Кризисные периоды случаются у человека на протяжении всей жизни. И это нормально, ведь, по мнению психологов, кризисы – это один из механизмов развития. До школы ребенок проходит через несколько возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 лет. В зависимости от личностных особенностей и ряда внешних обстоятельств эти периоды могут длиться от нескольких месяцев до двух лет. В это время происходит резкий скачок развития, который сопровождается распадом того, что образовалось на предыдущем возрастном этапе. Окружающие ребенка люди замечают, что он становится капризным, непослушным, трудновоспитуемым. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины возрастных кризисов у детей и как они проявляются, а также о том, как себя вести с малышом в это время.
Кризис новорожденности
Причина данного кризиса заключается в том, что малыш из утробы матери попадает в новую среду с совершенно незнакомыми ему условиями жизни. Эта ситуация является стрессовой, ребенок вынужден адаптироваться к этим условиям, мобилизуя все свои силы. Для того чтобы помочь малышу успешно пройти через этот кризисный период, необходимо постоянно находиться с ним рядом и по возможности удовлетворять все его потребности вовремя (кормить, купать, менять подгузники, брать на руки). Очень важен тесный физический контакт.
В этом возрасте закладывается базовое доверие или недоверие ребенка к миру. Если рядом с малышом нет человека, который постоянно о нем заботится, это может отразиться на его поведении в будущем.
Мама и ребенок в этот период имеют симбиотическую связь: они чувствую друг друга на глубинных уровнях. Поэтому для эмоционального благополучия малыша нужно, чтобы и мама была спокойна. Все переживания и беспокойства так или иначе сказываются на ребенке. Основным психическим новообразование в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение. Примерно в 1,5 месяца у малыша появляется так называемый «комплекс оживления», то есть эмоциональная реакция на взрослого. Видя маму или другого близкого человека, ребенок улыбается, начинает двигать ручками и ножками, издает звуки. Впоследствии его реакции становятся более дифференцированными и зависящими от ситуации.
Кризис 1 года
Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.
Кризис первого года жизни – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Проявите терпение и постарайтесь спокойнее воспринимать капризы крохи.
В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.
Кризис 3 лет
По мнению большинства психологов, кризис 3 лет является одним из самых трудных периодов детства. Иногда он просто застает родителей врасплох. Ведь очень быстро из послушного и «воспитанного» малыш превращается в своенравного, упрямого и капризного ребенка.
Возрастные кризисы могут иметь различную интенсивность. В зависимости от характера малыша и взаимоотношений внутри семьи проявления кризиса могут иметь различную интенсивность. Но основные признаки кризиса у всех одинаковы. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделил следующие симптомы кризиса 3 лет:
- Негативизм (негативные реакции на любые просьбы взрослых);
- Упрямство (даже если малыш внутри хочет согласиться с Вами, ему очень тяжело это сделать);
- Строптивость (отторжение сложившихся правил);
- Обесценивание (то, что раньше нравилось ребенку, теряет свою ценность);
- Своеволие (ребенок трех лет хочет все делать сам);
- Бунт (конфликтность, вызывающее поведение);
- Деспотизм (стремление к власти над окружающими).
Трехлетний ребенок уже может действовать вопреки своим непосредственным желаниям. Его поведение связано не с его потребностью, а с отношениями со взрослыми.
Причина кризиса 3 лет – становление «Я» ребенка. Примерно в этом возрасте малыш начинает отделять себя от внешнего мира. Трехлетка стремится к самостоятельности и отдаляется от взрослых, устанавливая с ними новые, более глубокие межличностные отношения.
Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается и устраивает истерики. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе.
Маленький ребенок не может самостоятельно справиться с сильными эмоциями. Только присутствие близкого человека рядом, поддержка и принятие с его стороны позволяют малышу чувствовать себя в безопасности и высвободить свои эмоции.
Это, однако, не означает, что в жизни ребенка не должно быть запретов. Они нужны (к примеру, нельзя залезать на подоконник или совать пальцы в розетку), но их не должно быть слишком много. Чтобы это было осуществимо, необходимо создать для ребенка максимально безопасную среду дома, убрав из зоны его доступности опасные предметы. В тех ситуациях, когда это возможно, предоставьте малышу свободу и позвольте ему быть самостоятельным. Если Вы видите, что у ребенка что-то не получается, не спешите делать всё за него. «Помоги мне сделать это самому», - так звучит девиз Монтессори-педагогики. Но иногда бывают ситуации, когда малыш требует невозможного: например, хочет рубить дрова, как папа. Тогда можно предложить ему на выбор пару других альтернативных занятий (помочь папе отнести поленья или складывать их в тележку). Так ребенок, скорее всего, почувствует, что он сам принял решение и истерики удастся избежать.
Выводы
Возрастные кризисы – это особые и очень важные периоды, во время которых малыш активно развивается. Причину кризисов в общем виде можно обозначить как несоответствие условий (психологических, социальных), в которых живет ребенок, его потребностям. Взрослым нужно стараться с пониманием и терпением относиться к «симптомам» кризисов у детей, ведь, несмотря на все капризы, упрямства и стремление к самостоятельности, малышу очень важна поддержка близкого человека.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» проводятся развивающие занятия для детей от 8 месяцев до 7 лет. Следуя принципам Монтессори-педагогики, наши специалисты бережно и уважительно относятся к каждому малышу, создавая условия для их разностороннего развития. А Монтессори-среда дает детям возможность в полной мере проявить свою самостоятельность, что очень важно для ребенка, который переживает период кризиса. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария