признака и предлагать для классификации более разнообразные предметы. Прекрасно подходят для сортировки монеты, природные объекты (шишки, камушки, ракушки, листья), бытовые предметы (столовые приборы, одежда, посуда и т.п)
Сортировка по двум признакам
Когда малыш освоил базовые признаки предметов (цвета, формы, размеры), можно предлагать задания, в которых нужно учитывать сразу два предмета. Например, большие и маленькие фигуры нескольких цветов.
Подобное задание гораздо сложнее сортировки по одному признаку, поэтому стоит предлагать его только тогда, когда малыш хорошо освоил саму идею классификации предметов и стабильно справляется с одним признаком.
Сортировка с использованием дополнительных моторных навыков
Небольшие модификации задания и предметов для сортировки могут помочь задействовать дополнительные манипуляции с предметами, оттачивающие крупную и мелкую моторику, тренирующие использование различных инструментов.
Предложите малышу сортировать мелкие крупы с использованием совочка или ложки, прекрасным вкладом в развитие ребенка будет также демонстрация ему использования щипчиков. При работе с плоскими предметами или карточками использование банок с прорезями позволяет тренировать координацию малыша, ведь просунуть предмет в щель гораздо более сложное задание для непослушных детских ручек.
Для дополнительного развития моторных навыков можно также вводить сортировку с завязанным глазами, вводить предметы с разной текстурой (шершавые, гладкие).
Идеи упражнений на сортировку
Несмотря на то, что производители детских товаров во всю используют идею сортировки в своих детских наборах, зачастую мамы и папы предпочитают создавать самодельные упражнения на сортировку. Что же можно использовать?
Начнём с подноса, на котором происходит сортировка. Для позитивного опыта ребенку должно быть комфортно и легко работать в течение всего развивающего занятия, поэтому поднос нужно подбирать в соответствии с размером и формой предметов.
Часто родители используют для этого палитры, коробки для инструментов, баночки и упаковки из-под продуктов, картонки для яиц, однотонную цветную посуду, картонные стаканчики, палитры для рисования, органайзеры для различных предметов.
Любимым материалом для сортировки для многих семей остаются крупные пуговицы, бусины и помпоны ярких цветов. Также часто для сортировки используют природные материалы, например, желуди, камни, орехи, листья, шишки, ракушки, фрукты и продукты, например, фасоль, горох, макароны разных форм и цветов, конфеты.
Для развития мелкой моторики можно использовать совочек и разноцветный песок, перекладывать легкие помпоны с помощью пинцета, переливать разноцветные жидкости.
Еще одну интересную идею упражнения на сортировку для самых маленьких можно подсмотреть в видео ниже:
С возрастом полезно использовать для сортировки изображения предметов, это знакомит ребенка с символами, а также учит его находить значимые признаки предметов. Можно использовать и более сложные для сортировки категории, например, овощи и фрукты, одежда, растения, домашние и дикие животные и так далее. Такие упражнения легко организовать, распечатав различные картинки из интернета.
Роль родителей в заданиях на сортировку
Сторонники Монтессори педагогики убеждены, что взрослые могут лишь помогать ребенку познавать этот мир и демонстрировать как он устроен. Поэтому родитель в первую очередь выбирает и подготавливает развивающий материал для ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и личными предпочтениями малыша, а также помогает ребенку понять, в чем заключается цель работы с материалом.
В целом, хорошо подобранные Монтессори материалы требуют лишь одной демонстрации взрослым, чтобы дети уловили идеи и сделали первые попытки выполнить задание. Дальше малыш может работать сам или с вашим участием, но включение взрослого в процесс и, тем более, коррекция действий ребенка должна быть обдумана: зачастую обсуждение с ребенком процесса и использование наводящих вопросов даёт гораздо больше для развития ребенка, чем повторные демонстрации работы с материалом. Более того, если вы замечаете, что после пары демонстраций ребенок всё еще не понимает, что нужно делать, значит материал некачественный или не подходит малышу.
Выводы
Сортировка – это комплексное упражнение, которое активно применяется в Монтессори подходе при проведении развивающих занятий с детьми от полутора лет. Упражнение легко изменять и подстраивать под индивидуальные нужды детей, делая фокус на внимании, мышлении и развитии моторных навыков ребенка. Участие взрослого в процессе работы с материалом должно быть осознанным и помогать ребенку выполнить задание и назвать предметы, но ни в коем случае нельзя прибегать к принуждению или подгонять и критиковать ребенка при возникновении сложностей.
Заключение
Несмотря на то, что воспитание в Монтессори среде имеет огромный ряд преимуществ для развития детей, грамотно подобрать материалы и формат работы с ними родителям бывает непросто. К счастью, на данный момент в Москве существует достаточное количество детских центров, где родители могут не только организовать своим детям развивающие занятия в Монтессори среде, но и получить профессиональные рекомендации педагогов и психологов.
Детский Монтессори клуб «Созвездие» приглашает семьи, которым отзывается наш подход, на индивидуальные и групповые занятия по системе Монтессори, а также предлагает записаться в детский садик, активно использующий систему. Во всех наших центрах вас ждут опытные педагоги, самые качественные Монтессори материалы и правильно организованное пространство для занятий, а также доброжелательное сообщество родителей и специалистов по детскому развитию. Записывайтесь на бесплатное пробное занятие в нашем детском центре и приходите знакомиться!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана