Выбирая Монтессори-группу - что именно мы выбираем?

Выбирая Монтессори-группу - что именно мы выбираем?

Знание должно предшествовать выбору.
М. Монтессори


В ноябре 1999 г. на 5-ой конференции Монтессори - педагогов России обсуждались те критерии, по которым можно отличить Монтессори-группу от любой другой. Некоторые результаты этого обсуждения могут быть полезны и родителям, делающим выбор для своего ребёнка.

В настоящей Монтессори-группе всегда присутствуют дети, педагог и специально подготовленная окружающая среда.

Эта статья посвящена обзору самого очевидного - среды. Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет. Первое, на что Вы, конечно же, обратите внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей. Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребёнку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Самим расположением полок среда разделена на несколько зон:

Зона упражнений в практической жизни.
Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребёнок учится следить за собой и своими вещами.

Материалы для общеподготовительных упражнений:
Это всё, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

Материалы, которые помогут ребёнку заботиться о себе:
К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы, позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи, - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

Материалы, которые позволят ребёнку научиться заботиться об окружающем: мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви...
Все предметы, которыми пользуется ребёнок, должны быть не игрушечными, а настоящими. В Монтессори-группе дети живут не понарошку, а всерьёз. Реальная деятельность позволяет ребёнку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.

Зона сенсорного воспитания.
В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает своё зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов и, конечно, развить мускульную память.
Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделён на несколько групп:

Материалы для развития зрения:
Для различения форм и размеров, развития зрительной памяти - 4 блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами и проекциями, объёмные геометрические тела с основаниями.

Для развития цветового зрения - коробки с цветными табличками.

Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биноминальный и триноминальный кубы.

Материалы для развития осязания:
Для различения на ощупь структуры поверхности - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью.

Материалы для различения температуры и теплопроводности:
Тепловые баллончики и тепловые таблички.

Материал для развития барического чувства (различения веса):
Весовые таблички.

Материал для развития вкуса:
Вкусовые баночки.

Материал для развития обоняния:
Коробочки с запахами.

Материал для развития слуха:
Шумящие цилиндры.

Материал для развития мускульной памяти:
Цилиндры с пружинками.

Математическая зона.
Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребёнок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причём обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живёт в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребёнок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - всё то, что считается важным критерием готовности ребёнка к поступлению в школу.

Материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучения состава и свойств чисел первого десятка:
Числовые штанги, шершавые цифры, "веретёна", цифры и чипсы.

Материал для знакомства с десятичной системой; сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел:
Банк золотого материала с набором карт-символов, игра с марками.

Материал для освоения порядкового счета до ста:
Доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами.

Материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления:
Игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

Зона русского языка.
Малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.
Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Материал для расширения словарного запаса:
Классификационные карточки с обобщением.

Материал для развития фонематического слуха:
Наборы мелких предметов, звуковые игры.

Материалы для подготовки руки к письму:
Металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги.

Материал для знакомства с письменными буквами:
Шероховатые буквы, поднос с манкой для письма.

Материал для написания слов:
Большой подвижный алфавит.

Материал для чтения:
Серии из карточек, наименований предметов, списков слов, предложений, книжек.

Зона "космоса".
Ещё одна зона в среде посвящена "космическому" воспитанию. Она помогает ребёнку создать для себя целостную картину мира. Материалы этого раздела нужны для освоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

 

Зона двигательного развития.
Двигательные упражнения развивают ребёнка физически и помогают ему почувствовать своё тело и осознать свои возможности.


Одновременно  ребёнку предоставлена возможность выбора из почти четырехсот вариантов видов деятельности. Все материалы предполагают наличие контроля ощибки в самом материале и возможность самостоятельной работы ребенка.

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия