Методики раннего развития Монтессори: разбираемся с аргументами «против»

Методики раннего развития Монтессори: разбираемся с аргументами «против»

Что делать, если члены семьи не разделяют вашего интереса к альтернативному образованию детей и считают занятия ненужными и вовсе вредными? Как объяснить преимущества методики развития Монтессори? Что противопоставить аргументам в духе «в наше время никаких Монтессори не было» и «рано ещё о развивающих занятиях думать»?

В этой статье мы подготовили разбор распространённых предубеждений о методе Монтессори для самых маленьких детей.

Какое раннее развитие? Он еще ползать (ходить, говорить) не научился!

Этот аргумент популярен среди людей, которые представляют себе занятия как принудительное усаживание ребенка за парту и обучение его письму, чтению и паре иностранных языков с пелёнок.

В реальности Монтессори методика для детей раннего возраста следует за интересом ребенка и ставит во главу угла сенсорное развитие малыша и повышение его самостоятельности в бытовых вопросах. Внимание уделяется самым простым задачам: развить координацию, уверенно держать предметы разной формы и размера, научиться пользоваться застёжками, крышками и столовыми приборами, приручить даже самые непослушные предметы одежды, познакомиться с разными звуками, цветами и текстурами, освоить первые материалы для творчества, заложить основы логического мышления.

Разве эти навыки не заслуживают внимания?

Монтессори - это неэффективная методика раннего развития. В других подходах трехлетки уже читают свободно, а здесь только шнурки завязывают

Противоположное мнение о детском развитии – это убежденность, что до трёх лет важно как можно активнее стимулировать обучение ребенка. Приверженцы подхода гордятся тем, как быстро ребенок научился читать, считать, писать, играть в шахматы и меньше обращают внимания на эмоциональное развитие и самостоятельность малыша.

Никто не спорит, что невероятно пластичный детский мозг вполне способен освоить подобные навыки, но Монтессори педагоги считают, что раннее развитие должно быть направлено в первую очередь на знакомство ребенка с многообразием мира, развитие уверенности в себе, бытовой самостоятельности и основ логики. Уже позже на этой основе ребенок с удовольствием освоит грамоту и различные науки.

Методика раннего развития детей Монтессори направлена на равномерное и всестороннее развитие ребенка и способствует психологическому здоровью детей. Приверженцы метода не пытаются ускорять развитие и удивлять кого-то ранними результатами, не принуждают детей и позволяют им осваивать новые навыки в своем темпе.

Неужели без специальных методов развития ребенок не научится вещи в руках держать и ботинки расстегивать?

Рано или поздно точно научится, вопрос только в том, насколько легко и с удовольствием малыш будет это делать и разовьётся ли у него стремление и дальше познавать новое.

Мария Монтессори всегда говорила, что развитие ребенка начинается с рождения. Необходимыми компонентами развития детей до года являются:

  • Родительская любовь и забота,
  • Соблюдение режима дня, кормления и процедур ухода,
  • Предоставление свободы движения для раннего развития координации,
  • Общение с миром и разнообразный сенсорный опыт.

Первое время уютный дом и крепкая семья действительно могут предоставить малышу всё необходимое. Но вот ребенок становится всё активнее и любознательнее, и маме нужно выдумывать всё новые и новые способы занять кроху.

Где взять идеи для занятий? Как понять, что сейчас нужно ребенку? Когда предложить новый материал? Как правильно вести себя, если ребенок не справляется с задачей? Как относиться к капризам и истерикам?

Занятия по методике раннего развития Монтессори примерно от 1 года – это в первую очередь обучение родителей позитивному взаимодействию с малышами. К сожалению, привычные для нас «дедовские» способы воспитания зачастую абсолютно неэффективны, а методика Марии Монтессори для раннего возраста позволяет на практике показать современные альтернативы.

Монтессори разрабатывала свой метод для развития проблемных детей, а у нас ребенок нормальный

Действительно идея методики развития возникла у Марии Монтессори во времена работы с особенными детьми. Однако она показала, что именно обедненная больничная среда, где росли малыши, могла быть причиной их отставания в развитии, ведь эти дети были лишены книжек и игрушек, да и обращались с ними отстраненно и холодно. Возможно, будь у этих детей всё необходимое, не было бы и отставания.

Монтессори разрабатывала свой метод для развития проблемных детей, а у нас ребенок нормальный

К тому же свой метод развития Монтессори опробовала и на совершенно нормальных детях в садике, который получил название «Дом Ребенка». Именно там она подтвердила эффективность подхода и разработала знаменитый на весь мир дидактический материал. Еще при жизни автора подход стал пользоваться популярностью, Мария путешествовала по миру с лекциями и сама основала первые ассоциации педагогов, использующих её подход. В 21 веке развивающая методика Монтессори успешно применяется при обучении как детей с особенностями развития, так и абсолютно здоровых малышей, а сообщество психологов и педагогов неустанно совершенствует подход.

В наше время никаких методов развития Монтессори не было, и выросли нормальными людьми!

В истории нет сослагательного наклонения, поэтому сложно сказать, как бы изменилась жизнь, если бы вы сами или ваши родители посещали не обычную школу, а Монтессори-класс. Тем не менее, существует масса исследований, которые показывают, что раннее развитие ребенка по Монтессори делает малыша любознательнее и увереннее в себе, он раньше становится самостоятельным, реже склонен следовать за большинством и чаще опирается на собственные знания.

Да, когда-то ваш малыш станет взрослым человеком, найдет работу и будет жить самостоятельно вне зависимости от выбранных вами методов воспитания. Вопрос в том, как часто он будет с улыбкой вспоминать своё детство? Продолжит ли он смотреть на всё полными восторга глазами? Сохранит ли доверие к миру? Будет ли он любить себя и заботиться об окружающих?

Раз все методички уже прописаны, возьми книжку и занимайся с ребенком. Зачем в какие-то детские центры ходить?

Использовать принципы позитивного родительства и организовывать пространство по методу развития Монтессори не только можно, но и нужно. Почти все родители наших воспитанников с удовольствием посещают родительские собрания и читают много книг, чтобы понять, принять и использовать принципы Монтессори, однако, только самостоятельного погружения в тему недостаточно:

  • Нам сложно отследить и оценить собственное поведение: мы часто не отдаём себе отчет в действиях, которые совершаем автоматически. Своевременный совет педагога даст эмоциональную подпитку, поможет улучшить взаимодействие семьи с малышом и позволит использовать методику развития Монтессори в полной мере
  • Ребенку важна смена обстановки: детский центр станет для малыша целым новым миром со своими возможностями и порядками
  • В детском центре можно найти друзей по интересам: встречи с другими семьями полезны всем участникам, ведь пока малыши постигают азы общения со сверстниками, родители могут обменяться идеями и найти поддержку в лице других мам и пап
  • Мария Монтессори считала, что раннее развитие ребенка очень зависит от качества окружающей его среды. Именно поэтому на занятиях используется огромное количество высококачественного дидактического материала и оборудования: деревянные наборы, качественные книги и материалы для творчества, специальная фурнитура. Мало кто сможет похвастаться такой коллекцией у себя дома.
  • Для малышей от 2 лет есть возможность посещения мини-садика, а значит, у родителей появляется чуть больше свободного времени без ущерба для развития ребенка

Всё равно всё зависит от педагога: хорошему педагогу никакие методики не нужны, чтобы обеспечить развитие ребенку

Сложно не согласиться с таким утверждением, действительно хочется найти для ребенка наставника, который любит детей и знает, как стать для них другом. Остаётся вопрос, как найти такого педагога, ведь метод проб и ошибок может слишком дорого обойтись.

Всё равно всё зависит от педагога: хорошему педагогу никакие методики не нужны, чтобы обеспечить развитие ребенку

Педагог раннего развития по методу Монтессори долго учится и стажируется, перед тем как ему доверят самостоятельно вести группу. Сложная система подготовки отсеивает немотивированных сотрудников, оставляя только тех, кто хочет работать с детьми и заинтересован в качестве своей работы. Ни для кого не секрет, что и система материального и нематериального поощрения сотрудников в Монтессори центрах развита гораздо лучше, чем в обычных садиках.

На занятиях по методике Марии Монтессори детям всё разрешается, поэтому у ребенка возникнут проблемы с поведением, он не будет слушаться родителей и учителей

Такое мнение тоже часто приходится слышать от людей, которые плохо себе представляют, как устроены занятия по методике раннего развития детей Монтессори.

Во-первых, правила и ограничения на занятиях есть всегда. Даже от самых маленьких детей ожидают уважения к другим малышам, взрослым, а также бережного отношения к любым предметам и материалам.

Во-вторых, несмотря на то, что привычные запреты, наказания и выговоры на занятиях не применяются, педагоги внимательно следят за дисциплиной и задают детям рамки. Воспитанники запоминают правила в стихотворной форме и с удовольствием пересказывают их ребятам помладше, а в случае если дети ругаются или оставляют после себя беспорядок, педагог мягко останавливает ребенка, напоминает правила и помогает решить проблему.

На занятиях по методике Марии Монтессори детям всё разрешается, поэтому у ребенка возникнут проблемы с поведением, он не будет слушаться родителей и учителей

Очень интересный «побочный эффект» от занятий по методике развития Марии Монтессори – это отсутствие у детей страха наказания. Так как педагоги не стыдят, не наказывают и не принуждают детей, выпускники Монтессори групп чувствуют себя свободнее в общении с взрослыми: они могут спросить, почему им что-то запретили или зачем выполнять то или иное действие. Очень часто такую смелость люди далекие от педагогики принимают за невоспитанность.

Выводы

Как и любая другая нестандартная методика раннего развития, Монтессори вызывает много вопросов и недоверие у людей, привыкших к другим системам воспитания. Особенности подхода быстро превратились в страшные легенды о неуправляемых детях и несоответствующих развитию малышей заданиях.

Безусловно, качество результата сильно зависит от профессионализма педагогов и мотивации родителей: при соблюдении рекомендаций по организации занятий методика Марии Монтессори становится увлекательным, ненасильственным и эффективным способом раннего развития детей. Это проверено не на одном поколении учеников и подтверждается педагогами и психологами по всему миру.

Заключение

Человеку свойственно относиться к новому с недоверием, особенно когда это как-то касается здоровья и счастья детей. Сотрудники детского Монтесори центра «Созвездие» прекрасно понимают все опасения родителей, связанные с принятием решения в пользу альтернативной системы образования.

Для того чтобы взвесить все за и против, мы приглашаем малышей и их родителей на бесплатное пробное занятие. Вы сможете познакомиться с нашим центром и его сотрудниками, оценить насколько методика раннего развития Монтессори подходит именно вашему ребенку, задать все интересующие вопросы. Записывайтесь на пробное занятие по телефону или через форму на сайте. Мы ждём вас в гости!

 

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения