Как научить ребенка выговаривать звук «Л»

Как научить ребенка выговаривать звук «Л»

Навыки звукопроизношения у ребенка формируются на протяжении всего дошкольного возраста. К 4-5 годам речевой аппарат уже достаточно развит, чтобы речь малыша была чистой и красивой. Однако произношение некоторых звуков, в том числе «Л», может вызывать трудности. В результате дети запинаются и коверкают слова, заменяя сложные звуки более простыми. И если в дошкольном возрасте это воспринимается как милая особенность, то в школе нарушения речи зачастую приводят к серьезным проблемам. В этой статье мы поделимся с Вами эффективными способами, с помощью которых можно научить ребенка выговаривать звук «Л» в домашних условиях.

Советы для родителей

Перед тем как рассказать о конкретных упражнениях для постановки звука «Л», мы хотели бы озвучить ряд правил, которых необходимо придерживаться родителям, чтобы занятия были интересны и полезны ребенку.

  1. Не «сюсюкайтесь». Ваша речь является для малыша образцом для подражания. Поэтому очень важно, чтобы взрослый произносил все звуки правильно. Говорите с ребенком на равных.

  2. Всегда поддерживайте диалог и отвечайте на детские вопросы.

  3. Проводите занятия в форме игры.

Чтобы малыш занимался с удовольствием, задания необходимо преподносить в игровой форме. В ходе игры ребенок сможет незаметно для себя отточить все необходимые навыки.

Советы для родителей

  1. Занятия не должны ассоциироваться с наказанием. Дошкольники обладают сильной познавательной потребностью, которая заложена в них природой. Они активно исследуют мир и себя в нем. Поэтому обычно дети любят выполнять упражнения, тем более, вместе со значимым взрослым. Если же родители запугивают малыша занятиями и противопоставляют их чему-либо (например, «не съешь суп, тогда пойдем делать упражнения»), это может отбить у ребенка всякое желание учиться.

  2. Занимайтесь регулярно. Чтобы добиться желаемого эффекта как можно быстрее, занятия необходимо проводить систематически (желательно каждый день по 5-10 минут).

Варианты неправильного произношения

  • Пропуск звука (вместо «лиса» ребенок говорит «иса»);

  • Замена звука «Л» на «У», «В» или «Й» (например, «ложка» - «уожка», «лампа» - «вампа», «колесо» - «койесо»);

  • Неразличание твердого «Л» и мягкого «Ль».

Если нарушения произношения звука сопровождается неврологическими проблемами, следует обязательно обратиться к логопеду. Специалист поможет составить индивидуальную программу занятий с ребенком, которая будет максимально эффективна и комфортна для Вашего малыша.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Перед тем как проводить с ребенком специальные упражнения для развития речи, необходимо познакомиться с тем, как должны располагаться органы артикуляции при произнесении звука «Л». Вы можете изучить это на себе, понаблюдав за собой в зеркале.

  • Кончик языка должен располагаться у основания верхних зубов или альвеол.

  • Воздух должен проходить по бокам от языка.

  • Язык не касается щёк.

  • Корень языка приподнят.

  • Голосовые связки находятся в напряжении, ощутима вибрация.

Правильная работа артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика

Речевая, или артикуляционная гимнастика способствует развитию органов речи. Эти забавные упражнения обязательно понравятся малышу и помогут ему научиться выговаривать звук «Л».

  • Разминка. Пусть ребенок познакомится с органами, которые необходимы для речи. Сядьте с малышом перед зеркалом и рассмотрите губы, язык, щеки, нёбо. Чтобы подготовить артикуляционный аппарат к работе, выполните разминку: проводим языком по нёбу, губам, зубам, высовываем язык, улыбаемся.

  • Дыхательные упражнения. Большинство звуков мы произносим на выдохе, и, чтобы они звучали чисто, нужно контролировать количество выдыхаемого воздуха. В этом помогут такие простые упражнения, как задувание свечки или выдувание мыльных пузырей.

  • Улыбка. Во время произнесения звука «Л» губы расплываются в улыбке. Именно поэтому мы рекомендуем тренировать с малышом умение улыбаться с закрытым ртом. Попросите ребенка удерживать губы в нужном положении в течение 10 секунд и повторить это несколько раз.

Перед тем как начать выполнять упражнения проконсультируйтесь со специалистом для выявления возможных причин дефектов речи малыша.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для постановки звука «Л»

  1. Лошадка. Исходное положение: широкая улыбка, рот приоткрыт, Языком необходимо изобразить цокот копыт.

  2. Лошадка-разведчик. Это усложненная версия первого упражнения. Ребенок должен, выполняя те же самые движения языком, не издав ни единого звука. Обратите внимание, что нижняя челюсть при этом должна быть неподвижна.

  3. Ветерок. Малышу необходимо улыбнуться, немного приоткрыв рот, и слегка прикусить передними зубами кончик языка. Задание заключается в том, чтобы в данном положении выдыхать воздух так, чтобы по бокам от языка образовалось два воздушных потока.

  4. Расческа. Нужно неплотно сомкнуть зубы и проталкивать через них язык, как бы расчесывая его.

  5. Качели. Попросите ребенка покачать языком из стороны в сторону, упираясь кончиком языка в щеки.

  6. Сладости. Для выполнения этого упражнения нужно приоткрыть рот, показывая зубы. Затем кончик языка необходимо положить на нижнюю губу и постараться удержать его в таком положении на протяжении 10 секунд. В это время намажьте верхнюю губу малыша чем-то сладким. Затем попросите ребенка слизать лакомство широким языком, двигаясь в направлении вверх – вниз.

О том, как правильно выполнять эти и другие упражнения для постановки звука «Л», смотрите на видео:

Выводы

Постановка и автоматизация звука «Л» очень важна для дальнейшего развития дошкольника, ведь правильное произношение звуков является одной из основ чтения и письма. Чтобы научить ребенка выговаривать звук «Л», Вы можете выполнять с малышом упражнения в домашних условиях. Занятия рекомендуется проводить в игровой форме (желательно ежедневно по 5-10 минут). При регулярных упражнениях Ваш малыш вскоре сможет произносить звуки чисто и без особых усилий.

Выводы

Заключение

Звук «Л» часто вызывает у дошкольников трудности произношения. Но причины этого могут быть различными. Для того чтобы узнать их наверняка, необходимо проконсультироваться с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также с радостью поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и дадут рекомендации по поводу самостоятельных занятий. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила логопед
Феоктистова Наталья