В каком возрасте отдавать ребенка в школу?

В каком возрасте отдавать ребенка в школу?

По законодательству РФ зачисление в первый класс должно происходить в возрасте от 6,5 до 8 лет. Возможны исключения, но именно на эти временные рамки стоит ориентироваться при записи ребенка в школу. Для многих родителей старших дошкольников вопрос, во сколько лет отдать ребенку в школу, является чрезвычайно актуальным. Особенно тяжело это решение обычно дается тем, чьи малыши родились в зимне-весенний период, так как перед ними встает выбор – отправить ребенка в школу в 6,5 или в 7,5 лет. В данной статье мы расскажем Вам о таких показателях, как физическая, психологическая и специальная готовность к школе. Наблюдая за своим малышом, Вы сможете понять, справится ли он со школьной нагрузкой или же стоит повременить еще год.

Физическая готовность к школе

К физической готовности к школе относится:

  • Общий уровень физического развития, состояние здоровья;
  • Развитие органов чувств и соответствующих систем анализаторов (зрение, слух и т.д.)
  • Развитие крупной моторики (в частности, основных движений, таких как бег, прыжки);
  • Развитие мелкой моторики (готовность руки к письму).

Поступление в школу ведет за собой увеличение нагрузок на ребенка, в том числе и физической. Смена режима дня, длительное сидение за партой могут быть оказаться опасными для неокрепшего организма. Специалисты советуют обратить особое внимание на возможные проблемы с опорно-мышечным аппаратом, нервной системой, зрением и пищеварением. Именно эти группы органов обычно подвержены наибольшему риску у школьников. Проблемы со здоровьем являются серьезным поводом задуматься, стоит ли торопиться с поступлением в школу. Возможно, этот момент стоит отложить и максимально заняться здоровьем малыша.

Если у ребенка есть хронические заболевания, то врач должен принимать активное участие в решении, в каком возрасте малышу будет лучше поступить в школу.

Физическая готовность к школе

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к обучению в школе – это уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной программы. О степени психологической готовности к школе можно судить по нескольким критериям:

Критерий

Описание

Личностная готовность

  • Принятие «позиции школьника»;

  • Самостоятельность;

  • Умение общаться, работать в коллективе.

Интеллектуальная готовность

  • Способность учиться и усваивать новый материал;

  • Умение анализировать информацию и делать выводы;

  • Ориентирование в пространстве и времени;

  • Достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Эмоционально-волевая готовность

  • Произвольность психических процессов (самоконтроль, умение следовать инструкции и действовать по образцу);

  • Стремление преодолевать трудности и достигать желаемого результата;

  • Эмоциональные свойства личности (умение сопереживать, эмоциональная устойчивость и т.д.).

Возраст ребенка – далеко не самый главный показатель его готовности к школьному обучению. При подготовке к школе необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша, оценивать степень его эмоциональной зрелости, а также мотивационную и интеллектуальную готовность.

Психологическая готовность к школьному обучению

Одним из самых главных показателей психологической готовности ребенка к школе является сформированность внутренней позиции школьника, которая выражается в желании учиться, а также в потребности взаимодействовать со взрослыми на новом уровне. На мотивацию учения большое влияние оказывают родители и другие значимые взрослые, которые могут способствовать развитию познавательного интереса играми, беседами, занятиями. Если к 6,5 – 7 годам у малыша отсутствует желание идти в школу или имеются существенные трудности в обучении, стоит обязательно проконсультироваться со специалистом. Психологи детского развивающего Монтессори-центра «Созвездие» помогут определить причину проблемы и выстроить индивидуальную программу коррекции и развития.

По мнению Марии Монтессори, дошкольникам присуще естественное стремление узнавать новое, исследовать мир вокруг. Угасание познавательного интереса может быть признаком тяжелых внутренних переживаний или проблем со здоровьем.

Детям 6-7 лет приходится прилагать значительные усилия, чтобы быть включенным в образовательный процесс в течение всего учебного дня. Чтобы быть успешным, первоклассник должен быть сосредоточенным, внимательно слушать учителя, запоминать информацию, а также выполнять иногда рутинную и не очень интересную работу (например, задания в прописях). Для этого у малыша должна быть достаточно развита произвольность, то есть умение следовать правилам, способность контролировать свое поведение и психические процессы. Произвольная регуляция активно формируется в дошкольном возрасте благодаря специально организованным занятиям, а также в ходе сюжетно-ролевых игр, в которых ребенку необходимо действовать по правилам.

Детям с дефицитом внимания, гиперактивностью, истощаемостью или выраженной тревожностью бывает очень трудно контролировать свое поведение, им приходится прикладывать чрезвычайно много усилий, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к ним школой. Таким детям необходимо особое внимание со стороны родителей, а также помощь специалистов.

Детям с дефицитом внимания

Специальная готовность к школе

К этому пункту относятся умение писать, читать и считать. Наилучшим способом научить этому дошкольника является игра. Основная задача взрослого – заинтересовать малыша, дать ему понять, что чтение, письмо и счет могут быть увлекательными. Это можно сделать, создав игровую ситуацию, которая будет интересна ребенку (например, играем в стирку, почту, школу), или используя нестандартный игровой материалы (крышечки, карточки, наклейки). В этом случае, играя, ребенок незаметно для себя будет находиться в процессе обучения.

Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям, необходимо предлагать ему разнообразные упражнения и стараться гармонично вплетать их в обыденную жизнь.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что так называемые «специальные» навыки играют не главную роль в определении готовности ребенка к школе. Безусловно, неподготовленный малыш может столкнуться с большими трудностями в первом классе, если он не будет в достаточной степени обладать перечисленными навыками, однако имея высокий уровень мотивации и познавательного развития, ребенок сможет быстро догнать сверстников.

Специальная готовность к школе

Выводы

Иногда спрогнозировать к какому возрасту ребенок будет способен справиться со школьными нагрузками, а главное – когда он сам захочет учиться и ему будет это интересно, бывает нелегко. Некоторые дети обретают все необходимые качества уже к 6 годам, другие готовы к школе к 7,5. Чтобы принять взвешенное решение, готов ли малыш к обучению в школе, нужно постараться объективно оценить, в какой степени развит каждый из компонентов готовности к школе (физическая, психологическая и специальная готовность). Если уровень развития ребенка по большинству пунктов достаточно высок, то можно говорить о том, что малыш готов к школе.

Выводы

Заключение

Специально для детей 6-7 лет в детском Монтессори-клубе «Созвездие» открыт курс «Экспресс-подготовка к школе». Подготовительные занятия охватывают все необходимые cферы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счёт, чтение, письмо, расширение словарного запаса, познавательное и творческое развитие, а также готовят малышей к общению в школьном коллективе. Наши выпускники полностью готовы к школе, а само обучение дается им легче и проходит успешнее. Ждём Вашего малыша на наших занятиях!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения