Монтессори подход прекрасно работает как с детьми первого года жизни, так и с подростками. В этой статье мы разберем главные характеристики метода Монтессори для возрастных периодов от рождения до школы.
Сегодня мы хотим проговорить лишь главные условия, которые делают занятие настоящим Монтессори упражнением, ведь одним из важнейших его параметров является соответствие возрасту малыша.
Система Монтессори для самых маленьких: от рождения до года
Начинать Монтессори образование необходимо с первых дней жизни ребенка, тем более малышу нужно не так уж много, чтобы чувствовать себя комфортно и найти себе подходящее занятие.
Что стоит предусмотреть, если вы хотите использовать технику Монтессори для самых маленьких:
Убедитесь, что вы убрали всё, что может представлять серьёзную опасность для ребенка
Рынок предоставляет нам огромное количество способов обезопасить ребенка, не лишая его движения: заглушки на розетки, специальные замки на ящики.
Вам кажется, что ребенок ещё даже не ползает, и задумываться об этом рано? Поверьте, первые месяцы жизни малыша будут тяжёлым испытанием, и вам не захочется тратить своё свободное время на перестановки в доме.
Ребенку важно иметь свободу передвижения, поэтому не стоит также надеяться на детские манежи и другие способы ограничения, тем более так или иначе малыш будет перемещаться по всей квартире и нескольких секунд без присмотра может быть достаточно для трагедии.
Используйте детские ворота безопасности в тех комнатах, где малышу точно не место
Часто бывает нужно отгородить кладовку или убедиться, что малыш не покинет детскую, пока играет там в одиночестве. В таких случаях лучше использовать ворота безопасности: невысокие калитки, через которые ребенок может видеть, но не сможет пролезть. В комбинации с безопасной детской они будут более полезной альтернативой усаживанию ребенка перед телевизором в случае, когда вам нужно на какое-то время отвлечься.
Организуйте детскую в соответствии с методикой Монтессори
Мы уже выпускали целую статью по организации Монтессори детской, поэтому сейчас только напомним основные моменты.
Отведите место для матраса на полу: ребенку важно изучать мир вокруг, а на полу больше возможностей и событий. Этот же матрас может стать кроваткой ребенка до примерно двух-трёхлетнего возраста.
Из Монтессори материалов младенцам могут пригодиться погремушки из натурального дерева и тканей, контрастные карточки, зеркало, тактильные коврики. К концу первого года уже можно начать заполнять стеллажи с материалами, так как ребенок уже сидит и неплохо передвигается самостоятельно: именно для этого возраста разработана коробочка постоянства, первые вкладыши и пирамидки.
Уделяйте малышу как можно больше времени
Это, наверное, самый главный совет для возраста до года. Самое важно для малыша – это ощущение безопасности и любви, которое исходит от матери, поэтому смело просите друзей и семью помочь вам с домашними делами, пока вы находитесь с малышом. Не стесняйтесь разговаривать с ребенком, целовать его и прижимать к себе, ведь такое общение не только приятно, но и является на данном этапе главной движущей силой развития.
Для младенца критически важно иметь свободу движения, восприятия, а, главное, маму рядом. Старайтесь, чтобы движения не сковывала неудобная одежда, у малыша был детский мобиль и возможность наблюдать за жизнью дома, а домашние дела не отвлекали маму от общения с малышом.
Система Монтессори для маленьких непосед: от года до трёх лет
Вместе с первым днём рождения наступает пора, когда все заглушки и замочки в доме будут испытаны на прочность. Именно в этом возрасте можно наблюдать ту самую природную любознательность по Монтессори, которую подход использует для воспитания и обучения малышей.
Ребенок ещё совсем не контролирует свои действия, так как появление «настоящего» самосознания произойдёт только к концу периода. Сейчас же все его действия – непосредственные желания и эмоции.
Приучение к горшку
Именно в этом возрасте малышу предстоит научиться пользоваться горшком. В нашем журнале можно найти подробные рекомендации, но, если кратко, то Монтессори педагоги советуют не превращать этот процесс во что-то особенное.
Убедитесь, что у ребенка есть удобный и простой горшок, днем ребенок большую часть времени не носит подгузники и учится ощущать сигналы тела и их последствия, одежда ребенка легко снимается и одевается без помощи взрослых.
Приучение к горшку начинается с обнаружения ребенком неприятных последствий в виде мокрых штанишек, а также формирования желания быть чистым, как мама и папа. Только на этой мотивации приучение станет по-настоящему эффективным. Никакие наказания, поощрения, волшебные светящиеся горшки и другие излишества не смогут воспитать в ребенке здорового отношения к своему телу и желания заботиться о нём.
Материалы по системе Монтессори на низких полках для удобства детей
Сортировки, пирамиды, мелкие предметы, тактильные дощечки, упражнения с застёжками: сейчас малышу важно научиться манипулировать самыми разными предметами и достичь относительной самостоятельности в быту.
Немаловажно и подобрать подходящую библиотеку. Книги должны иметь достаточно плотные страницы, чтобы выдержать повышенное внимание малыша, а также соответствовать возрасту по содержанию: описывать реальный (а не сказочный) мир, иметь реалистичные иллюстрации (с правильными пропорциями, животные в естественных позах и без одежды, у предметов нет лиц и рук). Можно приглядеться к сериям книжек с крупными фотографиями на белом фоне, «Найди и покажи», книги с тактильными вставками и книги любых других авторов, если они соблюдают описанные правила.
«Корзинка с предметами» - один из самых известных и простых наборов для детей по системе Монтессори. Соберите в корзинке лоскуты тканей из разных материалов, перышки, деревянные приборы и другие простые предметы из натуральных материалов и предложите ребенку изучить их. По мере взросления малыша можно предложить ему также отсортировать предметы или назвать их.
Уроки естествознания для самых маленьких по системе Монтессори
Во время следующей прогулки соберите корзинки с природным материалом (а лучше исследуйте предметы прямо на природе). Это поможет расширить словарный запас, а также разнообразит сенсорный опыт ребенка. Помните, что дети всё пробуют на зуб, поэтому следите, чтобы в набор случайно не попали ядовитые растения или острые предметы.
- Весной можно найти первые цветы, мох, веточки с почками
- Летом соберите ракушки и камешки, цветы, ягоды, травы для чая
- Осенью было бы здорово собрать вместе с малышом урожай: овощи, фрукты, жёлуди. Отдельным удовольствием для ребенка будет также подобрать опавшие листья
- Зимой можно исследовать свойство льдинок и снега, обратить внимание ребенка на вечнозелёные ёлки,
Помимо этого к занятиям можно добавить сезонные поделки (аппликации из листьев, бумажные снежинки и т.д.)
Не забывайте об эстетической стороне Монтессори воспитания
Вместо кричащих обоев с привычными мультяшными героями разместите на однотонной стене несколько картин или фотографий в рамках. Чувство стиля воспитывается с самого раннего возраста.
Старайтесь также обращать внимание ребенка на красоту окружающего мира: цветы и деревья, здания и элементы декора, животные и птицы могут быть очень красивыми.
Методика Монтессори нуждается в специальной мебели для детей
Детская мебель – это не только про красоту, но и про удобство и доступность среды для ребенка. У ребенка обязательно должен быть маленький столик, стул, лесенки для доступа к раковине и так далее. Детям возраста от 1 до 3 лет крайне важно обрести самостоятельность в самых простых вопросах (поддержание порядка на рабочем столе, уход за собой и своими вещами и т.д.), поэтому очень важно позаботиться об отсутствии физических препятствий на этом пути.
«Я познаю мир» - Монтессори методика для детей от 3 до 6 лет
Удивительное время – возраст от 3 лет до школы. Ребенок уже достаточно самостоятельный, а главное он осознает разницу между внутренним и внешним миром и начинает активно интересоваться и тем, и другим. Это возраст появления самосознания.
Какие ещё отличия можно заметить?
- Ребенок научился делать достаточно точные движения руками и пальцами, стал более координированным,
- Может малыш и не говорит длинными предложениями, но он уже может объяснить свои желания и идеи,
- Дети начинают больше интересоваться общением, изучают границы допустимого и недопустимого поведения, учатся сотрудничать и отстаивать своё мнение,
- Умеют лучше фокусироваться и меньше отвлекаются от занятия,
- Ребенок освоил основные правила Монтессори методики, умеет поддерживать чистоту, знает базовые действия по уходу за собой.
Развитие сенсорики по методике Монтессори
С 3 лет ребенок начинает интересоваться тем, как устроен мир и начинается самое интересное: ребенок учится решать сложные задачки, опираясь на свои органы чувств и бурно развивающееся в этом возрасте мышление. Это возраст, в котором ребенок не только познает предметы всеми органами чувств, но и начинает улавливать связи и законы этого мира.
С 3 лет можно предлагать ребенку сложные сортировки: геометрические плоские и объемные фигуры, оттенки цветов, природный материал.
Можно искать пары одинаковые по определенному признаку: таблички с шершавым напылением разной зернистости, таблички с оттенками, лоскуты тканей, оттенки подкрашенной воды и так далее.
В этом же возрасте начинаем вводить понятия отношений (больше, длиннее, тяжелее, выше, теплее, сильнее и так далее): здесь помогут шумовые цилиндры, весовые цилиндры, набор Монтессори штанг и т.д
К 3 годам, как правило, дети начинают особенно интересоваться миром вокруг: практические упражнения на знакомство с науками о природе могут помочь ответить на большинство вопросов маленьких исследователей. Среди проверенных идей - проращивание бобов, наблюдение за погодой и посещение детских музеев и центров.
Развитие логики и математики по методике Монтессори
Дети начинают изучение понятий цифры также с помощью практических упражнений Монтессори. Начинается процесс не с механического заучивания слов, обозначающих цифры, а с практических заданий, где ребенок учится соотносить количество предметов с определенной цифрой.
Много интересного начинается в методике Монтессори для детей 5ти лет. Вводятся понятия числового порядка, четности и нечетности и многие другие вещи. Кажется удивительным, что ещё до школы дети способны понимать такие сложные концепты, но это происходит благодаря тому, что все упражнения подразумевают работу с практическим материалом (бусинами, монетами, палочками), а не только с самими цифрами и операциями с ними.
Обучение письму и чтению по Монтессори методике для детей 5 лет
По схожим принципам работает изучение букв и слов. Начинается подготовка к чтению и с расширения словарного запаса ребенка, подготовки руки и развитию у ребенка ощущения пространства листа, а к четырём-пяти годам перерастает в полноценные занятия письмом и чтением.
Знакомство начинается с письма. Мария Монтессори заметила, что маленьким детям легче срисовать образ буквы и запомнить его, чем пытаться запомнить сложный образ буквы в тексте азбуки. Малыши учатся ощупывать буквы, потом учатся рисовать буквы на манке и раскрашивать контуры.
Много упражнений знакомят детей с соотношением звука и буквы: детям предлагаются фонетические игры и классификация карточек со словами на одну и ту же букву.
При обучении чтению ребенку стараются предлагать слова, которые обозначают что-то из реальной окружающей среды. Так, в одном из наших любимых упражнений по методу Монтессори для обучения детей 5 лет чтению, взрослый пишет слова (пол, стол, стул) и просит ребенка прочитать написанное и положить листочек на указанный предмет.
Развитие навыков самообслуживания и самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок начинает весьма активно изучать науки, не стоит забывать и об упражнениях в практической жизни. В зависимости от уровня текущих знаний детям предлагаются всё более сложные бытовые задачки: работа со шнурками, ремнями и кнопками, переливание из кувшина в кувшин, плетение косички из веревок и так далее.
В Монтессори центрах для упражнений в практической жизни отведен целый стеллаж, поэтому и дома важно не забывать о таком направлении, а также включать ребенка в жизнь семьи и не бояться выделять ему всё новые и новые зоны ответственности.
Выводы
Дети очень быстро растут и меняются, поэтому то, что могло занять ребенка на целый день ещё неделю назад, уже не вызывает интереса. Программа Монтессори имеет детальные разработки для детей разных возрастов, что делает её интересной для любого малыша. Постепенно обновляйте набор активностей, и наблюдайте, как атмосфера занятий естественно взрослеет вместе с ребенком.
Заключение
Детский Монтессори центр «Созвездие» приглашает мам и малышей попробовать программы развития ребенка по методике Монтессори вживую. На бесплатном пробном занятии вы сможете не только посмотреть на работу квалифицированного педагога направления, но и оценить, насколько этот метод подойдёт конкретно вашей семье. После занятия у вас всегда есть возможность задать все свои вопросы и получить информацию о действующих скидках и акциях. Для записи достаточно просто позвонить нам или оставить заявку на нашем сайте. Мы ждём вас в сети детских центров «Созвездие»!