Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?

Финансовая грамотность для дошкольников. Не рано ли?

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям. Однако, ребенок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах. В этой ситуации важно, чтобы именно мама и папа донесли до малыша основные принципы финансовой грамотности, создав крепкую базу для будущих познаний ребенка. К тому же небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша. Детский Монтессори центр «Созвездие» проанализировал, как построить диалог о финансах с самыми маленькими членами семьи.

Что входит в понятие финансовой грамотности?

Мы хотим, чтобы наши дети умели распоряжаться деньгами, но что именно входит в понятие детской финансовой грамотности?

Люди зарабатывают деньги своим трудом

Самой основой финансовой грамотности ребенка становится понимание, что человек получает деньги за свой труд и покупает на них нужные вещи и услуги. Это представление, которое можно и нужно донести уже дошкольнику. Ребенок должен понимать, что деньги появляются не «у папы из кармана», а выдаются папе в обмен за его работу.

Важно познакомить ребенка с профессиями родителей, в самом простом виде рассказать, почему вам платят деньги за этот труд. Разумеется, с некоторыми профессиями могут возникнуть сложности (например, программист или юрист), но следует помнить, что сейчас малышу не важны детали вашей работы, поэтому юрист может стать человеком, который помогает другим людям договариваться друг с другом и объясняет «правила игры», а программист учит компьютер решать нужные задачки. Главное следите за наглядностью своих объяснений и старайтесь подключать к ним жизненный опыт ребенка.

Деньги не единственное мерило отношений

Деньги являются повсеместным средством установления отношений между людьми, но они не отменяют дружбы и любви. Зачастую дети, которые начинают получать карманные деньги, становятся буквально одержимы своими сбережениями. В этот момент важно помочь малышу усвоить правильные моральные ценности: семья – это гораздо больше финансовых отношений, а мама и папа занимаются домом не потому, что им за это платят, а потому, что они любят друг друга и решили жить вместе и заботиться друг о друге и о детях.

В этом свете очень спорным является решение выдавать ребенку «зарплату» за уборку по дому или помощь со стиркой, а перед применением такого воспитательного манёвра следует обдумать моральную сторону вопроса.

Не стесняйтесь говорить с детьми на сложные темы, обсуждайте ценность благотворительности и помощи близким, что можно и что нельзя купить за деньги, как можно и как нельзя их зарабатывать. Моральные ориентиры человека всегда имеют корни в семье, помните, что именно сейчас вы устанавливаете моральные ориентиры своим детям.

Что такое деньги

Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.

Представление о стоимости вещей

Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.

Что входит в понятие финансовой грамотности?

Первые представления о планировании бюджета

Уже в возрасте четырёх-пяти лет малыш вполне может познакомиться с карманными деньгами и начать увлекательное путешествие в мир планирования и осознанных покупок. Все родители знают, что поход в магазин с детьми – это «купи-купи» истерики, но мало кто используют импульсы ребенка на благо его развития. Малыш может начать составлять список желаемого, выбирая одну игрушку в течение определенного промежутка времени, неплохой идеей станет и приобретение первых копилок.

Какие активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности?

Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности.

Игры с монетами

Предварительно вымытые монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.

Какие активности помогут ребенку освоить азы финансовой грамотности?

Например, для игры «Найди одинаковые» разложите на столе несколько монет различного номинала. Пусть будет пара двухрублёвых, рублёвая монета, несколько пятирублёвых, пара десяток и по одной монете номиналом 50 и 10 копеек. Попросите малыша найти одинаковые монеты, спросите, на какие признаки опирался ребенок: размер, цвет, элементы дизайна.

Для игры «Что изменилось?» выложите в ряд 3-4 монеты разного номинала. Попросите малыша внимательно посмотреть на них, а затем закрыть глаза. Уберите из ряда одну монету или поменяйте две из них местами, а затем попросите малыша рассказать, что изменилось.

Более старшим детям можно предложить рассортировать монеты из разных стран, сходить в музей и посмотреть коллекции денег разных эпох и государств.

Для развития внимания и мышления ребенка, получив сдачу в магазине, позвольте малышу разложить монеты по номиналу, а деток чуть постарше можно попросить посчитать, какую сумму вы получили от продавца.

Небольшие, имеющие множество деталей и отличающиеся по размеру и цвету монеты могут стать отличным материалом для проведения развивающих занятий с детьми. В таких играх старайтесь следить за гигиеной и не позволяйте малышам пробовать монетки на зуб.

Игра в магазин

Дошкольники с удовольствием участвуют в разнообразных сюжетно-ролевых играх, и игра в продавцов и покупателей не исключение. Уже буквально с полутора-двух лет можно устраивать игру в «Магазин», постепенно наращивая сложность. Сначала задачей малыша может стать просто наблюдение за процессом перемещения игрушек, например, за мишкой, который пошёл в продуктовый магазин за мёдом. Вашей же задачей будет проигрывание действий и комментирование ситуаций. Со временем уже сам ребенок захочет примерить роль покупателя и продавца, а старшие дошкольники включат в свою игру прейскурант цен и с удовольствием нарисуют игровые банкноты, а также изобретут свои скидки и акции на некоторые товары.

Игра в магазин

Сюжетно-ролевые игры могут помочь малышу разобраться, из каких шагов состоит поход в магазин, ведь иногда в настоящих супермаркетах бывает слишком много отвлекающих элементов, к тому же сюжетно-ролевые игры прекрасно развивают речь ребенка, его мышление, воображение и внимание.

Включайте ребенка в разговоры о семейном бюджете

Для малышей нет лучше учителя, чем опыт реальных жизненных ситуаций. Вы собрались в отпуск, планируете покупку машины, выбираете, что подарить родителям на Новый Год? Смело подключайте самых маленьких членов семьи!

Разумеется, трёхлетний ребенок не сможет по-настоящему помочь в решении «взрослых» проблем, но небольшие задания станут существенным вкладом в развитие навыков планирования и целеполагания, а также познавательных процессов ребенка.

Собираетесь завести питомца? Попросите малыша назвать необходимые вещи для его содержания: поводок, миска, корм, лежанка. Ребенок, знакомый со счётом, может попробовать посчитать ежемесячные расходы и вместе с родителями проверить цены на необходимые предметы в ближайшем зоомагазине.

Пришло время приобрести машину? Предложите малышу нарисовать знакомые ему виды транспорта и обсудите их эффективность. В зависимости от возраста малыша можно также добавить оценку стоимости и скорости каждого вида. Пусть малыш сделает выводы о целесообразности покупки машины и преимуществах личного и общественного транспорта.

Включение ребенка в процесс обсуждения текущих финансовых вопросов семьи помогает малышу почувствовать себя её частью и способствует сплочению детей и родителей. Небольшие «ответственные поручения» позволяют развивать навыки целеполагания и планирования, знакомят ребенка с принципами реализации проектов, а также становятся существенным вкладом в развитие познавательных процессов.

Не потакайте импульсивным желаниям

Многие родители выбирают крайние меры, когда речь заходит о походах в магазин с ребенком: одни никогда не берут детей с собой, чтобы избежать лишней нервотрёпки, другие быстро соглашаются на их требования с той же целью. На самом же деле «Хочу-хочу» истерики в магазине не повод для приобретения очередной понравившейся вещи, но прекрасная возможность преподать жизненный урок малышу.

Заведите ребенку тетрадку желаний и вносите туда всё, что он так захотел в какой-то момент времени: пусть малыш нарисует желаемые игрушки и сам или с помощью взрослых подпишет их. Каждые две недели предлагайте ребенку ещё раз перелистать все свои желания и выбрать что-то одно. Более старшим детям можно предлагать также денежный лимит и научить копить деньги. С помощью такого упражнения малыш научится расставлять приоритеты и сравнивать предметы, выбирая то, что лучше всего отвечает его текущим потребностям.

Справедливости ради стоит отметить, что для того, чтобы этот метод не встречал сопротивления у ребенка, взрослые также не должны позволять себе импульсивных решений: составляйте меню и список покупок дома и придерживайтесь его до конца шоппинга. Такой метод сохранит немало денег в семейном бюджете и приучит ребенка (и родителей) обдумывать свои покупки заранее.

Не потакайте импульсивным желаниям

Начните выдавать ребенку карманные деньги и расскажите, как накопить на любимую игрушку

Уже в дошкольном возрасте можно знакомить ребенка с карманными деньгами: пусть сперва это будет совсем небольшая сумма, ведь малыш может потерять их или потратить сразу в ближайшем ларьке. Первое время так и будет происходить, так как ребенок ещё слишком мал, чтобы самостоятельно прийти к идее о накоплении. В этой ситуации невероятно ценным станут ненавязчивые советы родителей.

Представим, что вы даёте ребенку 200 рублей в неделю, а он очень любит игрушечных лошадок. Покажите, что одна фигурка лошадки стоит 200 рублей, лошадка с седлом и наездником 400 рублей, а целый набор «Конюшня» 800 рублей. Спросите, хочет ли малыш накопить на большой набор. Если хочет, покажите, что у него есть выбор: одна лошадка сейчас, лошадка со всадником через 2 недели или целый набор через месяц. Если в итоге ребенок принимает решение копить, следует максимально визуализировать процесс. Посчитайте, за сколько шагов малыш сможет накопить нужную сумму, если будет откладывать все деньги или только часть. Нарисуйте путь накоплений и промежуточные отметки, например, 200, 400 и 600 рублей. Позвольте ребенку закрашивать клеточки каждый раз, когда он добавляет деньги в прозрачную банку-копилку, или используйте небольшие файлики для хранения купюр. Здесь подойдут любые креативные идеи, главное, чтобы малыш понимал смысл происходящего, видел пройденный путь и сколько осталось до желаемого результата.

Начните выдавать ребенку карманные деньги и расскажите, как накопить на любимую игрушку

Со временем давайте ребенку всё больше и больше самостоятельности в распоряжении карманными деньгами и не используйте их в качестве рычага давления. Если вы хотите лишать малыша карманных денег за провинности, то условия должны быть оговорены ещё до проступка. Например, если ребенок своровал деньги или какую-то вещь, ему придётся возместить эту стоимость из своих карманных денег.

Карманные деньги – это замечательный способ привить детям ответственность и научить их распределять финансы в соответствии со своими желаниями и возможностями.

Подытожить эту статью мы предлагаем прекрасным видео, где мама делится личным опытом знакомства с финансами своего сына-дошкольника:

Выводы

Умение распоряжаться финансами – это невероятно важный навык современного человека, поэтому и развивать этот навык стоит уже в дошкольном возрасте. Знакомство с деньгами можно начинать уже в возрасте двух-трёх лет: смело берите малыша в магазины, знакомьте его с монетами и купюрами, разговаривайте о ценности денег и вещах, которые нельзя на них купить, учите осознанно подходить к походу в магазин и избегайте импульсивных покупок. Уже в возрасте четырёх лет можно начать выдавать небольшие суммы на карманные расходы, так малыш научится копить деньги, сможет выбирать вещи, которые ему по-настоящему хочется приобрести. Все эти действия смогут сформировать у ребенка адекватное и бережное отношение к деньгам, что несомненно позволит ему стать успешнее в более взрослом возрасте.

Заключение

Способность ребенка следить за собственными финансами не сформируется без должного уровня развития малыша: начиная от хорошей памяти и мышления, заканчивая коммуникативными способностями и навыками произвольной регуляции. Именно на гармоничное и всестороннее развитие направлены занятия в сети детских Монтессори центров «Созвездие». В каждом нашем детском центре представлен широкий выбор занятий для дошкольников: детский сад полного дня, утренние и вечерние группы для малышей, занятия вместе с мамой, развивающие занятия по системе Монтессори, творческие мастер-классы, занятия с логопедом и детским психологом. Наши педагоги помогают создать индивидуальное расписание всем воспитанникам в соответствии с их сильными и слабыми сторонами и текущими задачами развития, а также пожеланиями родителей. Запишитесь на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе «Созвездие», и вы увидите всё своими глазами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия