Как малыши осваивают звуки речи?

Как малыши осваивают звуки речи?

Ни для кого не секрет, что речь ребенка дошкольного возраста только формируется, поэтому сильно отличается от речи взрослого человека. Интуитивно мы понимаем, что звуки, используемые в русском языке, отличаются по сложности их произнесения, а значит и появляются они у детей в разном возрасте. Детский Монтессори центр «Созвездие» собрал основные факты о развитии звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Почему звуки появляются в разном возрасте?

Развитие речи ребенка требует активного включения огромного количество различных процессов: развитие слуха и зрения, памяти, мышления, внимания, тренировка мышц языка и губ. Попробуйте произнести звуки [а] и [р] и сравните насколько больше контроля и умений требует второй звук, в то время как первый произносится без сложных движений языком и губами. Не удивительно, что звук [р] может появиться у ребенка через несколько лет после появления речи, ведь требуется много практики для того, чтобы малыш понял, как произносится и используется такая непростая единица речи.

К сожалению, для постановки сложных звуков некоторым детям может потребоваться и помощь специалиста: особенности анатомии, нечеткая речь самих родителей и другие особенности окружения и развития ребенка могут приводить к тому, что детям нужна особая программа упражнений и контроль со стороны логопеда и врачей.

Встаёт вопрос, как распознать, требуется ли ребенку логопед для коррекции звукопроизношения или нужно просто больше читать и учить стихи? Для этого родителям нужно понять и проанализировать четыре вещи:

  • Общие этапы развития звукопроизношения у детей. Например, звук [c] скорее всего не появится до звука [т], детям до трёх лет простительно смягчать согласные, а звук [р] может сформироваться только к пяти-шести годам.

  • Окружающая обстановка. Малыш в обучении берет за основу речь окружающих людей, поэтому если папа «проглатывает» окончания слов, мама сюсюкается, бабушка картавит, а дедушка шепелявит, у ребенка есть все шансы собрать полный букет нарушений звукопроизношения. Также следует помнить, что малыши, рождённые в билингвальных семьях, склонны смешивать звуки разных языков.

  • Здоровье и особенности анатомии ребенка. Родовые травмы, нарушения слуха, неправильный прикус, необычное строение нёба, а также общая подверженность болезням могут стать серьёзным препятствием на пути освоения речи и зачастую не преодолимы без поддержки специалистов.

  • Особенности воспитания. Малыши, речи которых родители не уделяют достаточного внимания, могут привыкнуть неправильно произносить звуки, а вот те дети, которые получают слишком много замечаний склонны просто пропускать сложные звуки, стараясь лишний раз не нарваться на критику.

Если в одной или нескольких категориях у ребенка наблюдаются сложности (например, малыш сильно отстаёт от возрастных норм или окружён взрослыми с дефектами речи), стоит проконсультироваться у специалистов и получить рекомендации по развитию речи и звукопроизношения малыша.

Помните, любые нарушения развития корректируются легче и быстрее, если работа началась сразу после их появления, поэтому не стоит затягивать визит к детскому логопеду, психологу или врачу, если вас что-то беспокоит в развитии малыша.

Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста

От рождения до трёх лет: самые простые звуки

Уже в первые месяцы жизни малыш начинает гулить, то есть произносить отдельные звуки без конкретной привязки к предметам и ситуациям. Так, самыми первыми звуками становятся гласные [a], [у], [о], [и], которые затем начинают перемешиваться с простейшими согласными, и мы получаем всем известные [агу], [аги], [ага], [уга] и подобные им предшественники слов.

Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста<

Примерно в полгода гуление сменяется детским лепетом. Появление лепета родители очень ждут, ведь он является прекрасным индикатором интеллектуального благополучия младенца и отсутствия у него проблем со слухом. Именно детским лепетом называется произнесение цепочек слогов: [мамамама], [папапапа], [бабабаба], [бубубу]. Этот период длится примерно до года, появляются первые простые слова и «заменители» сложных слов: баба, мама, ам-ам (кушать), ав-ав (собака) и т.д.

В течение года (с года до двух лет) малыш уже неплохо изъясняется простыми словами и даже делает небольшие фразы, пытаясь не только назвать предмет, но и описать действия или состояния. Эта практика позволяет малышу научиться чётко произносит гласные звуки и самые простые согласные [к], [п], [б], [т], [д], [г], [м], [н].

С двух до трёх лет малыши уже переходят на изъяснения с помощью простых предложений и усваивают простейшие грамматические правила. В их речи появляются чистые звуки [в], [ф], [ы], [э], [х], [с], [з], [л].

Помните, что до трёх лет совершенно нормальным явлением становится:

  • Смягчение согласных (дёмик, а не домик),

  • Пропускание или замена сложных согласных (лоська или лока вместо ложки).

Ни в коем случае не подражайте таким милым особенностям речи малышей и никогда не сюсюкайтесь с детьми. Этим вы закрепите неправильное произношение звуков, которое впоследствии будет сложно исправить без участия логопеда.

С трёх до пяти: речь звучит взрослее

После трёх лет смягчение звуков, которое звучит как сюсюкание, постепенно уходит. Малыш начинает различать использование твёрдых и мягких звуков: дом, лёд, кот, мёд. Также перестают вызывать трудности слова, начинающиеся на йотированные гласные (юла, ёлка, ягода). Активное освоение ждёт звуки [с], [з], [ц]: они сначала опускаются и сменяются на более простые, но ближе к четырём годам эти звуки в мягкой и твёрдой версии произносятся ребенком чисто и в нужные моменты.

Сложнее дела обстоят со звуками [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Им малыши тоже находят замены или вовсе пропускают (лосадь, зук, клють, каова, уитка). Именно эти звуки осваиваются самыми последними.

С трёх до пяти: речь звучит взрослее

С пяти до шести: освоение всех звуков

Первыми сдаются шипящие звуки: [ш], [ж], [щ], [ч]. Дети постепенно перестают искать им замены и начинают безошибочно определять эти звуки и использовать в собственной речи. Следующим осваивается звук [л] и его мягкий аналог. Самым же сложным для освоения становится звук [р], который может появиться только к шести годам, а до этого заменяться или вовсе пропускаться даже в начале слова, создавая знаменитую ыбу, зебыу, жилафа и других несуществующих животных.

Так, ещё до школы, в возрасте 6-6,5 лет, в норме малыши осваивают все звуки русского языка, различают их и правильно используют их в собственной речи.

Помните, что в отличие от замен и пропусков, искаженные аналоги звуков, не существующие в русском языке (например, «французcкий» грассирующий [р] или подобие английского носового [н]) требуют незамедлительной коррекции. Подобные замены невероятно прочно укрепляются в речи детей и никогда не проходит без коррекционных упражнений. В таких случаях мы настоятельно рекомендуем вам обращаться к детским логопедам.

Рекомендации по развитию правильной речи ребенка

Мы уже упоминали, что развитие произношения ребенка и его речи в целом зависит от его физического состояния и обстановки, в которой он развивается, поэтому ваши действия в отношении малыша напрямую влияют на развитие его речи. Какие же моменты следует учитывать?

Внимательно относитесь к здоровью ребенка

Бережно относитесь к здоровью малыша, следите за его физической активностью, ведите дневник наблюдений за ребенком и вносите в него все изменения: стал чаще плакать, меньше ел, спал дольше обычного, начал улыбаться родителям и т.д. Своими наблюдениями регулярно делитесь с педиатром и старайтесь выполнять его рекомендации. Помните, что частые болезни и неврологические нарушения могут влиять на развитие речи малыша.

Рекомендации по развитию правильной речи ребенка

Следите за окружением малыша

Не позволяйте домашним коверкать свою речь при общении с ребенком, фраза «Хто тут такой профнулся и фмотрит на фолныфко?» не принесёт пользы ни эмоциональному, ни речевому развитию ребенка. Также внимательно следите за речью специалистов, которые работают с малышом: не сомневайтесь, что буквально через месяц малыш прекрасно освоит все особенности речи своей няни. Если же нарушения звукопроизношения присутствуют у близких, то стоит обратиться к логопеду и получить рекомендации, как не дать ребенку приобрести схожие нарушения.

Разговаривайте с ребенком

Разговаривать с ребенком, чётко произнося и не искажая слова, нужно с самого рождения. Приучите себя как можно больше проговаривать то, что происходит вокруг пока вы находитесь с малышом: «Мимо едет машина. Машина красная большая, а вот там стоит жёлтая маленькая. Мы идём на остановку и поедем на автобусе. Ваня любит ездить на автобусе?». Когда малыш просит что-то обязательно проговорите с ним, что за предмет он хотел: «Ты хочешь яблоко? Смотри какое яблоко. Вкусное яблоко. Сейчас мама порежет Ване яблоко». Когда вы называете предметы, используете в речи глаголы и прилагательные, речь (а также память, внимание и мышление) ребенка обогащается.

Разговаривайте с ребенком

Посещайте интересные места

Интересные события стимулируют ребенка к разговору. Малыш с удовольствием будет говорить, если ему интересно. Ходите вместе в музеи, парки, посещайте зоопарки и ботанические сады, даже наблюдение за поездом на железнодорожном мосту может стать целым событием в жизни ребенка. Смена обстановки невероятно развивает словарный запас ребенка, ведь где, если не в зоопарке, малыш поймёт, что такое крокодил и как выглядит аист на самом деле.

Уделяйте время развитию мелкой моторики

Уж так устроен мозг человека, что речь не развивается без развития мелких движений рук: лепка, рисование, аппликации, перебор круп и фасовка мелких предметов лишь малая часть занятий, в которых задействована мелкая моторика. Старайтесь регулярно включать подобные занятия в распорядок дня малыша.

Используйте специальные игры для развития речи

Чистоговорки (повторяющиеся слоги, рифмующиеся с последующим предложением, например, «Мар-мар-мар, на носу комар!»), скороговорки и игры для развития фонематического слуха можно использовать дома и на прогулке, в очередь к педиатру и в электричке на дачу. Повторяйте слоги с разными интонациями и голосами разных персонажей, просите ребенка сделать что-то (хлопнуть, топнуть, чихнуть), когда он слышит определённый звук в произносимых вами словах, предложите ему найти вокруг предмет, обозначающийся словом с нужным звуком или слогом.

Развитие правильного звукопроизношения не требует особенных и продолжительных занятий: достаточно регулярно общаться с малышом, внимательно относиться к его здоровью и наполнять его жизнь интересными событиями. В любом распорядке дня можно также найти и 5-10 минут для игр на развитие речи и фонематического слуха.

Выводы

Малыши осваивают звуки родного языка на протяжении всего дошкольного возраста. Вместе с первыми словами произносятся самые простые звуки, а со временем, когда артикуляционный аппарат уже достаточно развит, ребенок начинает произносить сложные согласные, например, [р] или [ж]. Целиком процесс освоения звуков, начиная от младенческого гуления и заканчивая полностью поставленным произношением, может занимать 5-6,5 лет. Организованная среда и родительское внимание способствуют развитию правильной речи ребенка, а регулярные консультации у логопеда и педиатра позволят не допустить нарушений речи у малыша.

Заключение

Речь – это уникальное и невероятно сложное изобретение человечества, благодаря которому появилась наша цивилизация. Неудивительно, что освоение речи занимает у детей не один год и сопряжено с огромным количеством возможных нарушений. К счастью, учёные и педагоги уже многое знают о развитии речи детей, поэтому в большинстве случаев способны эффективно предотвратить нарушение речевого развития.

Обширный опыт отечественных логопедов и психологов и их зарубежных коллег активно используют в своей работе специалисты сети детских Монтессори центров «Созвездие». У нас можно обратиться за консультацией и пройти полную логопедическую диагностику, посещать коррекционные занятия с логопедом или записаться на развивающие занятия по логоритмике для дошкольников.

Запишитесь на консультацию логопеда в Монтессори центре «Созвездие» и будьте уверены, что ваш малыш будет говорить чисто и грамотно!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия