Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье мы расскажем Вам, какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития малыша.
Как работает память у детей дошкольного возраста?
Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.
У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.
Что такое мнемотаблицы?
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:
-
Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
-
Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
-
Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно?
В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:
-
Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
-
Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
-
В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
-
При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.
Примеры мнемотаблиц для дошкольников
-
Мнемотаблицы для разучивания стихотворений
Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:
-
С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
-
Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
-
Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
-
Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
-
Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
-
Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.
Пример заучивания стихотворения при помощи мнемотаблиц Вы можете посмотреть на видео:
-
Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему
Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.
Выводы
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия