Детям необходимо общение и смена обстановки, поэтому большинство родителей рано или поздно задумываются о выборе кружков и развивающих занятий для своих малышей. На что обратить внимание при выборе секций? Как подобрать активность, которая пойдёт малышу на пользу? Специалисты Детского Монтессори клуба «Созвездие» (г. Москва) спешат ответить на ваши вопросы.
Что предлагает нам современный рынок услуг занятий для детей в Москве?
Нынешние родители помнят своё детство, пришедшееся на не самые цветущие годы страны: тогда даже в Москве можно было найти только что пару спортивных секций, музыкальную и художественную школу и секцию танцев в районном доме творчества. Выбирать особо не приходилось.
В современной Москве всё далеко не так, и у родителей есть из чего выбрать: специализированные развивающие занятия для самых маленьких детей, группы, основанные на альтернативных образовательных подходах, рисование песком, театральные студии, разовые творческие мастер-классы, уроки музыки и танцев, логоритмика, существует даже детский фитнес! Как же не растеряться при выборе развивающего досуга для ребенка?
В первую очередь давайте разберемся, такие ли разные все эти кружки.
Спортивные секции Москвы
Первое, что приходит на ум – это спортивные секции для малышей. В некоторые группы детей принимают уже с 3-4 лет, занятия обычно ведут профессиональные тренеры, а первые результаты видны уже через несколько месяцев.
Достаточное количество движения и возможность выплеснуть энергию совершенно необходимы малышам. Спортивные секции способствуют развитию координации, тренируют мышцы и укрепляют иммунную систему ребенка. Да-да! Уже давно доказано, что дети, у которых выше физическая активность, болеют гораздо реже сверстников.
К тому же на спортивных занятиях малыши учатся внимательно слушать тренера и выполнять словесные инструкции, у них развивается самоконтроль, память, внимание, мышление.
Многие родители переживают за травмы и повышение агрессивности ребенка, особенно при занятиях боевыми искусствами, но мы уверены, что профессионал, умеющий работать с детьми, способен свести их вероятность к минимуму и ограничить парой синяков. Корни же детской агрессии обычно лежат гораздо глубже простого подражания, а именно на занятиях боевыми искусствами тренеры уделяют особенное внимание дисциплине, работе в команде и обучают детей, как выходить из конфликта без применения силы.
Занятия с детьми изобразительным искусством
Рисование, лепка, аппликации, пластилиновая анимация и другие виды изобразительного искусства являются непременной частью детства. Ответственные родители наверняка знают о влиянии подобной деятельности на мелкую моторику, развитие когнитивных процессов и креативности ребенка. Возможно, именно поэтому выбор таких занятий для детей огромен.
Занятия изобразительным искусством строятся на двух основных подходах: свободное творчество ребенка и обучения его работать с образцом. Первый подход вносит огромный вклад в развитие креативности и пространственного мышления, а также имеет терапевтическую силу, помогая малышу безопасно выражать свои эмоции. Работа с образцом полезна для развития произвольности ребенка, понимания пространства, а также приобретения навыков работы с разными материалами и умений слышать и выполнять инструкции. Грамотный педагог обычно использует комбинации задач, предлагая детям как отработку определенных схем, так и свободу самовыражения.
Музыка и танцы
Занятия музыкой и танцами, возможно, самые популярные формы детских развивающих занятий с ребенком. Мы уже писали о том, как влияет на ребенка музыка и чем могут помочь занятия танцами, поэтому здесь лишь остановимся на перечислении основных преимуществ: развитие гибкости и координации, расширение кругозора, развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
Использование музыки требует от педагога проявления креативности и чуткости к детским переживаниям. Ведь на уроках музыки и танцев или ритмике речь идет не просто об освоении навыков, но и воспитании вкуса, умения детей видеть прекрасное и выражать свои чувства через различные виды искусств.
Отдельно хочется отметить, как музыку и ритмы начали использовать для развития речи детей. В процесс освоения правильного произношения и распознавания звуков включается движение, за которым следует большая вовлечённость мозга в запоминание. Занятия с ребенком логоритмикой, помимо очевидных плюсов музыкальных занятий, позволяют «разговорить» малышей, поставить правильное речевое дыхание, развить умения детей распознавать звуки речи, а также расширяют их словарных запас и делают произношение звуков ребенком отчетливее и правильнее.
Общеразвивающие занятия в Москве
Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в Москве предлагает множество детских клубов, и большой популярностью пользуются Монтессори клубы для детей. В этом подходе уделяется особенное внимание личности ребенка и воспитании в детях самостоятельности и креативности. Детские сады Монтессори и более короткие Монтессори занятия направлены на гармоничное когнитивное развитие детей, улучшение их коммуникативных навыков и расширение кругозора.
Преимущества общеразвивающих занятий с детьми не только в специальной подготовке педагогов, но и в особенной организации развивающей среды и использовании специализированных игрушек и дидактических материалов, которые требуют знаний и педагогического опыта.
Занятия могут проводиться один на один, в группе, а для самых маленьких детей организуются групповые и индивидуальные занятия «вместе с мамой», которые не только идут на пользу малышам, но и подсказывают мамам новые идеи совместных игр с ребенком.
Развивающие и коррекционные занятия психолога с ребенком
Эмоциональная нестабильность, упрямство, ранимость и другие особенности характера ребенка могут быть как врожденными особенностями личности, так и последствиями травмирующих событий (развод родителей, смерть родственников, серьезные конфликты) или сложных периодов в жизни семьи (рождение братика или сестрички, переезд). Занятия с психологом позволяют улучшить эмоциональный фон ребенка, учат малыша лучше осознавать свои чувства, внимательнее относиться к себе, а консультации для родителей помогают скорректировать воспитательные стратегии и объяснить те или иные особенности в поведении малыша.
Отдельно следует упомянуть работу нейропсихологов, которые с помощью специальных комплексов упражнений стимулируют развитие мозга ребенка и позволяют установить недостающие нейронные связи. Так, например, регулярные занятия с нейропсихологом позволяют снизить утомляемость ребенка, улучшить его когнитивные способности или скорректировать те сферы развития, где намечается отставание от сверстников (например, если малыш никак не может начать говорить, не справляется с программой и т.п.).
Важно помнить, что психологи и нейропсихологи - не волшебники, поэтому для того, чтобы спланировать эффективную программу занятий, им необходима достаточно подробная диагностика ребенка и беседа с родителями. В некоторых случаях после диагностики малыша родителям рекомендуют также посетить невролога или педиатра для прояснений особенностей здоровья. Только после установления полной картины, можно составить план развивающих занятий. Благо, в Москве всегда можно найти квалифицированного специалиста для ребенка.
Занятия с логопедом
Исправить нарушения речи и задержки речевого развития по плечу логопеду. Занятия с логопедом позволяют помочь малышу начать говорить, скорректировать произношение звуков (например, поставить сложные звуки [л] и [р]), избавиться от заикания, научиться излагать свои мысли и правильно использовать различные части речи (например, предлоги и местоимения). В Москве работает множеество специалистов, важно сделать правильный выбор. Воспользуйтесь отзывами или услугами проверенного детского клуба.
Занятия иностранным языком
Мозг детей невероятно восприимчив к любой новой информации, а память на слова работает куда лучше, чем у любого взрослого. Именно поэтому многие педагоги рекомендуют знакомить детей с иностранными языками ещё в дошкольном возрасте. Регулярные занятия и увлекательный формат уроков позволят ребенку полюбить язык, почувствовать себя комфортнее при его использовании и быть на высоте, когда преподавание языка начнётся в школе.
Подготовка к школе
Для малышей 5-6 лет очень важно провести качественный курс подготовки к школе. При этом упор надо делать не только на содержании, но и на формате занятий, ведь помимо базовых представлений о буквах, цифрах и окружающем мире, малыш должен понимать правила урока, уметь общаться со старшими и сверстниками, привыкнуть к формату урока. Профессиональные педагоги разработали несколько программ, которые позволяют малышу начать свою школьную жизнь успешно и без стресса.
Как выбрать занятие для конкретного ребенка?
Безусловно перегрузка в дошкольном возрасте вредна не меньше, чем недостаток общения и возможностей для образования. Как же выбрать кружки, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку?
Месторасположение занятий
Мы не рекомендуем выбирать занятия для дошкольников далеко от дома, какими бы замечательными они ни были. Долгие поездки изматывают ребенка, а долгие путешествия по пробкам Москвы или в общественном транспорте чреваты возможностью подхватить какую-нибудь инфекцию или простыть. Идеальным вариантом будут секции, расположенные в пешей доступности от дома. Обычно в Москве с этим проблем нет.
Индивидуальные особенности малыша
Мы все уже рождаемся с характером, но родительский талант заключается в умении предоставить ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить те навыки, которые ребенку даются с трудом. Подумайте, что привлекает кроху, к чему он проявляет особый интерес. А что удаётся с трудом? Иногда родители выбирают кружки «для удовольствия» и кружки для «развития». Например, если девочка проявляет интерес к рисованию, но при этом скоординирована хуже сверстников, можно попробовать совместить посещение кружка изобразительного искусства с занятиями танцами, чтобы с одной стороны дать ребенку возможность раскрыть природный талант, а с другой стороны укрепить сферы, где у ребенка есть некоторые сложности.
Состояние здоровья ребенка и атмосфера в семье
Бесспорно, занятия борьбой или спортивной гимнастикой укрепляют здоровье малыша и развивают детей физически, но это верно только для тех детей, которые не имеют противопоказаний к занятиям спортом. Прежде чем отдать ребенка в секцию, убедитесь, что его здоровье позволяет подобные нагрузки.
Если малышу пришлось столкнуться с травматичными событиями, не затягивайте с визитом к детскому психологу. Также имеет смысл посетить специалиста, если у ребенка возникли поведенческие трудности. Будьте уверены, что неожиданные вспышки агрессии психолог поможет исправить гораздо быстрее и профессиональнее, чем тренер по борьбе или хоккею.
Личность педагога
Что ни говори, а личность педагога – это где-то 80% успеха кружка. Сложно сказать, что есть определенный выигрышный стиль ведения занятий, кто-то устанавливает жесткие правила, кто-то даёт много свободы, некоторые учителя становятся ребенку друзьями, другие строгими наставниками и примером для подражания.
Однако, стоит помнить, что стиль общения с воспитанниками и отношение к своей работе – это очень разные вещи. Не стоит посещать занятия педагогов, которые самоутверждаются за счёт детей, относятся к работе спустя рукава или просто не любят то, что делают. Такие занятия никогда не приведут ребенка к положительным результатам.
Оптимальное расписание
Если малышу нужно «поесть и поспать по дороге с одного занятия на другое», то в его расписании что-то не так. Создавая оптимальную среду для развития ребенка, учитывайте, что полезнее разнообразие активностей, а не их количество.
При составлении расписания занятий для малыша помните, что помимо кружков и развивающих занятий у ребенка должно быть время на самостоятельные игры, спокойный приём пищи, достаточный сон, прогулки по Москве на свежем воздухе и общение с семьёй и сверстниками.
Старайтесь чередовать более и менее насыщенные дни, следите за тем, как ребенок реагирует на повышение нагрузки (сигналами того, что он не справляется могут быть проблемы со сном, капризы, плаксивость, частые простуды и т.д.) и помните, что даже позитивный опыт является нагрузкой для молодого организма, которая необходима, но должна быть отрегулирована взрослыми.
Не бойтесь перемен!
Если малыш не хочет больше ходить на секцию, ни в коем случае нельзя отвечать ему фразами: «Нельзя бросать», «Мы уже заплатили деньги» и т.д. В первую очередь надо выяснить, что является причиной протеста. Может быть конфликт с другим ребенком или учителем, может не понравилась новая тема занятий, возможно занятия проходят слишком рано утром или поздно вечером и так далее. Постарайтесь поговорить с ребенком, спросить педагога, как он видит ситуацию. Возможно, что-то будет понятно на этом этапе, а может быть ребенок просто перерос эту активность и его заинтересовало что-то ещё. В любом случае, принимать решения нужно после анализа всех причин.
Выводы
Всё обилие кружков и секций Москвы для дошкольников можно легко разложить по нескольким категориям. Понимая, что предлагается в детских клубах вашего района Москвы, какие особенности характера и развития есть у вашего ребенка, можно наметить несколько возможных вариантов и сходить туда сперва без ребенка. Пообщавшись с педагогом и узнав побольше о занятиях, вы можете предположить, что понравится и будет полезно для развития вашего малыша. Мнение самого ребенка тоже нельзя оставлять без внимания – отслеживайте интересы крохи, обращайте внимание на успехи и сложности, с которыми сталкивается ребенок и не бойтесь пробовать разные форматы и направления занятий.
Заключение
Детский Монтессори центр «Созвездие» не понаслышке знает о том, как сложно выбрать подходящий кружок для малыша. Именно поэтому мы постарались организовать разнообразное расписание в каждом филиале нашего клуба. А их у нас в Москве - четрыре. Развивающие занятия для самых маленьких, групповые и индивидуальные общеразвивающие занятия, мини-садик по методу Марии Монтессори, арт-кружок, занятия музыкой, коррекционные занятия с логопедом и психологом, занятия с конструктором Лего, Айкидо для детей и уроки танцев, и даже группа полного дня. Выбирайте клуб рядом с домом и записывайтесь на бесплатное пробное занятие уже сегодня! Мы будем рады знакомству!
Статью подготовила детский психолог
Сметанина Екатерина, г. Москва