Навыки звукопроизношения у ребенка формируются на протяжении всего дошкольного возраста. К 4-5 годам речевой аппарат уже достаточно развит, чтобы речь малыша была чистой и красивой. Однако произношение некоторых звуков, в том числе «Л», может вызывать трудности. В результате дети запинаются и коверкают слова, заменяя сложные звуки более простыми. И если в дошкольном возрасте это воспринимается как милая особенность, то в школе нарушения речи зачастую приводят к серьезным проблемам. В этой статье мы поделимся с Вами эффективными способами, с помощью которых можно научить ребенка выговаривать звук «Л» в домашних условиях.
Советы для родителей
Перед тем как рассказать о конкретных упражнениях для постановки звука «Л», мы хотели бы озвучить ряд правил, которых необходимо придерживаться родителям, чтобы занятия были интересны и полезны ребенку.
-
Не «сюсюкайтесь». Ваша речь является для малыша образцом для подражания. Поэтому очень важно, чтобы взрослый произносил все звуки правильно. Говорите с ребенком на равных.
-
Всегда поддерживайте диалог и отвечайте на детские вопросы.
-
Проводите занятия в форме игры.
Чтобы малыш занимался с удовольствием, задания необходимо преподносить в игровой форме. В ходе игры ребенок сможет незаметно для себя отточить все необходимые навыки.
-
Занятия не должны ассоциироваться с наказанием. Дошкольники обладают сильной познавательной потребностью, которая заложена в них природой. Они активно исследуют мир и себя в нем. Поэтому обычно дети любят выполнять упражнения, тем более, вместе со значимым взрослым. Если же родители запугивают малыша занятиями и противопоставляют их чему-либо (например, «не съешь суп, тогда пойдем делать упражнения»), это может отбить у ребенка всякое желание учиться.
-
Занимайтесь регулярно. Чтобы добиться желаемого эффекта как можно быстрее, занятия необходимо проводить систематически (желательно каждый день по 5-10 минут).
Варианты неправильного произношения
-
Пропуск звука (вместо «лиса» ребенок говорит «иса»);
-
Замена звука «Л» на «У», «В» или «Й» (например, «ложка» - «уожка», «лампа» - «вампа», «колесо» - «койесо»);
-
Неразличание твердого «Л» и мягкого «Ль».
Если нарушения произношения звука сопровождается неврологическими проблемами, следует обязательно обратиться к логопеду. Специалист поможет составить индивидуальную программу занятий с ребенком, которая будет максимально эффективна и комфортна для Вашего малыша.
Правильная работа артикуляционного аппарата
Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомиться с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Л». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.
-
Кончик языка должен располагаться у основания верхних зубов или альвеол.
-
Воздух должен проходить по бокам от языка.
-
Язык не касается щёк.
-
Корень языка приподнят.
-
Голосовые связки находятся в напряжении, ощутима вибрация.
Артикуляционная гимнастика
Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Л».
-
Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.
-
Дыхательные упражнения. Большинство звуков мы произносим на выдохе, и, чтобы они звучали чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей.
-
Улыбка. Во время произнесения звука «Л» губы расплываются в улыбке. Именно поэтому мы рекомендуем тренировать с малышом умение улыбаться с закрытым ртом. Попросите ребенка удерживать губы в нужном положении в течение 10 секунд и повторить это несколько раз.
Перед тем как начать выполнять упражнения проконсультируйтесь со специалистом для выявления возможных причин дефектов речи малыша.
Упражнения для постановки звука «Л»
-
Лошадка. Исходное положение: широкая улыбка, рот приоткрыт, Языком необходимо изобразить цокот копыт.
-
Лошадка-разведчик. Это усложненная версия первого упражнения. Ребенок должен, выполняя те же самые движения языком, не издав ни единого звука. Обратите внимание, что нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна.
-
Ветерок. Малышу необходимо улыбнуться, немного приоткрыв рот, и слегка прикусить передними зубами кончик языка. Задание заключается в том, чтобы в данном положении выдыхать воздух так, чтобы по бокам от языка образовалось два воздушных потока.
-
Расческа. Нужно неплотно сомкнуть зубы и проталкивать через них язык, как бы расчесывая его.
-
Качели. Попросите ребенка покачать языком из стороны в сторону, упираясь кончиком языка в щеки.
-
Сладости. Для выполнения этого упражнения нужно приоткрыть рот, показывая зубы. Затем кончик языка необходимо положить на нижнюю губу и постараться удержать его в таком положении на протяжении 10 секунд. В это время намажьте верхнюю губу малыша чем-то сладким. Затем попросите ребенка слизать лакомство широким языком, двигаясь в направлении вверх – вниз.
О том, как правильно выполнять эти и другие упражнения для постановки звука «Л», смотрите на видео:
Выводы
Постановка и автоматизация звука «Л» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Л», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут). При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.
Заключение
Звук «Л» часто вызывает у дошкольников трудности произношения. Но причины этого могут быть различными. Для того чтобы узнать их наверняка, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также с радостью поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и дадут рекомендации по поводу самостоятельных занятий. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья