Музыкальные игры для дошкольников

Музыкальные игры для дошкольников

Многие родители занимаются с детьми дома. Наибольшее внимание при этом уделяется обучению цветам, формам, буквам, цифрам и т.д., а музыкальное развитие ребенка отодвигается на второй план. Между тем очень важно знакомить детей с музыкой начиная с самого раннего возраста, так как это способствует развитию слуха, чувства ритма, воображения, внимания и эмоциональной сферы малыша. Но что делать, если ребенок не может спокойно усидеть на месте и слушать классическую музыку? Ненавязчиво приобщить малыша к прекрасному помогут подвижные музыкальные игры. С их помощью можно не только разнообразить досуг, но и с пользой провести время. Мы подготовили для Вас несколько идей музыкальных игр для детей дошкольного возраста.

«Догадайся, на чем я играю»

Познакомьте малыша с различными детскими музыкальными инструментами: ксилофон, бубен, погремушка, барабан, колокольчик, ложки, треугольник, трещотки, гитара, труба, дудочка и т.д. Чем больше инструментов вы соберете, тем интереснее получится игра. Разложите перед ребенком музыкальные инструменты, которые есть у вас дома. Пусть малыш еще раз попробует, как звучит каждый из них. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами сыграйте на каком-либо инструменте. Пусть ребенок угадает, на чем вы играете. Затем можно поменяться ролями. Эту игру можно проводить с крохой, начиная с 1,5 лет, но в этом случае инструментов должно быть не слишком много.

Догадайся, на чем я играю

Вместо музыкальных инструментов можно использовать бытовые предметы и подручные материалы. Например, стучать по баночкам, стаканам, использовать крышки от кастрюль, звенеть ключами, шуршать полиэтиленом и так далее. Кроме этого в интернете можно найти записи различных бытовых шумов (звук клаксона, шум стиральной машины и т.д.) и звуков музыкальных инструментов.

«Угадай, какая клавиша»

Эта игра подходит тем, у кого дома есть пианино или синтезатор. Выберите несколько клавиш, сильно отличающихся по высоте, и приклейте на них небольшие картинки. Желательно, чтобы между изображением и высотой тона была связь, например, на клавишу с высоким звуком можно приклеит птичку или мышку, а на клавишу с низким звуком – медведя, слона, динозавра и т.д. Так вы сможете связать слуховое восприятие и наглядно-образное мышление, характерное для дошкольного возраста и сделать музыкальное занятие еще интересней для ребенка. Пусть малыш попробует, как звучит каждая клавиша. Затем попросите ребенка отвернуться и угадать, на какую клавишу вы нажимаете. В игровой форме можно изучать понятия «высокий» и «низкий» звук. Чтобы усложнить малышу задачу, выбирайте клавиши, близкие по звучанию.

Угадай, какая клавиша

Изображаем музыку

Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе его эмоциональной сферы. Знакомя малыша с разной музыкой, поговорите о том, какое настроение хотел передать автор произведения. Ведь музыка – это не просто набор нот, в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Упражнение «Изобрази музыку» будет интересно детям от 1,5 лет. Взрослый показывает ребенку пример, как можно обыграть образы, возникающие во время слушания произведения. Сначала малыш будет повторять за Вами, а потом и сам захочет показать, что он чувствует, когда слушает музыку. Вот некоторые произведения, которые можно прослушать и изобразить с ребенком:

  • Д. Кобалевский «Плакса, злюка и резвушка»;
  • Р. Шуман «Смелый наездник»;
  • М. Мусоргский «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов»;
  • Л. В. Бетховен «Весело – грустно»;
  • П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Игра в лошадки»;
  • К. Сенс-Санс «Аквариум»;
  • М. Глинка «Жаворонок»;
  • Н. Римский-Корсаков «Три чуда»;

Мы перечислили для Вас классические произведения, но Вы можете использовать любую музыку, которая по душе Вам и Вашему малышу. Это могут народные песни, мелодии из мультфильмов и многое другое.

Изображаем музыку

«Быстро – медленно»

Чтобы развить у ребенка чувство ритма и научить его различать быстрый и медленный темп, заранее подготовьте для малыша соответствующие композиции (например, быстрый темп - Д. Кобалевский «Клоун», Э. Григ «Шествие гномов», медленный темп - В. Моцарт «Колыбельная»). В зависимости от темпа выполняйте различные движения. Под медленную музыку – ходим, покачиваем головой, плавно машем руками, под быструю – хлопаем, бегаем, прыгаем. Будет еще интересней и веселей, если использовать произведения со сменой темпа (русская народная песня «Калинка», П. Чайковский «Неаполитанская песенка»). Взрослый также может самостоятельно играть на музыкальном инструменте и менять темп.

«Громко - тихо»

Эта игра похожа на предыдущую. Благодаря ей ребенок может научиться различать громкость музыки. Примеры произведений со сменой громкости:

  • Е. Тиличеева «Ходим-бегаем»;
  • Л. В. Бетховен «Весело – грустно»;
  • Э. Григ «В пещере горного короля»;
  • А. Вивальди «Времена года. Осень»;
  • П. Чайковский «Красная шапочка и волк»;
  • Д. Кобалевский «Трубач и эхо».

Еще один вариант этой музыкальной игры для дошкольников: взрослый играет в бубен, а задача ребенка - под громкие удары бегать, а под тихие – ходить на носочках. Если детей много, предложите им сыграть в «Кошки-мышки». Пока «кот» спит под тихую и спокойную музыку, «мышки» крадутся к нему, а как только заиграет громкая музыка, «кот» просыпается и старается догнать «мышек».

Громко - тихо

Музыкальные игры Железновых

О пользе пальчиковых игр для развития мелкой моторики и речи ребенка говорят все педагоги и психологи. Сергей и Екатерина Железновы написали множество песенок-игр, которые просто незаменимы на занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста.

Музыкальные сказки

Примерно с 2,5 лет можно начинать ставать с малышом небольшие музыкальные спектакли. Основная идея в том, что взрослый читает сказку, а ребенок (с помощью взрослого) сопровождает текст подходящими звуками. Например, фразу «волк идет по зимнему лесу» можно сопроводить шуршанием пакета и пенопласта, а «испугался заяц и убежал» - стуком в барабан. Сценарии готовых музыкальных спектаклей для малышей вы можете найти в сборнике Е. Железновой «Сказки-шумелки».

Не забывайте включать музыку ребенку просто так. Под нее можно танцевать или использовать ее в качестве фона для домашних занятий и игр. Помимо классических произведений, ребенку полезно слушать детские песенки, которым можно подпевать.

«Морская фигура, на месте замри»

Эта популярная музыкальная игра для детей дошкольного возраста хорошо развивает внимание и скорость реакции. Ведущий включает музыку, а дети, пока она играет, резвятся, бегают по залу, прыгают. Когда музыка останавливается, нужно замереть и попробовать изобразить какую-нибудь фигуру.

«Шляпа»

В эту игру лучше играть компанией больше 3 человек. Под музыку дети передают друг другу по кругу шляпу. Когда музыка затихает, тот, к кому попала шляпа, должен надеть ее и пройтись по комнате, играя заданную роль (например, роль клоуна или волшебника).

Шляпа

«Бубен»

Маленькие дети очень любят играть с бубном. В эту игру, которая отлично развивает чувство ритма, речь и усидчивость, можно играть всей семьей. В то время как один участник играет бубном, остальные хлопают и произносят слова: «Поиграй, (имя), в бубен. Мы в ладоши хлопать будем. Поиграй, поиграй, (имя), бубен передай!» После этого игрок передает бубен следующему участнику, и игра повторяется, пока не надоест. Закончить игру можно фразой «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».

Выводы

Музыкальные подвижные игры нравятся подавляющему большинству детей дошкольного возраста. С их помощью можно развить у ребенка музыкальный слух, чувство ритма, внимание, память, воображение, эмоциональность. Играйте в музыкальные игры всей семье, вместе слушайте музыку, обсуждайте свои впечатления. Это не только весело, но и очень полезно.

Выводы

Заключение

В детских Монтессори-клубах «Созвездие» проводятся занятия музыкой для детей от 1 года. В музыкальное занятие входят пальчиковые и жестовые игры, контактные игры, игровой массаж, подвижные игры, звукоподражание и подпевание, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и многое другое. Особое значение уделяется развитию индивидуальных музыкальных способностей ребёнка:  слуха, чувства ритма, музыкальной памяти. Занятия музыкой подарят ребёнку и родителям хорошее настроение. Ведь никто не останется равнодушным к весёлой песенке, исполненной любимым малышом!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия