Система воспитания и обучения по методу М. Монтессори

Система воспитания и обучения по методу М. Монтессори

Слово "Монтессори" уже давно укоренилось в словаре ответственных родителей, став олицетворением эксклюзивности и эффективности в вопросах развития детей. Однако далеко не все по-настоящему понимают, что означает "Монтессори", и как построена система воспитания и обучения детей по методу великого итальянского врача и педагога Марии Монтессори.

Что значит Монтессори?

Тысячи садиков и школ по всему миру гордо носят название "Монтессори", а само слово уже давно перестало быть просто итальянской фамилией, а превратилось в название подхода, который используют в своей работе специалисты и даже обычные родители. Давайте же разберемся в науке о детях под названием "Монтессори".

История системы Монтессори

В начале двадцатого века талантливая и целеустремленная выпускница Медицинской школы Римского университета Мария Монтессори поступила на работу ассистентом в детской психиатрической клинике. Она много времени проводила с детьми, которых общество того времени считало абсолютно безнадежными, и заметила, что более разнообразная среда и специально организованные занятия позволили детям если и не догнать сверстников, то точно значительно улучшить знания и навыки.

История системы Монтессори

Результаты её работы не заставили себя ждать, непростые выпускники показывали невероятные результаты и даже сдавали экзамены общеобразовательной школы, а системой Марии Монтессори стали интересоваться и родители здоровых детей. В 1907 году был открыт "Дом детей", где Мария Монтессори начала разрабатывать собственную теорию обучения, развития и воспитания детей, а также вводить авторские методические материалы.

Уникальные способности видеть и слышать детей, а также хорошее образование и понимание принципов научного подхода, позволили Марии Монтессори создать собственную систему воспитания, суть которой сама Монтессори описала в знаменитой фразе "Помоги мне это сделать самому". Идеи настолько полно отвечали запросам родителей новой эпохи, что метод быстро приобрел всемирную популярность.

Работы М. Монтессори

К счастью для всех нас Мария Монтессори была не только блестящим педагогом, но и обладала талантом учёного и оставила после себя множество уникальных книг, в которых она предоставила развернутое описание теории Монтессори: тщательное описание этапов развития детей, идея Монтессори воспитания, цели и задачи деятельности Монтессори педагогов и любых взрослых, окружающих малыша, практическое руководство по Монтессори образованию.

Одной из самых объемных работ является двухтомник "Научная педагогика", который помогает читателю связать теорию и конкретные руководства по организации занятий для детей. В работе представлены выводы Марии Монтессори, полученные по результатам наблюдений за детьми с научным обоснованием результатов, а также описаны рекомендации и конкретные методы работы с детьми.

Наука, стоящая за формированием системы М. Монтессори подробно изложена в работе "Впитывающий разум ребенка", где автор объясняет принципы развития мышления, памяти, внимания и речи ребенка, а также затрагивает вопросы формирования характера человека, связывая свои идеи с психофизиологией детского возраста. Данная книга будет полезна тем, кто интересуется вопросами психологического развития детей и хочет лучше понимать его законы.

Проследить, как Мария Монтессори создавала свою систему обучения детей, понять суть и ценности Монтессори подхода, увидеть развитие ребенка глазами Монтессори специалиста, отметить главные особенности системы Монтессори можно в книге "Дети - другие", где автор объясняет, как она пришла к своей знаменитой системе, и что является самым важным в процессе воспитания детей. Эту книгу можно рекомендовать родителям, которые хотят глубже познакомиться с ценностями системы Монтессори.

Работы М. Монтессори различны по стилю написания, объему и широте темы, в переводах на русский язык можно найти сборники её статей и работ, написанных с коллегами по ассоциации, основополагающие теоретические разработки, обсуждения философских и моральных аспектов воспитания, описания принципов детского развития, практические рекомендации. Помимо этого в настоящее время существует и множество литературы от её последователей, которые кратко описывают саму систему Марии Монтессори, а также детально освещают реальный опыт современных родителей, дают рекомендации по решению проблем и разбирают конкретные вопросы детской психологии и воспитания.

Система образования Монтессори

Теперь, когда мы имеем общие представления об истории создания метода Монтессори, самое время вникнуть в суть подхода и представить себя на месте как педагога школы Монтессори, так и самого воспитанника.

Ребенок может больше, если среда даёт ему возможность делать больше

Попадая в Монтессори среду ребенок открывает для себя мир совершенно новых возможностей, становится уверенным, любознательным и целеустремленным, а иногда совершенно неожиданно для родителей приобретает такие качества как самообладание и терпение, которые, казалось, просто отсутствовали у малыша.

Ребенок может больше, если среда даёт ему возможность делать больше

Секрет чудесных изменений прост: Монтессори класс полностью учитывает психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Вся мебель и предметы, с которыми контактирует ребенок подбирается по размеру и весу (включая такие простые предметы как кувшины, веники и столовые приборы), но в то же время являются "настоящими" (ножи могут разрезать еду, из стаканов выливается вода, а на занятиях кулинарией используются настоящие продукты, а не пластмассовые макеты и игрушечная кухня). Сами же занятия по системе М. Монтессори учитывают текущий уровень развития ребенка, его интересы, не требуют невозможного, но и не отстают от малыша.

Ребенок с удовольствием будет следовать правилам, если чувствует баланс между свободой и ограничениями

Мы слышали много мнений о системе воспитания Монтессори: одни говорят, что это сплошное поощрение вседозволенности, ребенок привыкает к тому, что всё подчиняется его желаниям, другие, наоборот, считают, что комплекс Монтессори - это слишком жесткая система.

Истина, разумеется, посередине. Для адекватного развития самостоятельности и мотивационной сферы малыша необходимо предоставлять ему свободу выбора уже с первых дней жизни. Среда развития по Монтессори подразумевает гибкий план занятий, дети свободно перемещаются между различными зонами, сами решают, с какими материалами они хотят взаимодействовать. В этом плане система Монтессори действительно позволяет ребенку гораздо больше свободы, чем расписание обычного детского сада.

Ребенок с удовольствием будет следовать правилам, если чувствует баланс между свободой и ограничениями

Тем не менее, многие замечали, что при полном отсутствии правил дети не только не учатся жить в обществе, но и испытывают беспокойство, чаще бывают недовольны и напряжены. Секрет в том, что доверие к миру начинается с ощущения его предсказуемости, осознания того, что в мире в целом и обществе в частности есть определенные правила. Такие правила есть и в Монтессори среде: самостоятельно поддерживать порядок в классе, держать в чистоте рабочие зоны и аккуратно обращаться с материалами, мирно решать конфликты и приходить к компромиссам. Именно благодаря этим правилам Монтессори выпускники гораздо самостоятельнее, коммуникабельнее и аккуратнее своих сверстников, посещающих обычные сады и школы.

Баланс ограничений и свободы создается за счет правильно организованного Монтессори класса (достаточно пространства, удачное расположение материалов и их грамотная подборка, понятное деление класса на зоны), но гораздо более важно, что он достигается с помощью грамотного включения взрослого в деятельность детей. Слишком активная позиция взрослого заглушает чувство свободы ребёнка и не даёт ему встретиться с собственным жизненным опытом, полное же отсутствие контроля не позволит малышу усвоить базовые правила. Именно поэтому Монтессори педагоги проходят длительное обучение до получения заветной аттестации.

Деятельность ребенка должна быть наполнена смыслом: как и для чего используются пособия Монтессори?

Все Монтессори материалы - это единая система пособий, которые начинаются с формирования самых простых двигательных и мыслительных навыков малышей и заканчиваются глубоким изучением гуманитарных и естественных наук уже в школьном возрасте.

Деятельность ребенка должна быть наполнена смыслом: как и для чего используются пособия Монтессори?

Каждый материал по методу Монтессори имеет свою обозначенную цель: цветные таблички для познания цвета, розовая башня для освоения понятия размера и так далее. К тому же материалы имеют своих предшественников и последователей, ведь знание развивается от простого к сложному, от частного к общему. Возьмём к примеру упражнения на сортировку, которые важны для развития навыка классификации в школе Монтессори. Сперва малышу предлагают предметы, различающиеся только одним признаком, например, красные и синие кубики. Это позволяет малышу ухватить идею классификации, а затем предлагаются и более сложные сортировки: несколько цветов, более сложные признаки и их сочетания. Так, через какое-то время ребенок с лёгкостью сортирует карточки с животными, в зависимости от их места жительства или способа питания.

В системе Марии Монтессори большое внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, поэтому среди пособий вы найдёте множество материалов на развитие зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и даже вкусовых анализаторов.

При создании методических материалов, используемых в системе обучения Монтессори, специалисты уделяли большое внимание и связи навыков, которые получает ребенок, с реальным миром: самостоятельность ребенка в быту, прочные основы для развития конкретного и абстрактного мышления, развитие речи и математических способностей на основе собственного опыта. Ребенок не должен верить взрослым, что пять больше четырёх - он должен прийти к этому сам. Это убеждение определяет и то, как используются пособия Монтессори: взрослый демонстрирует, как взаимодействовать с конкретным материалом, и наблюдает за малышом, все действия же ребенок должен осуществлять самостоятельно.

Организация среды, подготовка педагогов и предложенные наборы активностей формируют гибкую и эффективную систему детских садов и школ Монтессори, которая позволяет охватить весь период детства с особым упором на ранний возраст.

Кратко подведем итоги

  1. Система Монтессори - это целое направление педагогики, имеющее свою теорию детского развития и обучения, практические рекомендации по работе с детьми, а также полный комплект пособий, охватывающий все стороны развития ребенка.

  2. Кратко описать подход Монтессори можно так: ребенок хочет и будет развиваться и станет самостоятельным членом общества, если организовать среду, отвечающую его потребностям и возможностям. Среди этих потребностей в первую очередь выделяется потребность в свободе, порядке, самостоятельном познании мира.

  3. Монтессори педагогика не накладывает ограничений на то, для каких детей подходят занятия: начиная свою карьеру с работы с самыми сложными малышами, Мария Монтессори разработала систему, которая одинаково подходит и вундеркиндам, и тем, у кого пока есть какие-то сложности со здоровьем, поведением или сообразительностью.

  4. Учить детей по Монтессори самостоятельно возможно, но родители должны понимать, что это не просто купить ребенку пособия, но и самим пройти хотя бы базовый курс Монтессори педагогики, чтобы научиться правильно наблюдать за малышом, подбирать материал и взаимодействовать с ним. Система Монтессори - это не про супер-развивающие игрушки, а про организацию всей жизни малыша.

Если вы считаете, что мир Монтессори педагогики - это то, что подойдёт вашему ребенку, мы предлагаем вам записаться на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе "Созвездие", на котором вы сможете вживую увидеть саму Монтессори среду, познакомиться с нашими педагогами, а, главное, получить индивидуальные рекомендации по системе Монтессори. Мы ждём вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия