Родители часто испытывают беспокойство по поводу того, что их малыш плохо выговаривает звуки. Одними из самых труднопроизносимых звуков являются шипящие. Если не начать заниматься развитием звуковой культуры речи вовремя, проблема может сохраниться на долгие годы. Как обследовать ребенка в домашних условиях? Как научить малыша правильному произношению звука «Ш»? В каких случаях нельзя обойтись без логопеда? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.
Как проверить произношение ребенка?
Часто бывает так, что первыми на проблемы со звукопроизношением у малыша указывают воспитатели, педагоги или люди, которые впервые слышат, как кроха разговаривает. Родителям иногда сложно заметить особенности речи их ребенка, так как в результате постоянного общения, мы привыкаем к тому, как говорит малыш. Заметить трудности в произношении звука «Ш» в домашних условиях можно двумя способами:
-
Наблюдение. Этот вариант диагностики требует довольно продолжительного времени и усиленного внимания со стороны взрослых.
-
Упражнения. С помощью различных заданий (с постепенным усложнением уровня сложности), Вы сможете проверить, как ребенок произносит звук «Ш».
-
Змейка. Попросите кроху озвучить, как шипит змея («ш-ш-ш-ш-ш»).
-
«Повтори слоги». Начните с сочетаний двух букв («ша», «ши», «шу», «иш», «ош» и так далее), затем используйте сочетания из трех букв («у-шу», «а-ша», «э-шэ», «о-шо» и другие). Самыми сложными являются сочетания с согласными (например, «кши», «шка», «шки», «сши», «пши»).
Произносите все звуки четко и с выраженной артикуляцией. Дети часто перенимают от взрослых неправильное произношение, поэтому родителям необходимо пристально следить за чистотой собственной речи.
-
«Назови слово». Для этого упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображением известных крохе предметов, в названии которых есть нужный Вам звук. Примеры слов: шея, шапка, мышка, машина, ландыш, шишка, шуба, калоши, кошка, шуршит, шершавый, шар и так далее.
-
Словосочетания и предложения со звуками «Ш». Это самый высокий уровень сложности, так как, чтобы правильно произнести предложения, нужна хорошая артикуляция. Примеры: «кошка бежит за мышкой», «шла Саша по шоссе», «шершавая шишка», «Мама сшила мне штанишки», «Даша надела теплый шарф», «Миша шлепает по лужам».
Варианты неправильного произношения звука «Ш»
В идеале звук «Ш» должен произноситься четко и довольно звонко (несмотря на то, что это глухой согласный). Дети дошкольного возраста могут по-разному изменять этот звук в своей речи. Логопеды выделяют следующие возможные отклонения:
-
Межзубное произношение. Если малыш слишком сильно выдвигает язык вперед, в речи слышится шепелявость (звук «Ш» звучит как «Ф»).
-
Носовое произношение («Ш» превращается в «Х») возникает, когда корень языка поднимается к твердому нёбу и воздух проходит через получившуюся между ними щель.
-
Свистящее произношение (замена «Ш» на «С»).
-
Мягкое произношение («Ш’» вместо «Ш») происходит из-за того, что язык прижимается к нижним передним зубам.
-
Если язык упирается в верхние резцы, возникает звук «Т».
-
Воздушный поток может проходить между щекой и коренными зубами, в результате чего слышно хлопок или хлюпанье. Ребенок точно произносит звук «Ш» неверно, если в этот момент его щеки раздуваются.
Иногда малыши могут довольно чисто произносить звук «Ш» при неправильном положении органов артикуляции. Поэтому необходимо проследить, каким именно способом ребенок извлекает звук.
Что мешает ребенку «зашипеть»?
Существует две группы причин, по которым малышам не удается произносить звук «Ш» правильно. К физиологическим причинам относятся:
- Недостаточная развитость и малоподвижность артикуляционного аппарата;
- Неправильный прикус (часто возникает из-за продолжительного использования соски);
- Короткая уздечка языка;
- Высокое нёбо;
- Заболевания полости рта;
- Трудности фонематического восприятия (ребенок не различает некоторые звуки на слух);
- Нарушения слуха;
Вторая группа факторов – это ошибки взрослых, которые находятся в окружении ребенка.
- «Сюсюканье» со стороны взрослых;
- Неправильное произношение взрослых (дети всегда повторяют за нами).
Правильная артикуляция для звука «Ш»
Чтобы звук произносился чисто, необходимо объяснить и показать малышу, как должен располагаться язык и как правильно складывать губы.
- Губы должны быть немного выдвинуты вперед и округлены (в форме трубочки);
- Зубы сближены или полностью сжаты;
- Кончик языка необходимо приподнять к переднему краю твердого неба, чтобы между ними оставалась щелочка;
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхним коренным зубам (воздух не должен выходить по бокам);
- Посередине языка идет теплая воздушная струя (ее можно почувствовать, поднеся руку ко рту);
- Мягкое небо поднято и перегораживает проход в носовую полость;
- Голосовые связки разомкнуты (голоса нет).
Определить, как именно работает артикуляционный аппарат ребенка при произнесении того или иного звука, бывает не так-то просто. Если вы не чувствуете в себе уверенности, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.
Как научить дошкольника произносить звук «Ш»?
Занятия с малышом должны состоять из последовательных этапов (разминка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, постановка и автоматизация звуков).
-
Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
-
Дыхательные упражнения. Звук «Ш» мы произносим на выдохе, и, чтобы он звучал чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей, игры с вертушкой, свистульками и так далее.
-
Речевая, или артикуляционная, гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Ш».
-
«Чашечка». Нижняя челюсть находится в расслабленном положении. Широкий плоский язык кладется на нижнюю губу, кончик и края языка приподнимаются, образуя плоскую чашечку.
-
«Лошадка». Задача – изобразить цокот копыт (повторять в течение 15 секунд).
-
«Краски». Водим языком по нёбу, словно раскрашивая его.
-
«Качели». Кончик языка попеременно касается верхних и нижних зубов.
-
«Часики». Двигаем языком вправо и влево, имитируя движения маятника часов.
-
«Варенье». Облизываем языком нижнюю губу.
Правильное выполнение некоторых артикуляционных упражнений для звука «Ш» Вы можете посмотреть на видео:
Чтобы ребенку было интересней, чередуйте выполняемые упражнения, используйте красочные наглядные материалы.
-
Постановка и автоматизация звука. Это постепенный процесс: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Постановка звука может осуществляться двумя способами: по подражанию (когда малыш повторяет правильную артикуляцию за взрослым) и механически (эту работу может осуществить логопед при помощи зонда). Родители могут использовать некоторые упражнения для постановки звука «Ш» в домашних условиях. Например, «Хлопни в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в тот момент, когда он услышит в слове звук «Ш». Эта игра развивает фонематическое восприятие и способствует постановке звука. Чтобы звук вошел в активную речь ребенка и автоматизировался, можно повторять с крохой чистоговорки, разучивать небольшие стихи, в которых есть слова с соответствующим звуком. Также подойдут разнообразные игры:
-
«Назови ласково». Предложите малышу образовать уменьшительно-ласкательную форму слова (шапка – шапочка, кошка – кошечка, заяц – зайчишка и так далее).
-
«Исправь ошибку». Ребенок должен понять, в чем заключается смысловая ошибка во фразе, и произнести ее правильно (например, «Шахматы играют в Гришу», «Кошка боится мышку», «Шапка надела Дашу» и так далее).
Выводы
Постановка и автоматизация звука «Ш» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Ш», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут). При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.
Заключение
Звук «Ш» часто вызывает у дошкольников трудности произношения. Но причины этого могут быть различными. Для того чтобы узнать их наверняка, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также с радостью поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и дадут рекомендации по поводу самостоятельных занятий. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения