Что представляют собой дети этого возраста и в чём нуждаются? В сегодняшней статье Монтессори педагоги и психологи детского центра «Созвездие» разберут основные особенности ухода за детьми от 1 до 3 и расскажут, как организовать развивающую среду по методу Монтессори, опираясь на эти знания.
Оставьте заявку на сайте, Позвоните или напишите нам в WhatsApp прямо сейчас и наш консультант ответит на все ваши вопросы и запишет на бесплатное пробное занятие для раннего развития ребенка.
Раннее развитие ребенка. Главное, что нужно помнить о первых трёх годах жизни
-
С самого рождения и до возраста трёх лет мозг ребенка настроен на впитывание информации приходящих от всех анализаторов: слух, обоняние, вкус, зрение и осязание развиваются в первую очередь именно в этом возрасте раннего развития ребенка.
-
По мнению специалистов по Методике Монтессори именно в период до трёх лет формируется самое первое впечатление от этого мира: насколько он безопасный, интересный, доброжелательный и так далее. Эти установки человек несёт с собой до конца жизни.
-
Обучение детей возможно только через непосредственный опыт и повторение практических действий. Малыши от 1 до 3 лет способны усваивать в разы больше информации, чем взрослые, при условии, что это информация связана со средой, в которой они находятся, и у детей есть возможность активно исследовать.
Построение распорядка дня ребенка 1-3 лет по методике Монтессори
Самое главное, без чего методика Монтессори перестаёт быть собой, это свобода выбора действий для детей, даже если им ещё и трёх лет не исполнилось. Вокруг этого строится всё остальное.
Необходимая среда для успешного раннего развития ребенка
-
Среду, в которой ребенок находится необходимо чередовать: детская, ванная, гостиная, кухня, столовая, детская, двор и так далее,
-
Самым маленьким очень важно проводить достаточно времени на полу с игрушками, это важно для правильного раннего развития как интеллекта ребенка, так и опорно-двигательной системы,
-
Прогулки на свежем воздухе должны быть включены в ежедневный распорядок дня при буквально любой погоде,
-
Монтессори материал и другие игрушки, а также организация пространства детской должны соответствовать раннему развитию ребенка,
-
Чередуйте время игр и общения с взрослым и время, когда ребенок может остаться наедине с собой в безопасном пространстве (для этого важно правильно организовать детскую),
-
Обновляйте набор материалов и занятий по мере взросления малыша, помните, что в первые три года жизни раннее развитие ребенка идёт очень быстро.
Игры и занятия с Монтессори материалом. Правила для родителей детей от 1 до 3
-
Для занятий по Монтессори методике необходимо подготовить несколько разнообразных наборов: развитие крупной и мелкой моторики, когнитивное развитие и установление причинно-следственных связей, сенсорное развитие, работа с сыпучими материалами и водой, творческие занятия, развитие речи.
-
Методика Монтессори предполагает также, что дети даже в возрасте 3 лет способны самостоятельно поддерживать порядок в своей игровой зоне: научите ребенка заниматься в одном и том же месте, а материалы возвращать на ту же полку, где они лежали.
-
Каждый день на полке должны стоять как материалы уже знакомые ребенку, так и те, которые он видит первый раз.
-
Отдавайте предпочтение простым игрушкам и натуральным материалам: пластиковые кнопочные игрушки, пресыщенные звуками и лампочками только мешают раннему развитию ребенка.
-
Демонстрируйте новые занятия только когда малыш готов к новой информации (здоров, находится в хорошем настроении, выспался и сфокусирован на вас).
-
Не забывайте о простых домашних делах, ведь раннее развитие ребенка по методике Монтессори для детей 1-3 лет строится во многом на развитии бытовой самостоятельности ребенка: уборка, готовка, освоение различных застёжек на одежде и обуви обязательно должны быть включены в ежедневное расписание малыша. Начинать можно с самых простых вещей и проговаривания действий: «Смотри, мама убирает игрушки в ящик, Петенька играл, а теперь пришло время прибраться! Сможешь сам положить этот мячик в ящик?».
Не стесняйтесь искать вдохновение, как в специализированных изданиях, так и в интересах самого ребенка: сходит с ума по машинкам – предложите сортировку машинок или устройте гонки по извилистой трассе, любит возиться с песком – предложите рисовать на нём узоры.
Кормление
-
Любое кормление ребенка должно быть добровольным: не заставляйте ребенка есть по часам, лишь придерживайтесь общего распорядка и выделите в доме место, где ребенок сможет всегда раздобыть питьевую воду и здоровые снеки.
-
Отношение к грудному вскармливанию у Монтессори специалистов разное, поэтому лучше всего прислушаться к себе и ребенку и продолжать кормление грудью, пока вас это устраивает. Помните, что грудное молоко укрепляет иммунитет и в целом благоприятно воздействует на здоровье ребенка.
-
С первых лет жизни приучайте ребенка мыть руки перед едой самостоятельно.
-
Позвольте ребенку сфокусироваться на еде, не включайте ему мультики и не читайте книжки во время кормления. Хорошей темой для разговора во время еды будет проговаривание названия ингредиентов, вкуса блюда и так далее: «Смотри, какой румяный оладушек! Петенька с мамой сделали тесто и пожарили оладушки. Румяный вышел оладушек, очень красивый. А это что это у нас на тарелке? Это же варенье с черникой. Сладкое варенье!».
-
Прекрасными занятиями по методике Монтессори для детей от 1 до 3 лет является приготовление пищи и сервировка стола: делегируйте несложные задачи малышу (мытье овощей, перемешивание теста) и научите его самостоятельно выкладывать необходимую посуду и приборы (с этим могут помочь коврики с подсказками).
-
Старайтесь кормить ребенка домашней едой: консервированное детское питание никогда не сможет полностью заменить блюда, приготовленные из свежих продуктов. Обсудите с педиатром перевод ребенка на «взрослую» диету.
Уход за ребенком 1-3 лет в духе Монтессори
-
Так же как и с питанием, сон и процедуры отхода ко сну не должны быть насильственными, постарайтесь также построить режим дня ребенка таким образом, чтобы и просыпаться он мог самостоятельно.
-
Для лёгкого отхода ко сну продумайте последовательность действий, которые смогут успокоить малыша: купание, легкая гимнастика под расслабляющую музыку, чтение вслух.
-
Во время приучения к горшку старайтесь свести к минимуму использование моментально впитывающих памперсов (ребенок должен научиться ощущать момент, когда ему нужен туалет), выберите простой однотонный горшок без лишних украшений и функций и поставьте его в ванной комнате, будьте мягкими и последовательными. Монтессори педагоги категорически не рекомендуют стыдить ребенка за мокрые штанишки, даже если кажется, что малыш «не добежал» по собственной вине.
-
Купание и другие телесные процедуры стоит проводить с уважением к телу ребенка, старайтесь простить разрешение на прикосновение к разным частям тела: попросите ребенка протянуть вам руки и ноги, повернуться, наклониться. У детей ближе к трём годам стоит напрямую просить разрешения: «Можно я почищу тебе ушки?». Такая практика является лучшим способом защиты детей от насилия: с самого маленького малыш знает, что даже мама не может трогать меня без моего согласия.
Принципы коммуникации с детьми от 1 до 3 в соответствии с методом Монтессори
Несмотря на то, что многие дети не осваивают речь даже к концу данного периода полноценное общение с родителями просто необходимо им. Как же убедиться в том, что общение полноценно и работает на благо ребенка?
-
Не успев освоить человеческую речь, маленькие дети крайне чувствительны ко всем невербальным способам общения: мимика, движения, высота голоса, характер действий взрослых и так далее. Чаще демонстрируйте свою любовь малышу: обнимайте его и берите на руки, играйте, улыбайтесь и стройте смешные лица. В то же время, старайтесь сократить взаимодействие с ребенком, когда вы сердитесь, так как нетерпеливые движения и раздраженное лицо только напугают его.
-
Ребёнок – это полноценный человек, который с самого начала достоин уважения. Именно такое отношение должно читаться во всех действиях, обращенных к ребенку.
-
Дети от 0 до 3 лет ещё не обладают достаточным произвольным вниманием, поэтому всё общение по методу Монтессори начинается с установления контакта с ребенком: присесть, посмотреть в глаза, начать говорить не спеша, доброжелательно, но чётко донося суть своего обращения.
-
Обучение культуре общения начинается с родительского примера: родители должны регулярно использовать «спасибо», «пожалуйста», «можно?» и другие вежливые слова и действия уже с первого года раннего развития ребенка.
-
Не сюсюкайтесь и не искажайте звучание слов – ребенку важно слышать грамотную речь родителей. Свои эмоции же вы можете выразить мимикой, жестами и действиями.
-
Старайтесь осознанно общаться с ребенком, не используя привычных, но очень вредных способов похвалы и наказания детей: «Какая послушная девочка!», «Отдам тебя дяде полицейскому, если будешь плохо себя вести!», «Такой большой мальчик, а хнычешь как девочка», «Отстань, не видишь, что взрослые разговаривают?».
-
Уважайте личное пространство ребенка, его право как на общение, так и на нежелание общаться: не позволяйте родственникам насильно тянуть ребенка, целовать его и настаивать на общении. Сведите к минимум любые действия против воли малыша, а если совершить подобное всё же придётся, предупредите его (например, перед походом к врачу) или объясните свои действия после (например, если ребенок чуть не выбежал на дорогу).
О чем можно говорить с ребенком до трёх лет?
Бывает, что родители 1-3 летних детей теряются, когда Монтессори педагоги задают им вопрос: «Как часто вы разговариваете с ребенком?». Действительно, о чем можно говорить с существом, который ещё не может полноценно поддержать разговор?
Вот лишь несколько идей, которые можно использовать с самого рождения ребенка:
-
Задавайте малышу вопросы о происходящем вокруг: «Слышишь? За окном лает собака. Гав-гав лает. Громко собака лает. Слышишь собачку?». К двум-трём годам можно добавлять и вопросы посложнее: «Что это там за окном?», «Как собачка лает?», «Что это у тебя в руках?», «А что это ты делаешь?» и так далее, ориентируйтесь на индивидуальный темп раннего развития ребенка.
-
Показывайте и описывайте самые разные предметы: «Смотри, какой цветочек! Это тюльпан. У него длинная ножка и красные лепестки. Красивый цветок. Красный. Видишь? Нравится тебе? А как он пахнет?».
-
Рассказывайте о прошедших и предстоящих событиях: «Сейчас мы пойдём к бабуле в гости. Как нашу бабушку зовут? А где она живёт? А что мы будем делать у бабули? Будем чай пить. А что мы в прошлый раз делали?».
-
Следите за разнообразием словаря и тем, не бойтесь сложных слов: проговаривайте названия улиц и имена людей, говорите о животных, растениях и мировой художественной культуре. Помните, ребенок до 3 лет учится через собственный опыт, и интересные разговоры с родителями это тоже часть этого опыта.
Знакомство с занятиями по методике Монтессори в детском клубе
К трём годам многие мамы выходят из декрета, но ещё раньше у семьи появляется желание разнообразить распорядок дня малыша и найти ему компанию ровесников, а за одно организовать раннее развитие ребенка.
Мы рекомендуем начинать знакомство с детскими клубами с групп «Вместе с мамой» для самых маленьких.
Преимущество Монтессори групп в том, что все описанные выше принципы ухода за ребенком сохраняются и в детском учреждении: воспитатели уважают малышей, предоставляют им свободу выбора активностей и всячески поощряют проявления самостоятельности в простых бытовых задачах.
Монтессори пространство клуба организованно специально для раннего развития детей от 0 до 3 лет: вся фурнитура подобрана под детский рост, каждый уголок безопасен для самостоятельного исследования, в доступе всегда соответствующие возрасту материалы, которые обязательно несут в себе не только развлекательную, но и образовательную функцию. С детьми работает несколько педагогов, прошедших специальную подготовку по Монтессори педагогике.
Помимо свободной самостоятельной работы с материалами в программу раннего развития ребенка по Монтессори группах для детей до 3 лет также включены упражнения на развития речи (песенки, стишки, театральные постановки, чтение вслух), пальчиковая гимнастика, групповые игры на расширение кругозора, рисование, музыка, игровая гимнастика.
Детям очень нравятся подобные занятия направленные на раннее развитие ребенка, где виды деятельности постоянно чередуются, поэтому со временем малыши уже без проблем и слёз остаются без родителей и на несколько часов подряд, что однозначно сбережет нервные клетки семьи в первые дни посещения детского сада.
Выводы
Первые три года жизни ребенка – это возраст, в котором ребенок ещё не осознал себя как личность и действует во многом бессознательно. Тем не менее, именно в этом возрасте личность начинает формироваться, и от действий взрослых во многом будет зависеть, каким вырастет малыш.
Окружите же ребенка любовью и уважением, чтобы дать ему главное для гармоничного раннего развития ребенка. Старайтесь держать баланс между разнообразием активностей и перевозбуждением ребенка чрезмерным количеством игрушек и декора. Помните, что самое главное – это не вещи и игрушки, а ваши отношения с малышом и включение его в жизнь семьи. Именно уважение и признание ребенка равноправным членом семьи диктуют все остальные правила Монтессори воспитания.
Заключение
Возраст от года до трёх отличное время для первых знакомств с детскими клубами: дети испытывают большую потребность в смене локаций, а родители в возможности хотя бы ненадолго отдохнуть от них.
Детский развивающий Монтессори центр «Созвездие» предлагает большой выбор занятий по раннему развитию ребенка для детей от 9 месяцев и до 6-7 лет: Монтессори группы и индивидуальные занятия, мини-детские садики и сады на полный день, занятия с педагогами и психологами, кружки по интересам.
В нашем центре можно записаться на пробное занятие совершенно бесплатно и принять взвешенное решение уже после очного знакомства. Для записи Оставьте заявку на сайте, Позвоните или напишите нам в WhatsApp прямо сейчас и наш консультант ответит на все ваши вопросы и запишет на бесплатное пробное занятие для раннего развития ребенка. Мы будем ждать вас в наших клубах!