От того, какую роль ребенок занимает в семье и как складывается его общение с родственниками, напрямую зависит, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Семья – это колыбель развития ребенка. Знания о различных стилях семейного воспитания, их плюсах и минусах, позволят Вам выработать свой собственный стиль и создать гармоничные семейные отношения.
Роль семьи в формировании личности ребенка
Взаимоотношения внутри семьи часто воспринимаются ребенком как образец для подражания. Большинство психологов уверены, что именно огрехи воспитания в детстве становятся причиной трудностей в общении во взрослой жизни. Формирование личности малыша напрямую зависит от того, какая модель воспитания характерна для его семьи.
Родители имеют огромное влияние на своего кроху, так как именно они, а не воспитатели, тренеры или учителя, проводят с ребенком большую часть времени, а их модель общения становится примером для подражания.
Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи. В этой статье мы познакомим Вас классификациями, предложенными следующими авторами:
- Дж. Болнуин;
- Г. Крайг;
- Д. Элдер;
- Л.Г. Саготовская;
- Э.Г. Эйдемиллер.
Стили семейного воспитания по Дж. Болдуину
В классификации Дж. Болдуина выделено два стиля воспитания. За основу разделения демократического и контролирующего стиля легли такие критерии, как характер требований к ребенку, степень контроля, эмоциональной поддержки и оценки.
Демократический стиль воспитания |
Контролирующий стиль воспитания |
В семье присутствует высокий уровень доверия, каждый готов оказать друг другу помощь. Мнение всех членов семьи учитывается при решении важных вопросов. Ребенок воспринимается как самостоятельная личность. |
Большое количество запретов и правил. Ребенок воспринимается как член семьи, который не имеет своего мнения и во всем должен слушать родителей. Уровень доверия в семье низкий. |
Исследования психологов показало, что дети, которые воспитывались в семьях с демократическим стилем воспитания, чаще всего обладают следующими характеристиками:
- Склонность к лидерству;
- Всесторонняя развитость;
- Социальная активность;
- Общительность;
- Недостаток эмпатии, отсутствие альтруизма.
В семьях с контролирующим стилем воспитания дети вырастают:
- Внушаемыми;
- Послушными;
- Безынициативными;
- Тревожными.
Такие «чистые» варианты семейного воспитания встречаются нечасто, большинство семей придерживаются смешанного стиля.
Классификация стилей воспитания Г. Крайга
Стили семейного воспитания по Г. Крайгу можно разделить на основании двух критериев: степень родительского контроля и доверительность отношений в семье. Исследователь выделяет четыре основных стиля воспитания:
- Авторитетный стиль семейного воспитания является одним из самых гармоничных. Эта родительская позиция основана на доверии к своему ребенку, но при этом уровень контроля остается на высоком уровне. В результате в семье устанавливаются дружественные отношения, а малыш получает достаточно свободы для самореализации. Дети в таких семьях обычно вырастают целеустремленными и уверенными в себе, а также способными к самоконтролю.
- Авторитарный стиль воспитания чаще всего приводит к напряженным внутрисемейным отношениям. Он основан на тотальном контроле. Ребенок в семье, где придерживаются данного стиля воспитания, становится боязливым, раздражительным, агрессивным, зависимым.
- Либеральный стиль семейного воспитания характеризуется низким уровнем контроля детей и доверительными отношениями внутри семьи. Поведение ребенка практически не регулируется, но при этом дети учатся самостоятельно себя контролировать. Вырастая, дети чаще всего становятся активными и творческими личностями.
- При индифферентном стиле воспитания ребенку предоставляется максимальный уровень свободы. Взрослые мало времени уделяют детям, поэтому взаимоотношения внутри таких семей не отличаются теплотой. Использование этого стиля семейного воспитания чревато тем, что ребенок может вырасти враждебно и антисоциально настроенным.
Стили воспитания детей по Д. Элдеру
Д. Элдер выделяет семь типов семейного воспитания. Критериями классификации являются степень контроля и давления на ребенка.
Стиль семейного воспитания |
Уровень контроля |
Автократический стиль воспитания |
Максимальный (тотальный контроль и подавление воли ребенка) |
Авторитарный стиль воспитания |
Высокий уровень контроля (родители принимают решения, но ребенок может высказать свое мнение) |
Демократический стиль воспитания |
Умеренный (каждый член семьи имеет право голоса) |
Эгалитарный стиль воспитания |
Самоконтроль (права и обязанности взрослых и детей полностью равны) |
Разрешающий стиль воспитания |
Низкий уровень контроля |
Попустительский стиль воспитания |
Отсутствие контроля (полная свобода действий ребенка) |
Игнорирующий стиль воспитания |
Полное отсутствие контроля и интереса к жизни ребенка |
Степень контроля над действиями ребенка – очень важный показатель стиля семейного воспитания. От того, сколько свободы предоставляется ребенку в детстве, зависит, вырастет ли он уверенным в себе, активным и предприимчивым или же, наоборот, станет тревожным и безынициативным человеком.
Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской
Данная классификация описывает шесть возможных вариантов стилей воспитания, различающихся по степени эмоциональности отношений между взрослыми и ребенком, а также роли детей в жизни семьи.
- Ребенок – главная забота и цель жизни взрослых;
- Ребенок – объект педагогических усилий;
- Ребенок – помощник, маленький взрослый;
- Ребенок – друг, самостоятельная личность;
- Ребенок – «пустое место»;
- Ребенок – помеха.
Варианты патологических стилей семейного воспитания (Э.Г. Эйдемиллер)
Автор этой классификации выделяет стили семейного воспитания, которые являются аномальными и негативно сказываются на развитии личности ребенка. Стили воспитания различаются по уровню участия взрослых в жизни детей, степени контроля и внимания родителей к индивидуальным особенностям ребенка.
- Гипоопека – это недостаточная забота о ребенке. Дети в такой ситуации предоставлены сами себе, контакты внутри семьи минимальны и поверхностны. Крайняя степень гипопротекции – безнадзорность и педагогическая запущенность.
- Доминирующая гиперопека – чрезмерная забота о ребенке в совокупности с полным контролем поведения. В таких семьях присутствует огромное количество запретов. В результате этого дети могут вырасти несамостоятельными и безынициативными.
- Потворствующая гиперопека – это стиль семейного воспитания, при котором желания и успехи ребенка ставятся во главу угла. Родители исполняют все прихоти своего малыша. Часто детям, выросшим в таких «тепличных» условиях, во взрослой жизни приходится нелегко.
- Эмоциональное отвержение. При данном стиле воспитания взрослые не хотят участвовать в жизни детей, часто прибегают к наказаниям. Такие «холодные» родители могут считать своим долгом лишь материальное обеспечение ребенка и не заботятся об эмоциональном благополучии малыша.
- Завышенные требования. Иногда родители возлагают на ребенка слишком много обязанностей и требуют от него того, что ему еще не под силу. Такое отношение к крохе как к маленькому взрослому часто приводит к повышенной тревожности и подавленности.
- Непоследовательность. Хаотический стиль семейного воспитания, который может возникать из-за отсутствия у родителей единой позиции или их боязни показаться малышу нелюбящими. Плавающие границы дозволенного и непоследовательность развивают в ребенке импульсивность, неуверенность, нестабильность самооценки. Малыш, не имеющий четкой картиной мира, не получает нужного ему ощущения безопасности и предсказуемости.
Рекомендации для родителей
В данной статье мы рассказали Вам о различных стилях семейного воспитания. Хотя каждый из авторов давал стилям свое название и использовал различные критерии классификации, все они говорили примерно об одном и том же. В традиционной классификации, которая обобщает предложенные ранее варианты, представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный). Их особенности наглядно представлены на видео:
Авторитарный стиль воспитания предполагает, что слово родителей для ребенка – закон. Немногие дети могут сохранить при этом свою индивидуальность, чаще всего малыш вырастает недоверчивым, замкнутым, несамостоятельным. В подростковом возрасте у ребенка могут возникать бунты и антисоциальное поведение.
Если вы замечаете за собой авторитарную модель поведения, постарайтесь изменить свое отношение к ребенку. Необходимо снизить давление на малыша и обратить внимание на его собственные потребности и желания.
Другая крайность – это попустительский стиль семейного воспитания, при котором ребенку все дозволено. Часто родители используют данный стиль воспитания, желая показать свою любовь, однако эта стратегия не приводит к положительным результатам. Отсутствие родительского авторитета и любых ограничений неадекватно завышает самооценку ребенка, что может вести за собой трудности общения.
На развитии ребенка негативно сказывается как тотальный родительский контроль, так и отсутствие дисциплины. Ограничения и запреты очень важны для малыша. Они учат его контролировать свои действия и вести себя в рамках общественных норм.
Наиболее гармоничным стилем семейного воспитания является демократический стиль. Он представляет собой сочетание дисциплины и уважение свободы ребенка. Взрослые не ущемляют права детей, а у них, в свою очередь, есть ряд обязанностей. Внутри семьи устанавливаются близкие доверительные отношения. В результате дети вырастают общительными, уверенными в себе и самостоятельными.
Выводы
Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка – это чрезвычайно важная и актуальная проблема. То, какого стиля Вы придерживаетесь, воспитывая своего малыша, напрямую влияет на его самооценку, коммуникабельность, активность, самостоятельность и, в целом, на отношение к миру. Наиболее гармоничным и эффективным является демократический стиль воспитания, в основе которого лежит равноправие, взаимоуважение, забота и любовь.
Заключение
Мы уверены, что каждый родитель желает для своего ребенка только лучшего и осознает свою ответственность за его развитие. Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно малышу, чтобы быть уверенным в себе и с радостью познавать мир. Приводя своего ребенка на занятия в детский Монтессори-центр «Созвездие», Вы можете быть уверены, что здесь к нему будут относиться как к уникальной личности, уважать его чувства и ценить его свободу выбора.
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария