Ни для кого не секрет, что речь ребенка дошкольного возраста только формируется, поэтому сильно отличается от речи взрослого человека. Интуитивно мы понимаем, что звуки, используемые в русском языке, отличаются по сложности их произнесения, а значит и появляются они у детей в разном возрасте. Детский Монтессори центр «Созвездие» собрал основные факты о развитии звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Почему звуки появляются в разном возрасте?
Развитие речи ребенка требует активного включения огромного количество различных процессов: развитие слуха и зрения, памяти, мышления, внимания, тренировка мышц языка и губ. Попробуйте произнести звуки [а] и [р] и сравните насколько больше контроля и умений требует второй звук, в то время как первый произносится без сложных движений языком и губами. Не удивительно, что звук [р] может появиться у ребенка через несколько лет после появления речи, ведь требуется много практики для того, чтобы малыш понял, как произносится и используется такая непростая единица речи.
К сожалению, для постановки сложных звуков некоторым детям может потребоваться и помощь специалиста: особенности анатомии, нечеткая речь самих родителей и другие особенности окружения и развития ребенка могут приводить к тому, что детям нужна особая программа упражнений и контроль со стороны логопеда и врачей.
Встаёт вопрос, как распознать, требуется ли ребенку логопед для коррекции звукопроизношения или нужно просто больше читать и учить стихи? Для этого родителям нужно понять и проанализировать четыре вещи:
-
Общие этапы развития звукопроизношения у детей. Например, звук [c] скорее всего не появится до звука [т], детям до трёх лет простительно смягчать согласные, а звук [р] может сформироваться только к пяти-шести годам.
-
Окружающая обстановка. Малыш в обучении берет за основу речь окружающих людей, поэтому если папа «проглатывает» окончания слов, мама сюсюкается, бабушка картавит, а дедушка шепелявит, у ребенка есть все шансы собрать полный букет нарушений звукопроизношения. Также следует помнить, что малыши, рождённые в билингвальных семьях, склонны смешивать звуки разных языков.
-
Здоровье и особенности анатомии ребенка. Родовые травмы, нарушения слуха, неправильный прикус, необычное строение нёба, а также общая подверженность болезням могут стать серьёзным препятствием на пути освоения речи и зачастую не преодолимы без поддержки специалистов.
-
Особенности воспитания. Малыши, речи которых родители не уделяют достаточного внимания, могут привыкнуть неправильно произносить звуки, а вот те дети, которые получают слишком много замечаний склонны просто пропускать сложные звуки, стараясь лишний раз не нарваться на критику.
Если в одной или нескольких категориях у ребенка наблюдаются сложности (например, малыш сильно отстаёт от возрастных норм или окружён взрослыми с дефектами речи), стоит проконсультироваться у специалистов и получить рекомендации по развитию речи и звукопроизношения малыша.
Помните, любые нарушения развития корректируются легче и быстрее, если работа началась сразу после их появления, поэтому не стоит затягивать визит к детскому логопеду, психологу или врачу, если вас что-то беспокоит в развитии малыша.
Календарь развития звукопроизношения от рождения и до школьного возраста
От рождения до трёх лет: самые простые звуки
Уже в первые месяцы жизни малыш начинает гулить, то есть произносить отдельные звуки без конкретной привязки к предметам и ситуациям. Так, самыми первыми звуками становятся гласные [a], [у], [о], [и], которые затем начинают перемешиваться с простейшими согласными, и мы получаем всем известные [агу], [аги], [ага], [уга] и подобные им предшественники слов.
Примерно в полгода гуление сменяется детским лепетом. Появление лепета родители очень ждут, ведь он является прекрасным индикатором интеллектуального благополучия младенца и отсутствия у него проблем со слухом. Именно детским лепетом называется произнесение цепочек слогов: [мамамама], [папапапа], [бабабаба], [бубубу]. Этот период длится примерно до года, появляются первые простые слова и «заменители» сложных слов: баба, мама, ам-ам (кушать), ав-ав (собака) и т.д.
В течение года (с года до двух лет) малыш уже неплохо изъясняется простыми словами и даже делает небольшие фразы, пытаясь не только назвать предмет, но и описать действия или состояния. Эта практика позволяет малышу научиться чётко произносит гласные звуки и самые простые согласные [к], [п], [б], [т], [д], [г], [м], [н].
С двух до трёх лет малыши уже переходят на изъяснения с помощью простых предложений и усваивают простейшие грамматические правила. В их речи появляются чистые звуки [в], [ф], [ы], [э], [х], [с], [з], [л].
Помните, что до трёх лет совершенно нормальным явлением становится:
-
Смягчение согласных (дёмик, а не домик),
-
Пропускание или замена сложных согласных (лоська или лока вместо ложки).
Ни в коем случае не подражайте таким милым особенностям речи малышей и никогда не сюсюкайтесь с детьми. Этим вы закрепите неправильное произношение звуков, которое впоследствии будет сложно исправить без участия логопеда.
С трёх до пяти: речь звучит взрослее
После трёх лет смягчение звуков, которое звучит как сюсюкание, постепенно уходит. Малыш начинает различать использование твёрдых и мягких звуков: дом, лёд, кот, мёд. Также перестают вызывать трудности слова, начинающиеся на йотированные гласные (юла, ёлка, ягода). Активное освоение ждёт звуки [с], [з], [ц]: они сначала опускаются и сменяются на более простые, но ближе к четырём годам эти звуки в мягкой и твёрдой версии произносятся ребенком чисто и в нужные моменты.
Сложнее дела обстоят со звуками [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Им малыши тоже находят замены или вовсе пропускают (лосадь, зук, клють, каова, уитка). Именно эти звуки осваиваются самыми последними.
С пяти до шести: освоение всех звуков
Первыми сдаются шипящие звуки: [ш], [ж], [щ], [ч]. Дети постепенно перестают искать им замены и начинают безошибочно определять эти звуки и использовать в собственной речи. Следующим осваивается звук [л] и его мягкий аналог. Самым же сложным для освоения становится звук [р], который может появиться только к шести годам, а до этого заменяться или вовсе пропускаться даже в начале слова, создавая знаменитую ыбу, зебыу, жилафа и других несуществующих животных.
Так, ещё до школы, в возрасте 6-6,5 лет, в норме малыши осваивают все звуки русского языка, различают их и правильно используют их в собственной речи.
Помните, что в отличие от замен и пропусков, искаженные аналоги звуков, не существующие в русском языке (например, «французcкий» грассирующий [р] или подобие английского носового [н]) требуют незамедлительной коррекции. Подобные замены невероятно прочно укрепляются в речи детей и никогда не проходит без коррекционных упражнений. В таких случаях мы настоятельно рекомендуем вам обращаться к детским логопедам.
Рекомендации по развитию правильной речи ребенка
Мы уже упоминали, что развитие произношения ребенка и его речи в целом зависит от его физического состояния и обстановки, в которой он развивается, поэтому ваши действия в отношении малыша напрямую влияют на развитие его речи. Какие же моменты следует учитывать?
Внимательно относитесь к здоровью ребенка
Бережно относитесь к здоровью малыша, следите за его физической активностью, ведите дневник наблюдений за ребенком и вносите в него все изменения: стал чаще плакать, меньше ел, спал дольше обычного, начал улыбаться родителям и т.д. Своими наблюдениями регулярно делитесь с педиатром и старайтесь выполнять его рекомендации. Помните, что частые болезни и неврологические нарушения могут влиять на развитие речи малыша.
Следите за окружением малыша
Не позволяйте домашним коверкать свою речь при общении с ребенком, фраза «Хто тут такой профнулся и фмотрит на фолныфко?» не принесёт пользы ни эмоциональному, ни речевому развитию ребенка. Также внимательно следите за речью специалистов, которые работают с малышом: не сомневайтесь, что буквально через месяц малыш прекрасно освоит все особенности речи своей няни. Если же нарушения звукопроизношения присутствуют у близких, то стоит обратиться к логопеду и получить рекомендации, как не дать ребенку приобрести схожие нарушения.
Разговаривайте с ребенком
Разговаривать с ребенком, чётко произнося и не искажая слова, нужно с самого рождения. Приучите себя как можно больше проговаривать то, что происходит вокруг пока вы находитесь с малышом: «Мимо едет машина. Машина красная большая, а вот там стоит жёлтая маленькая. Мы идём на остановку и поедем на автобусе. Ваня любит ездить на автобусе?». Когда малыш просит что-то обязательно проговорите с ним, что за предмет он хотел: «Ты хочешь яблоко? Смотри какое яблоко. Вкусное яблоко. Сейчас мама порежет Ване яблоко». Когда вы называете предметы, используете в речи глаголы и прилагательные, речь (а также память, внимание и мышление) ребенка обогащается.
Посещайте интересные места
Интересные события стимулируют ребенка к разговору. Малыш с удовольствием будет говорить, если ему интересно. Ходите вместе в музеи, парки, посещайте зоопарки и ботанические сады, даже наблюдение за поездом на железнодорожном мосту может стать целым событием в жизни ребенка. Смена обстановки невероятно развивает словарный запас ребенка, ведь где, если не в зоопарке, малыш поймёт, что такое крокодил и как выглядит аист на самом деле.
Уделяйте время развитию мелкой моторики
Уж так устроен мозг человека, что речь не развивается без развития мелких движений рук: лепка, рисование, аппликации, перебор круп и фасовка мелких предметов лишь малая часть занятий, в которых задействована мелкая моторика. Старайтесь регулярно включать подобные занятия в распорядок дня малыша.
Используйте специальные игры для развития речи
Чистоговорки (повторяющиеся слоги, рифмующиеся с последующим предложением, например, «Мар-мар-мар, на носу комар!»), скороговорки и игры для развития фонематического слуха можно использовать дома и на прогулке, в очередь к педиатру и в электричке на дачу. Повторяйте слоги с разными интонациями и голосами разных персонажей, просите ребенка сделать что-то (хлопнуть, топнуть, чихнуть), когда он слышит определённый звук в произносимых вами словах, предложите ему найти вокруг предмет, обозначающийся словом с нужным звуком или слогом.
Развитие правильного звукопроизношения не требует особенных и продолжительных занятий: достаточно регулярно общаться с малышом, внимательно относиться к его здоровью и наполнять его жизнь интересными событиями. В любом распорядке дня можно также найти и 5-10 минут для игр на развитие речи и фонематического слуха.
Выводы
Малыши осваивают звуки родного языка на протяжении всего дошкольного возраста. Вместе с первыми словами произносятся самые простые звуки, а со временем, когда артикуляционный аппарат уже достаточно развит, ребенок начинает произносить сложные согласные, например, [р] или [ж]. Целиком процесс освоения звуков, начиная от младенческого гуления и заканчивая полностью поставленным произношением, может занимать 5-6,5 лет. Организованная среда и родительское внимание способствуют развитию правильной речи ребенка, а регулярные консультации у логопеда и педиатра позволят не допустить нарушений речи у малыша.
Заключение
Речь – это уникальное и невероятно сложное изобретение человечества, благодаря которому появилась наша цивилизация. Неудивительно, что освоение речи занимает у детей не один год и сопряжено с огромным количеством возможных нарушений. К счастью, учёные и педагоги уже многое знают о развитии речи детей, поэтому в большинстве случаев способны эффективно предотвратить нарушение речевого развития.
Обширный опыт отечественных логопедов и психологов и их зарубежных коллег активно используют в своей работе специалисты сети детских Монтессори центров «Созвездие». У нас можно обратиться за консультацией и пройти полную логопедическую диагностику, посещать коррекционные занятия с логопедом или записаться на развивающие занятия по логоритмике для дошкольников.
Запишитесь на консультацию логопеда в Монтессори центре «Созвездие» и будьте уверены, что ваш малыш будет говорить чисто и грамотно!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия