Основные принципы Монтессори педагогики
Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно выбирать себе занятие. При этом все предложенные занятия и материалы разработаны с учётом потребностей возраста и ставят перед собой цель не просто научить ребенка механическим действиям, но раскрыть перед ним суть изучаемых явлений.
Название Монтессори воспитательная система получила от своего основателя, итальянского врача и педагога Марии Монтессори, создавшей его в начале 20 века. Подход стал настоящим прорывом для педагогики того времени, так как сместил фокус с взрослых на нужды самих детей.
Педагогическая деятельность Марии Монтессори началась с наблюдения за поведением детей и определением, по каким законам происходит развитие психики ребенка. На основе этих наблюдений она выделила несколько возрастных периодов, определила основные образовательные потребности детей разного возраста, а также разработала воспитательную систему, призванную помочь детям развиваться гармонично.
Можно выделить несколько главных принципов Монтессори педагогики:
- Ребенок – это личность достойная уважительного отношения с первого дня жизни
- Образование детей всегда должно быть практическим. Невозможно объяснить ребенку, что такое треугольник, не показав и не дав ему пощупать этот треугольник.
- Образование не может быть одинаковым для всех. Эффективность обучения определяется искренним интересом ребенка в познании, а, значит, организация класса должна позволять создание индивидуальных программ в соответствии с интересами и способностями ребенка
- Детям важно взаимодействовать с другими детьми, находящимися на разных ступеньках развития, поэтому Монтессори педагогика подразумевает использование разновозрастных групп
- Каждый ребенок имеет право обучаться в своём темпе
- Глобальная задача системы педагогики Монтессори – это сделать ребенка самостоятельным, разумным и уверенным в себе созидателем
- Педагог не должен напрямую передавать детям знания, но должен стать мудрым наставником, умеющим создать в классе атмосферу, располагающую к обучению
- Оценка ребенка должна вестись только с учётом индивидуальных способностей, отражать сильные качества ребенка и зоны роста
- Нельзя допускать грубого сравнения детей между собой и их конкуренцию за оценки и похвалу взрослых
Как понять, что воспитатель придерживается педагогических принципов Монтессори?
Как же в реальности выглядит работа с ребенком в педагогической системе Монтессори? Сегодня мы предлагаем разобраться с фразами, которые зачастую можно услышать в классе.
«Я вижу, как ты стараешься!» Оцениваем не результат, а затраченные усилия
Монтессори сообщество искренне верит в то, что в детском образовании главное не результат, а сам процесс. Это же отражается и в обратной связи от педагога. Мы стараемся поощрять не сам результат («отличная работа!» или «какой красивый рисунок!»), а обращать внимание ребенка на то, как он пришел к своему результату, как работал, не отвлекаясь в течение долгого времени, как следил за почерком.
Такой педагогический приём Монтессори способствует обретением ребенка адекватной самооценки и понимания, что результат складывается из затраченных усилий.
- Вместо привычной похвалы «Какой хороший мальчик!» расскажите ребенку, что в его поведении вам так понравилось «Как здорово, что сегодня ты помог младшему брату убрать его игрушки! Спасибо тебе!»
- Вместо «Ты у меня настоящий художник!» попробуйте обратить внимание на усердие малыша «Я горжусь тем, что ты дорисовал всех персонажей, несмотря на то, что это было сложно»
«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда
Главным учителем для малыша всегда является он сам. Взрослые же помогают ребенку научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты. Огромное значение в этом процессе играет умение объективно оценивать собственную работу.
Когда ребенок спросит вас, нравится ли вам его рисунок, постарайтесь не просто выразить бурный восторг, но и подтолкнуть малыша к самостоятельному анализу: «Что ты думаешь?», «Мне очень нравится, как ты выбрала цвета, а тебе?». Приучите не искать похвалу других людей, а анализировать результаты самостоятельно.
«Что может тебе помочь?» Учим ребенка самостоятельно решать проблемы
Метод научной педагогики Монтессори разворачивается вокруг главной цели – сделать ребенка самостоятельным.
Несмотря на то, что часто проще сделать что-то за малыша, очень важно потратить чуть больше времени и научить его справляться с задачей самостоятельно: «Где мы можем найти ответ на твой вопрос?», «Кто может нам помочь?», «Где ты последний раз видел потерянную книжку?»
Такие вопросы приучают малыша быть инициативней и не прибегать к помощи взрослых там, где он уже может справиться без неё.
«Как я могу тебе помочь?» Учим ребенка нащупывать границы своих возможностей и зоны роста
Принципы педагогической системы Монтессори гласят, что ребенку важно и нужно регулярно расширять границы возможного. Дети осваивают всё более сложные задания, получают всё больше ответственных поручений по дому и по классу.
Иногда случается так, что малыш не рассчитал свои силы или не был готов к сложности упражнения. Вместо того чтобы показать ему, что он маленький и безответственный, молча выполнив работу за него, можно попытаться вмешаться гораздо более мягко.
«Тебе нужна помощь?», «Давай я буду доставать тарелки, а ты ставить их на стол?», «Давай мы оставим только зеленые карточки, и ты разложишь их по размеру?», «Можем прерваться на обед, а после попробуешь ещё раз».
Такими фразами вы покажете ребенку, что вы на его стороне, видите его усилия и верите в него.
«В классе мы…» Бережное приучение ребенка к дисциплине
Без правил ни одно сообщество существовать не сможет, поэтому даже в такой свободной Монтессори среде существуют правила. Важно донести до ребенка, что правила – это не команда и не попытка указать ребенку на его место, а неотъемлемая часть общества.
Подчеркнуть необходимость кооперации и создать ощущение принадлежности к группе позволит простой трюк: начинайте любые разговоры о дисциплине со слов «В классе/дома мы…».
Сравните эмоциональный посыл: «Сядь и ешь спокойно» и «Дома мы едим сидя и не отвлекаемся на другие дела».
Как и нам всем, детям важно быть частью группы (будь это семья, класс или просто группа друзей), поэтому и выполнять общие для всех правила гораздо приятнее, чем просто подчиняться командам взрослых.
«Пожалуйста, не отвлекайте ребенка» Оберегаем личное пространство ребенка
Научная педагогика Монтессори собрала немало доказательств того, что произвольная фокусировка на конкретной задаче – это движущая сила развития всех остальных сфер ребенка. Именно поэтому важно не отвлекать и не прерывать ребенка, который сосредоточен на самостоятельной работе с материалом.
Монтессори класс, как правило, предоставляет детям возможность работать в свободном режиме в течение 3 часов. Детей не дёргают каждые несколько минут с предложением заняться чем-то новым, а позволяют научиться самостоятельно определять время начала и окончания занятия с материалом.
Кажется глупостью, но иногда и не вовремя сказанные комментарии могут отвлечь ребенка от занятий, даже если сами по себе они позитивные. Поэтому Монтессори педагоги советуют приберечь все восторги по поводу нового рисунка малыша на момент, когда он завершит работу и покажет её вам.
«Что нужно именно этому малышу?» Учимся следовать за ребенком
Педагогическая деятельность Монтессори педагога продиктована потребностями каждого конкретного ребенка. Да, есть много правил и рекомендаций, но их применение должно происходить только тогда, когда ребенок, так или иначе, выражает потребность в этом.
На консультациях с родителями мы часто слышим вопросы, какие материалы и занятия стоит внести в распорядок дня. Ответ всегда один: те, к которым ребенок сейчас проявляет интерес. Да, можно предлагать ребенку новые и незнакомые активности, но если пока они не захватывают его внимание, стоит проанализировать его поведение и спросить себя, что сейчас важно ребенку.
Следовать за ребенком также значит не пытаться подогнать его развитие под нормы из интернета. Это не отменяет посещение врачей и заботы о его здоровье, но требовать от малыша соответствия вашим ожиданиям как минимум несправедливо.
Иногда родители возражают: «Как быть, если ребенок ни в какую не хочет заниматься «полезными» активностями, например, читать?» Даже в такой ситуации можно найти ключик. Подумайте, чем любит заниматься ваш ребенок, и предложите почитать книгу об этом. Любит смеяться и придумывать шутки – почитайте смешную детскую книгу. Помните, у любой проблемы всегда есть несколько решений.
Выводы
Педагогическая система Монтессори – это не только про обучение детей, но и про философию отношения к ним. Подход призывает относиться к детям любого возраста бережно и уважительно, верить в их успехи и вдохновлять на новые свершения, а также признавать их способность самостоятельно делать выборы. Даже если ваш ребенок не посещает Монтессори клуб, вы всегда можете привнести в свой дом основные принципы Монтессори педагогики.
Заключение
Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» приглашает семьи, заинтересованные в бережном и гармоничном развитии своих детей на занятия по системе Монтессори. Вас ждут групповые и индивидуальные занятия, творческие и языковые кружки, курсы подготовки к школе и занятия с психологами и логопедами, выстроенные в соответствии с философией Монтессори воспитания.
Для того чтобы познакомиться с работой наших клубов и его педагогами, мы приглашаем вас записаться на бесплатное пробное занятие. На встрече педагог поможет подобрать вам наиболее подходящее расписание, а также даст индивидуальные рекомендации по воспитанию малыша. Записывайтесь к нам на занятие прямо сейчас! Увидимся!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана