Монтессори - среда для детей от 8 месяцев до 3 лет:
Зона упражнений с сыпучими материалами. Ребёнок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. На основе этого строится работа, связанная с манипуляцией мелкими предметами, их классификацией, сортировкой, пересыпанием и т.д. Всё это благотворно влияет на развитие мышления и речи ребёнка.
Зона упражнений с водой. Упражнения с водой для ребёнка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но, кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребёнка. Ещё упражнения с водой являются общеподготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода, и простой способ её устранения – протирание подноса, стола или пола. Упражнения с водой нравятся всем детям, поэтому лучше, если у них будет запасная одежда.
Причинно-следственная зона. Модульное оборудование дает возможность наблюдать за процессом взаимодействия предметов окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе целенаправленной деятельности, когда ребёнок использует свои знания и умения, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки, развивается мышление ребёнка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Здесь же ребёнок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда.
Зона сенсорного развития. Всё материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют чёткий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребёнок продолжает развивать мелкую моторику, мышление, стереогностическое чувство, утончать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения, идет подготовка к восприятию ребёнком математических понятий. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета).
Зона развития речи. В этот период ребёнок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий.
Зона продуктивной изо-деятельности. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путём проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребёнка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.
Зона развития крупной моторики. Возможность находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, координации движений, укрепление мышц.
Монтессори среда для детей от 3 до 6 лет.
Зона сенсорного воспитания. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделён на несколько групп: материалы для развития зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, для различения температуры и теплопроводности, для развития барического чувства (различения веса), мускульной памяти. Работая с сенсорным материалом и обучаясь мыслить логично и точно, ребёнок в дальнейшем без труда переводит уже хорошо знакомые ему понятия в математические термины. Таким образом, зона сенсорного воспитания является «ступенькой» для овладения математическими знаниями.
Математическая зона. Обучение математике по системе Монтессори проходит очень естественно: ребёнок просто живёт в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребёнок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет, познакомился и научился оперировать многозначными (четырёхзначными) числами - всё то, что считается важным критерием готовности ребёнка к поступлению в школу.
Зона русского языка. В зоне русского языка ребёнок получает возможность расширить свой словарный запас, освоить операции языкового анализа и синтеза, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя их на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита, что является одной из начальных степеней самостоятельного чтения.
Зона продуктивной изо-деятельности. Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребёнка технологии передачи нашего взрослого образа путём проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребёнка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.
Зона развития крупной моторики. Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, координации движений, укрепление мышц.