Свобода достаточно часто понимается как вседозволенность, разгул и анархия - ничем и никем не ограниченная воля. Уже в первой своей книге Монтессори пояснила, что её понимание свободы не имеет никакого отношения к свободе социальной. Прежде всего её интересует независимость ребёнка от воли взрослого. Человек независим, когда он умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной посторонней помощью.
Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости, которой ребёнок в детских садах Монтессори проникается в первые же месяцы после прихода в группу.
Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое следствие независимости, которой ребёнок в детских садах Монтессори проникается в первые же месяцы после прихода в группу.
Такая свобода действий позволяет ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребёнка. Более того, специально подготовленная среда поощряет деятельность детей, стимулируя их осознанный выбор того или иного действия. По мнению Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребёнок сам строит себя как личность.
Вместе с тем, у Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита права ребёнка на индивидуальность, на принятие самостоятельного, ответственного решения. Малыш воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. Конечно, с таким ребёнком труднее. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен не только поражать взрослых открытиями, но и сотрудничать с ними.
Только сотрудничество это происходит не так, как хочет сильная сторона - взрослый, а так, как договорились взрослый и ребёнок, приняв общие правила взаимодействия.
Только сотрудничество это происходит не так, как хочет сильная сторона - взрослый, а так, как договорились взрослый и ребёнок, приняв общие правила взаимодействия.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения
Малышева Евгения