Как замотивировать ребенка на обучение в школе?

Как замотивировать ребенка на обучение в школе?

Мотивационная готовность, то есть желание учиться, – одна из важнейших составляющих психологической готовности ребенка к школе. В этой статье мы расскажем Вам о видах мотивации, которые характерны для детей дошкольного возраста, а также о том, как правильно замотивировать ребенка на обучение в школе.

О видах мотивации у детей

Мотивационно-потребностная сфера любого человека имеет сложное иерархическое строение. В раннем возрасте поведение крохи в большей степени неосознанно и является отражением его эмоциональных переживаний. Дети среднего и старшего дошкольного возраста уже могут отдавать себе отчет в том, что именно побудило их к тому или иному действию. При этом ребенок может делать выбор между двумя или несколькими мотивами: например, желанием поиграть с друзьями на площадке и необходимостью слушаться маму, которая говорит, что пора идти домой. Психологи выделяют несколько основных видов мотивации:

  • Внешняя и внутренняя мотивация (в зависимости о того, важен только результат деятельности или же сам процесс). Внешняя мотивация может быть положительной (например, «если уберешь игрушки, я куплю тебе мороженое») или отрицательной («если ты не уберешь игрушки на место, мы не пойдем гулять в парк»). Другими словами, это похвала и наказание. Внутренняя мотивация соответствует интересам и желаниям самого ребенка.

  • Мотивация достижения и мотивация избегания неудач. То, какой из этих типов мотивации будет присущ малышу, во многом зависит от отношения к ребенку его близких людей, а также от его уверенности в себе и самооценки. Дошкольник, который чувствует поддержку близких, будет стремиться вперед, в то время как малыш, которого не принимают таким, какой он есть, скорее всего, будет «оглядываться назад» и стараться избегать неудачи.

  • Устойчивая и неустойчивая мотивация. В дошкольном возрасте интересы и потребности детей довольно быстро меняются, тем не менее, желания прикоснуться к миру взрослых, узнавать новое и, конечно, играть – относительно постоянны. Важно, что внутренняя мотивация обычно устойчивее внешней.

Для гармоничного развития дошкольника необходимо преобладание внутреннего типа мотивации (игровой, познавательный и другие мотивы) и стремления к успеху.

О видах мотивации у детей

Варианты отношения к учебе в школе у старших дошкольников

Учеба в школе – это принципиально новый этап в жизни ребенка. Малыш попадает в совершенно незнакомую среду, а которой к нему предъявляются довольно жесткие требования (долго сидеть за партой, не болтать на уроке, слушать учителя и, конечно, учиться). Процесс адаптации к школьной жизни протекает у каждого ребенка по-разному. Психологически проще тем детям, кто понимает, что именно от него хотят и зачем ему нужно каждый день посещать школу, а главное, тем, кто хочет учиться. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, абсолютно нормально, если у дошкольника отсутствует учебный мотив (осознанная потребность в получении новых знаний). У ребенка, который только готовится стать к школьником, могут присутствовать следующие группы мотивов:

Мотивы

Описание

Социальные мотивы

«Я хочу в школу, потому что всем детям нужно учиться, это важно и значимо».

Учебно-познавательные мотивы

«Я хочу в школу, потому что там интересно и можно многому научиться».

Оценочные мотивы

«Я хочу в школу, чтобы быть успешным и чтобы меня хвалили за пятерки».

Позиционные мотивы

«Я хочу в школу, чтобы быть взрослым, а еще, потому что у меня будут красивые тетрадки и ручки».

Внешние мотивы

«Я хочу в школу, потому что мама сказала, что я должен туда пойти».

Игровые мотивы

«Я хочу в школу, потому что там много ребят и с ними можно весело проводить время».

Все перечисленные мотивы в той или иной степени присутствуют у каждого ребенка старшего дошкольного возраста. Согласно исследованиям, положительное влияние на школьную успеваемость влияют учебно-познавательные, оценочные и социальные мотивы.

Варианты отношения к учебе в школе у старших дошкольников

Определить, какой тип отношения к школе у ребенка является преобладающим, бывает не так-то просто. Дети часто отвечают на вопросы шаблонно, поэтому если прямо спросить малыша, хочет ли он в школу, скорее всего, он, не задумываясь, скажет «да». Кроме того дошкольники хорошо понимают, какой реакции от них ожидают взрослые, и дают заготовленный «правильный» ответ. Поэтому психологи для определения степени выраженности различных мотивов у будущего первоклассника часто используют методику М.Р. Гинзбурга. Ребенку предлагается прослушать короткий рассказ о детях, которые разговаривают о школе (рассказ сопровождается иллюстрациями). После этого малыша спрашивают, кто из ребят прав, с кем из них ему хотелось бы учиться, а с кем играть. Помимо проективных методик многое узнать о мотивации дошкольника позволяет наблюдение. Родители и педагоги должны обращать внимание на то, какие виды деятельности предпочитает ребенок, как он относится к рассказам о школе, что в большей степени влияет на его поведение.

По мнению Марии Монтессори, дошкольникам присуще естественное стремление узнавать новое, исследовать мир вокруг. Угасание познавательного интереса может быть признаком тяжелых внутренних переживаний или проблем со здоровьем.

Угасание познавательного интереса

Как правильно замотивировать ребенка на учебу в школе?

  1. Не перекладывайте всю ответственность за формирование мотивационной готовности к школе на образовательные учреждения. Безусловно, профессиональные педагоги могут много дать малышу, но родители и другие близкие люди оказывают на кроху огромное влияние.

  2. Следуйте за интересами ребенка. Например, если малыш не любит выполнять задания в тетрадях, но обожает рисовать, можно отрабатывать необходимые навыки через то, что ему нравится.

  3. Поддерживайте познавательную активность ребенка. Помогайте ему совершать открытия, читайте книги, обсуждайте увиденное, отвечайте на детские вопросы. Очень важно создать вокруг крохи развивающую среду, которая бы соответствовала его потребностям.

  4. Не злоупотреблять внешней мотивацией. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. Если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым. Не хвалите малыша за легкие достижения, так как важны именно усилия, прилагаемые крохой. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи. Остерегайтесь хвалить ребенка за то, что он и так любит или хорошо умеет делать. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.

Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Однако злоупотребление оценочными высказываниями, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша, может привести к плачевным последствиям.

Как правильно замотивировать ребенка на учебу в школе?

  1. Формируйте у ребенка реальные представления о школьной жизни. Беседы, рассказы о школе, рассматривание картинок, чтение книг – все это помогает малышу познакомиться с тем, что его ожидает. Расскажите крохе, как проходят уроки и перемены, какие правила там существуют, поиграйте в школу.

  2. Объясняйте общественную значимость учения. Ребенок должен понимать, что учеба, в первую очередь нужна ему, а не маме или учителю. Школа дает ученикам возможность многому научиться, приобрести важный опыт, который в будущем принесет пользу ему и обществу.

  3. Воспитывайте стремление к успеху. Дети обычно остро реагируют на неудачи, но они не должны сбивать их с намеченного пути. Ошибка – это возможность для развития. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать кроху и принимать его таким, какой он есть.

  4. Развивайте в ребенке самостоятельность. «Помоги мне сделать это самому» - это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. Позволяйте крохе совершать ошибки и не ругайте его, если он делает что-то недостаточно хорошо.

Несколько советов для родителей будущих первоклассников:

Выводы

Одним из самых главных показателей психологической готовности ребенка к школе является сформированность внутренней позиции школьника, которая выражается в желании учиться, а также в потребности взаимодействовать со взрослыми на новом уровне. На мотивацию учения большое влияние оказывают родители и другие значимые взрослые, которые могут способствовать развитию познавательного интереса играми, беседами, занятиями. Будущим первоклассникам нужно обязательно рассказать о том, что его ждет в школе, делая акцент на положительных сторонах школьной жизни. Обычно детям нравится следовать правилам и узнавать новое, поэтому одна из первостепенных задач взрослых – не мешать стремлениям ребенка.

Заключение

Занятия по курсу «Подготовка к школе» для детей 4-6 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, познавательное и творческое развитие, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги регулярно отмечают динамику ребенка («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – не препятствовать естественной познавательной мотивации малышей и бережно направлять их деятельность, если это необходимо. Дети, окончившие наш курс, полностью готовы к школе, обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!