Время – это сложное абстрактное понятие, которое зачастую дается малышам нелегко. До определенного момента у ребенка и вовсе практически отсутствует чувство времени: он не может сказать, какое сейчас время суток, сколько времени он играл, через сколько пора идти спать и так далее. Если Вы хотите развить у малыша самостоятельность и умение планировать свои действия, познакомьте ребенка с понятием времени и научите его определять время по часам. О том, как это сделать, читайте в нашей статье.
Как дать ребенку понять, что такое время?
Мышление маленьких детей – не такое как у взрослых. Малышам сложно воспринимать абстрактные понятия. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, которое доминирует в этом возрасте, напрямую связано с восприятием. Поэтому чтобы дать понять ребенку, что такое время, нужно показать малышу реальные жизненные примеры, демонстрирующие его течение.
У детей до 2 лет отсутствует чувство времени. Секунда, час, год – все эти слова ничего не значат для малыша.
В 2-2,5 года можно знакомить ребенка с понятием времени. Попробуйте начать с категорий «сначала» и «потом». Постарайтесь описывать свои действия, используя эти слова, например, «сначала мы погуляем, а потом будем обедать» или «сейчас мы купим молоко, а потом выпьем его перед сном». Постепенно малыш поймет, что этими словами Вы обозначаете моменты времени в настоящем и будущем. Еще лучше если Вы будете подкреплять свои слова наглядным материалом. Используя карточки с предметными или сюжетными изображениями, можно придумывать с малышом целые истории.
Подбирайте те примеры, которые наиболее интересны и понятны малышу, сделайте простой и наглядный материал. Вплетая временные категории в игры и обыденные действия, Вы помогаете малышу научиться ориентироваться во времени.
Прошлое, настоящее и будущее
Когда ребенок уже хорошо понял значение слов «сейчас» и «потом», можно дать малышу более обширное представление о таких категориях времени, как прошлое, настоящее и будущее. Объясните ребенку: «вчера мы ходили на карусели – это прошлое», «сейчас мы читаем книгу – это настоящее», «скоро мы поедем к бабушке – это будущее».
Хорошим способом помочь ребенку познакомиться с понятием прошлого может стать рассматривание семейного альбома. Покажите малышу, каким он был маленькими, как вы вместе проводили время. На примере событий собственной жизни ребенок быстро поймет, что то, что было раньше – это прошлое, а то, что происходит сейчас – это настоящее. Мечтайте вместе с ребенком, представляйте, каким он будет, когда вырастет – так малыш осознает, что такое будущее.
Изучаем время суток
Лучше всего в изучении времени суток помогает режим дня. Дети обычно быстро запоминают, что ночью мы спим, утром просыпаемся и т.д. Можно нарисовать вместе с ребенком целую схему, на которой изображены действия, характерные для утра, дня, вечера и ночи. Еще одна идея - сфотографировать малыша во время основных режимных моментов, а потом попросить ребенка разложить фотографии в правильной последовательности.
Когда малыш освоит понятия времени и запомнит их названия, можно переходить к изучению часов.
Как научить малыша определять время по часам
Чтобы начать учить ребенка определять время по часам, необходимо чтобы он умел считать хотя бы до 10. Иначе объяснить малышу, что минута состоит из 60 секунд, а час из 60 минут будет очень трудно. Помимо этого ребенок должен понимать значение понятий «половина», «до» и «после».
Чтобы детально показать крохе, как устроены часы, можно смастерить их самостоятельно. Для этого Вам понадобятся картон, циркуль, канцелярская кнопка и фломастеры. Пусть малыш примет активное участие в их создании (например, сам разукрасит часы или вырежет циферблат). С помощью таких часов изучение времени можно с легкостью превратить в интересную игру.
Нет универсального способа, как научить ребенка пользоваться часами. Однако успех точно будет зависеть от того, насколько малыш заинтересован и замотивирован получить новое знание. Вот основные этапы обучения:
- Разбор часов, изучение основных деталей и механизма работы. Покажите ребенку циферблат, стрелки и объясните, для чего они нужны. Расскажите, что короткая стрелка показывает часы, а длинная – минуты.
- Пробуем определять час по стрелке.
- Тренируемся определять полчаса. Малыш должен постараться запомнить, что если минутная стрелка показывает на цифру 6, то прошла половину часа – 30 минут.
- Изучать минуты лучше уже в школьном возрасте, так как нужно считать до 100, иначе ребенку будет сложно понять, например, почему минутная стрелка показывает на цифру 7, но это означает 35 минут.
Закрепить умение определять время можно с помощью специальных пособий:
- «Учимся определять время. Час и полчаса» (издательство МИФ, серия KUMON);
- «Учимся определять время. Минуты» (издательство МИФ, серия KUMON);
- «Веселые часы. Определяем время» (издательство Machaon, серия «Умные книжки»);
- «Учимся определять время. Тетрадь с наклейками» (К. В. Шевелев);
- «Учусь определять время» (издательство «Эксмо-Пресс», серия Gakken).
Рабочие тетради включают в себя различные задания, построенные по принципу «от простого к сложному». Большинство из них рассчитано на возраст от 4-5 лет.
Выводы
Объяснить ребенку, что такое время – задача не из легких. Начинайте с изучения больших временных категорий, таких как прошлое, настоящее и будущее, времена года, и постепенно переходите к более мелким – времени суток, часам, минутам. После того как ребенок поймет их значение, можно приступать к определению времени по часам. Используйте увлекательные игры и яркие наглядные пособия, тогда Ваш малыш обязательно всему научится.
Заключение
Многие дети дошкольного возраста испытывают трудности не только с определением времени по часам, но и, в принципе, обладают неразвитым чувством времени. Малыши, за которых все решают и планируют родители, не испытывают потребности знакомства с часами. Однако очень важно развить в ребенке самостоятельность, так как эта черта позволит ему быть успешным в будущем. В детском Монтессори-клубе «Созвездие» созданы все условия не только для познавательного развития детей, но и для формирования у них таких важных личностных качеств, как любознательность, инициативность и ответственность. Растите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана