О чем могут рассказать детские рисунки?

О чем могут рассказать детские рисунки?

Детские рисунки могут многое рассказать о ребенке, ведь в них малыш выражает то, о чем он не может сказать словами. В работе с дошкольниками психологи часто используют проективные рисуночные методики. Безусловно, полную и наиболее достоверную интерпретацию рисунков может провести исключительно специалист, однако для того, чтобы вовремя выявить проблему, родителям стоит познакомиться с основами анализами детского творчества. В этой статье мы расскажем Вам о том, что означают различные элементы рисунка, как можно интерпретировать цвета, которые использует ребенок, а также какие предположения можно сделать, проанализировав рисунок семьи.
 

Что нужно знать родителям о развитии детского рисунка?

Прежде чем приступать к интерпретации рисунков, необходимо выяснить, чего можно ожидать от малыша того или иного возраста. В своем развитии детские рисунки проходят несколько стадия:

Возраст

Содержание рисунков

До 1,5 лет

Стадия штрихов. В этом возрасте дети получают удовольствие от того, какие яркие следы можно оставлять на бумаге.

1,5 – 3,5 года

Стадия каракулей. Рисунки, сделанные детьми в этом возрасте, внешне не отличаются от рисунков предыдущей стадии, однако ребенок уже вкладывает в них свой смысл, желая изобразить что-то конкретное.

3,5 – 8 лет

Стадия схематичных изображений. Ребенок изображает только важные детали предмета, не учитывая пропорции.

8 - 10 лет

Стадия правдоподобных изображений. Дети в этом возрасте стараются как можно точнее изобразить предмет, прорисовываются детали, учитываются пропорции.

После 10 лет

Правильные изображения. Рисунки становятся объемными, реалистичными.

Не стоит всерьез анализировать рисунки детей младше четырех лет, так как у ребенка этого возраста еще недостаточно сформирована мелкая моторика, чтобы он мог выразить на бумаге то, что хочет.

Что нужно знать родителям о развитии детского рисунка?

Особое значение имеют особенности изображения человека:

Возраст

Особенности изображения человека

До 3 лет

«Головоноги» - круглое туловище, руки и ноги – палочки.

4 года

Туловище обычно круглое или овальное, шея отсутствует. Пропорции не соблюдаются.

5 лет

Появляются половые различия (по-разному изображаются девочки и мальчики), детали (уши, волосы, одежда).

6 лет

Прорисовка мелких деталей, соблюдение пропорций. Изображается шея, пальцы рук.

7 лет

Рисунок становится более реалистичным. Лицо может быть нарисовано не только в анфас, но и в профиль.

8 лет

Линия шеи, плеч и рук непрерывна.

9 лет

Человек может быть изображен в различных позах, улавливается движение.

10-11 лет

Стремление создать объемное изображение.

Цвета и их значения

Цвет – это чрезвычайно информативная характеристика рисунка, которая создает его «настроение». Многие специалисты используют интерпретацию значения цветов, которую предложил известный психолог Макс Люшер. Согласно его теории, тот или иной цвет отражает определенное психологическое состояние человека. Цвет, который преобладает на детских рисунках, может многое рассказать об авторе.

  • Черный – потребность в переменах, недовольство, враждебность, подавленность;
  • Серый – отстраненность, безразличие;
  • Коричневый – замкнутость, физический или эмоциональный дискомфорт, чувственность;
  • Фиолетовый – эмоциональная незрелость, инфантилизм;
  • Синий – стремлению к покою, сознательность;
  • Голубой – дружелюбность, задумчивость;
  • Зеленый – решительность, независимость, замкнутость;
  • Желтый – оптимизм, любознательность, мечтательность;
  • Оранжевый – энергичность, общительность, вспыльчивость;
  • Розовый – беззащитность, робость, зависимость от мнения других людей;
  • Красный – агрессивность, активность, эгоизм.

Обычно дошкольники используют 5-6 цветов в одном рисунке. Но не стоит торопиться интерпретировать каждый из них. Подумайте, какое общее эмоциональное впечатление производит на Вас рисунок, что в нем необычного, какой цвет выражен ярче всего.

Об особенностях рисунка, которые бросились Вам в глаза, лучше спросить у самого ребенка, возможно, он прояснит многие моменты. Также лучше всего анализировать не один рисунок, а серию.

Цвета и их значения

Расположение рисунка на листе бумаги

  • В норме большая часть композиции обычно располагается в центре листа.
  • Если рисунок смещен наверх, вероятно, у ребенка присутствует сильное стремление к социальному одобрению, завышенная самооценка.
  • Если рисунок мелкий и сдвинут по вертикали вниз, это говорит о неуверенности в себе и заниженной самооценке.
  • Смещение композиции к левому краю листа связывают с зацикленностью на прошлом, низкой активностью.
  • Смещение рисунка вправо – устремленность в будущее, деятельность, активность.

Тематика рисунков

Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.

Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни.

Тематика рисунков

Рисунок семьи

Рисунок собственной семьи, сделанный ребенком, может рассказать о том, какие взаимоотношения внутри семьи (по мнению малыша), как кроха воспринимает своих близких и самого себя, чувствует ли ребенок себя комфортно и безопасно, находясь дома. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Порядок рисования. В первую очередь дети обычно рисуют тех членов семьи, которые для него наиболее значимы. Если ребенок забыл кого-то изобразить, возможно, с этим членом семьи связаны какие-то конфликты и переживания, или же эмоциональный контакт с ним вовсе не установлен.
  2. Расположение персонажей на рисунке. Самого близкого человека малыши рисуют рядом с собой. В отдалении от ребенка изображаются те члены семьи, взаимоотношения с которыми не такие тесные («брат играет в соседний комнате», «папа работает»). Слишком «плотное» расположение людей на рисунке – признак потворствующего стиля семейного воспитания (гиперопеки).
  3. Изображение самого ребенка. Как правило, дети изображают себя в центре листа или рядом с членом семьи, имеющим наибольший авторитет. Тревожный симптом – отсутствие самого ребенка на рисунке (или его изображение вдали от остальных членов семьи). Скорее всего, малыш чувствует себя одиноким, «лишним» и не получает должную заботу и внимание.

Если в детском рисунке есть что-то настораживающее, помочь узнать причину возможных проблем может детский психолог.

Рисунок семьи

  1. Детали рисунка. Статистика, которая получена по результатам многочисленных психологических исследований, позволяет интерпретировать некоторые особенности деталей рисунка:

  • Большие руки, прорисовка зубов – агрессивность;
  • Отсутствие рук – бездействие;
  • Руки в карманах или за спиной – скрытность, недоверие;
  • Тонкие ноги и руки – неуверенность в себе;
  • Яркий и броский внешний вид, прорисованный ресницы, необычная прическа, большие уши – желание понравиться окружающим;
  • Большая голова – доминирование разума над чувствами, самоконтроль;
  • Большие глаза с прорисованными яркими зрачками, сильный нажим на карандаш свидетельствуют о наличии страхов;
  • Персонажи не касаются ногами земли – мечтательность.

Выводы

Детские рисунки – это кладезь информации не только для специалистов, но и для родителей. Анализ рисунков малыша поможет лучше узнать его внутренний мир. Первое впечатление от картины зачастую позволяет интуитивно почувствовать эмоциональный фон ребенка и степень его психологического благополучия. Также обращайте внимание на композицию рисунка, основные цвета, необычные элементы и детали и на то, как ребенок изобразил самого себя.

Выводы

Заключение

Если на протяжении достаточно долгого времени в рисунках ребенка Вы замечаете нечто настораживающие, стоит обраться за помощью к детскому психологу. В Монтессори-центре «Созвездие» Вы можете получить консультацию специалиста, который даст ответы на все интересующие Вас вопросы и поможет справиться с трудностями. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария