Развитие здоровых пищевых привычек у детей

Развитие здоровых пищевых привычек у детей

В системе Монтессори вопросам самостоятельности и гармоничного развития детей уделяется особое внимание. Самостоятельное и здоровое питание– это важный элемент развития малышей с самого раннего возраста. Уже с момента первых прикормов мы задаем детям принципы питания, которых они будут придерживаться и в сознательной жизни. Наш осознанный и креативный подход позволит им приобрести здоровые привычки. Давайте же разберемся, как научить ребенка самостоятельно и правильно питаться.

Культура питания в жизни людей

Культура питания в жизни людей

В современном мире еда – это не только способ удовлетворения базовых потребностей в питательных элементах, но и средство коммуникации. Семейные праздники не обходятся без праздничных ужинов, деловые встречи часто включают в себя обед с партнерами по бизнесу, даже дружеские встречи мы часто организуем в кафе, а в путешествиях непременно пробуем блюда национальной кухни.

Будничные приемы пищи тоже несут в себе и коммуникативную функцию: совместный завтрак служит началом дня для всех членов семьи, а за ужином все обмениваются новостями и планами на будущее.

Семейные традиции приемов пищи – это основа, которую должен выучить ребенок, поэтому важно познакомить малыша с ними и позволить ему принимать участие в этих традициях наравне со всеми.

Так, если в семье принято ужинать вместе, то и малыш с самого маленького должен иметь возможность сидеть за общим столом, если утром все завтракают самостоятельно, то и у ребенка должен быть доступ к самостоятельному приготовлению пищи.

Культура питания в жизни людей

То же верно и для рациона: ребенок никогда не захочет кушать брокколи, пока видит у старших на тарелке картошку фри, и, наоборот, скорее всего не будет обращать внимание на фастфуд, если у взрослых он не вызывает бурю эмоций. Конечно, никто не предлагает переводить папу на детское пюре или заставлять старшего брата завтракать молочной смесью, скорее наоборот, важно, чтобы ребенок мог кушать то же, что и взрослые: уже в 8-10 месяцев малыш может кушать овощи с общего стола, некоторые крупы и фрукты, а с взрослением количество доступных продуктов увеличивается. Заручившись поддержкой педиатра всегда можно придумать меню, которое устроит всю семью.

Учимся использовать ложку и стакан

Обычно к моменту первого кормления с ложки малыш уже умеет держать в руке предметы и неплохо манипулирует ими. Этого достаточно для того, чтобы начать обучение самостоятельному кормлению.

Организуем пространство для кормления

Ни один навык не осваивается людьми без ошибок и неудач. Использование ложки и стакана не исключение, поэтому родителям стоит проявить терпение, ведь сперва содержимое ложки будет чаще оказываться на полу, чем во рту крохи. Чтобы процесс обучения проходил легче, нужно заранее к нему подготовиться:

  • Под стульчик для кормления положите пластиковый коврик или застелите пол плотной клеенкой,

  • Убедитесь, что ребенку удобно сидеть, поза не вызывает дискомфорта,

  • Подготовьте малышу приборы удобных размеров,

  • Приобретите удобную посуду.

Стаканы-непроливайки и пластиковые тарелочки нельзя назвать полезными для детей: с должной долей родительской помощи ребенок может сразу научиться аккуратно обращаться с предметами и принимать пищу из керамической и стеклянной посуды детского размера, в то время как со специальными тарелками и стаканами падающие со стола предметы и разлитые напитки будут преследовать вас еще долгое время.

Учимся использовать ложку и стакан

Во время кормления ребенку можно давать вторую ложку. Пусть малыш и получит основное количество еды с помощью ложки, которой орудует мама, собственная ложка важна потому, что позволяет крохе неспешно постигать науку самостоятельного приема пищи.

Корректируем ошибки правильно

Первое время малыш будет использовать ложку всеми возможными способами. Она будет переворачиваться, падать, не попадать в рот, или еда будет падать с неё обратно в тарелку. Разумеется, ребенку можно и нужно указывать на ошибки, но главное сохранять позитивный настрой и не дергать малыша слишком часто. Помните, рано или поздно все дети начинают пользоваться столовыми приборами правильно.

Обычно малыши часто хватают еду руками. Не стоит пресекать такие попытки, так как они являются признаками растущей самостоятельности ребенка. В такие моменты лучше мягко показать, как ту же самую пищу можно легко подцепить с помощью ложки, или предложить малышу вилку.

Разнообразная по консистенции и структуре еда не только служит основой здорового рациона малыша, но и помогает быстрее понять, как используются столовые приборы с разными типами продуктов. Не бойтесь давать малышу возможность проверять разные способы.

Корректируем ошибки правильно

Питаемся за общим столом

Как мы уже писали, освоение семейных традиций приема пищи является очень важным: через подражание старшим дети учатся выбирать продукты, использовать столовые приборы и правильно вести себя за столом. Поэтому участие в совместном приеме пищи необходимо для ребенка.

Питаемся за общим столом

Организуем здоровую обстановку

Часто, когда мы кормим малыша отдельно, мы включаем ему мультики, отвлекаем его чтением стишков и другими способами буквально обманом запихиваем еду в рот. Это не позволяет ребенку познакомиться с собственными чувствами голода и насыщения, различать вкус и текстуру пищи. Кормление за общим столом смещает фокус внимания мамы с ребенка, распределяя его на всех членов семьи, поэтому у малыша есть больше возможности самостоятельно отрегулировать состав и объем порции.

Даже взрослые, которые привыкли принимать пищу под телевизор или уткнувшись в смартфон, чаще переедают и имеют проблемы с пищеварением. Поэтому всем членам семьи имеет смысл отказаться от использования любых девайсов во время приема пищи и больше сосредоточиться на самой еде и на общении с близкими.

Организуем здоровую обстановку

Создаём выбор блюд

Разнообразный рацион жизненно необходим не только детям, но и взрослым. Готовка для всей семьи и совместный прием пищи позволяет каждому выбрать еду и объем порции по настроению и вкусовым предпочтениям. Так, сегодня в обед старший съест больше супа, а младший больше овощей, а завтра ситуация поменяется. Не стоит заставлять ребенка есть конкретные блюда, у него всегда должны быть альтернативы.

Такой подход работает даже с самыми маленькими детьми. Малыш может выбрать какой овощ из тарелки он хочет взять или сделать выбор в пользу хлеба.

Создаём выбор блюд

Свобода в выборе состава и объема порции при наличии нескольких блюд позволяет ребенку быть более чутким к потребностям своего организма, пусть вам даже кажется, что малыш не съел нужный объем еды, каждый день ситуация может меняться. Если же ребенок стабильно отказывается от еды и сильно теряет в весе, следует обратиться ко врачу и проверить здоровье крохи.

Планируем семейный рацион

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок питался правильной пищей, вам необходимо перевести на здоровое питание всю семью. К счастью, выбор продуктов и специй в современных супермаркетах позволяет создавать блюда, соответствующие вкусовым предпочтениям всех членов семьи. А невероятное количество книг рецептов и кулинарных блогов позволяет сделать меню разнообразным.

Планируем семейный рацион

Если вы понимаете, что на данный момент ваш рацион нельзя назвать здоровым, не спешите покупать коробку брокколи и забивать морозилку куриными грудками. Резкая смена рациона скорее приведет к семейным разладам, чем станет ключом к изменениям. Переход должен происходить постепенно: проанализируйте предпочтения близких, попробуйте найти замены привычным продуктам из холодильника, а главное запаситесь терпением.

Об опыте кормления ребенка за общим столом одной из мам можно узнать из видео:

Подключаем ребенка к приготовлению пищи и уборке на кухне

Уже буквально с возраста 1,5-2 лет малышей можно активно подключать к процессу приготовления пищи и уборке на кухне. Самые маленькие учатся полоскать в воде овощи и посуду, перемешивать салат из огурцов и помидоров, вытирать воду и множеству других полезных навыков, а сфера их возможностей растет вместе с ними.

Во время приготовления пищи у детей активно стимулируются все органы чувств: они видят разные продукты, могу потрогать их, ощутить их запах и вкус. Малыши учатся манипулировать предметами и прогнозируют последствия своих действий. Это прекрасно развивает их мышление и память.

Готовка также улучшает аппетит детей и интерес к еде, а это делает процесс знакомства ребенка с новыми блюдами значительно легче.

Подключаем ребенка к приготовлению пищи и уборке на кухне

Возникающие во время готовки и уборки ошибки, например, пролитая вода и рассыпанная по полу крупа, при должном участии родителей позволяет малышу замечать ошибки и находить способы их исправления, что критически важно для гармоничного развития ребенка. Так, мама помогает малышу заметить ошибку и вовремя подсказывает способ решения, например, передаёт тряпку или веник с совком.

Организуем пространство кухни

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог проявлять самостоятельность и осознанность в питании, у него должна быть удобная рабочая зона и доступ к продуктам, которые он может использовать без посторонней помощи. Организация самостоятельных перекусов важна для детей: легкие для приготовления снеки позволяют детям скорректировать объем пищи в течение дня, не прибегая к помощи взрослых.

Организуем пространство кухни

Возможно вы сразу представили, как ваши дети целый день корректируют свой рацион с помощью конфет и чипсов, но ведь они могут съесть только то, что доступно дома, не так ли?

Ниже приведены полезные советы по организации кухни и холодильника для самостоятельного питания детей:

  • Заполните кухню полезной едой. Дети не будут есть конфеты целый день, если конфет дома нет. Четкой грани между полезной и вредной пищей не могут провести даже врачи, поэтому полный список «разрешенных» дома продуктов создается индивидуально, но необходимость овощей в этом списке не вызывает сомнений.

  • Подготовьте продукты. По возвращению из супермаркета потратьте 30 минут и вымойте и нарежьте овощи так, чтобы дети могли самостоятельно их использовать. Морковь можно нарезать палочками, порезать кружочками огурцы и помидоры. Овощи не завянут в течение пары дней, если хранить их в небольших пищевых контейнерах. Также можно оставить в контейнере домашние тефтели и другие блюда, не требующие разогрева.

  • Расположите продукты в зоне досягаемости детей. Расположите разрешенные продукты на нижних полках холодильника в контейнерах с удобной крышкой. Также в доступе у малыша всегда должна быть питьевая вода.

  • Убедитесь, что у детей есть необходимая посуда и рабочее место. Можно организовать небольшой шкаф с простейшей посудой для детей: тарелки разной глубины, столовые приборы, чашки, детям постарше можно со временем доверить нож. Также для приготовления перекуса им нужно рабочее пространство удобной высоты: можно организовать небольшой журнальный столик и позаботится о подставке для ног.

Заполните кухню полезной едой

Выводы

Развитие здоровых пищевых привычек с раннего возраста позволяет ребенку никогда не встречаться с проблемами лишнего веса и нарушениями работы пищеварительной системы и во взрослом возрасте. Так как прием пищи связан не только с удовлетворением голода, но и с общением, пищевые привычки в первую очередь зависят от семьи. Следование принципам правильного питания и предоставление детям возможности в должной мере влиять на свой рацион позволяет малышам развить внимание к своему телу и его потребностям, а включение ребенка в процесс готовки пищи является целой программой по развитию познавательных и коммуникативных способностей малыша.

Заключение

Иногда контролировать питание ребенка даже дома бывает непросто, а когда встаёт вопрос о выборе детского сада, у родителей появляется много вопросов про питание в детских заведениях. Далеко не все детские садики могут похвастаться правильным отношением к организации питания детей. В мини детском саду Монтессори-клубов «Созвездие» рациону уделяется особое внимание. Мы организуем питание детей в группах полного дня, а также группах первой (до обеда) и второй (с обеда) половины дня. А помимо питания и присмотра за детьми во всех наших группах организуются разнообразные развивающие занятия. Приходите знакомиться к нам в Монтессори-клубы «Созвездие»!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана