Большинство современных родителей придерживаются позиции, что детей нужно как можно больше хвалить, чтобы поддерживать их самооценку и мотивацию достижения. По мнению психологов, правильная похвала действительно очень важна для малыша и является мощным мотивирующим фактором. Но иногда взрослые злоупотребляют формальной похвалой, в результате чего дети начинают воспринимать ее как должное и в некоторой степени становятся зависимыми он нее. В этой статье мы хотим поговорить с Вами о том, чем опасно слово «молодец», а также когда и как хвалить ребенка, чтобы это приносило ему только пользу.
Зачем нужно хвалить детей?
Каждый человек в той или иной степени получает удовольствие, когда его хвалят. Для маленьких детей похвала служит индикатором того, что он делает что-либо правильно. Вовремя произнесенная похвала помогает малышу поверить в свои силы и продолжить свои начинания. Для застенчивого ребенка похвала особенно важна, так как она создает основу для позитивной Я-концепции.
Дошкольники во многом узнают о себе со слов взрослых, поэтому для гармоничного развития личности очень важно принятие и поддержка.
Как не стоит хвалить ребенка, или чем опасно слово «молодец»
Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Чем же опасна формальная похвала?
-
Манипуляция. В настоящий момент популярна точка зрения, что ребенок гораздо более восприимчив к похвале, чем к наказаниям и критике. Такой подход действительно наиболее щадящий для психики дошкольников. Но придерживаясь современных тенденций, многие родители злоупотребляют похвалой в воспитательных целях и хвалят ребенка за каждое «правильное» действие. В результате похвала, возможно, неосознанно, становится способом манипуляции ребенком. Психологи называют такую тактику «подслащенным контролем», то есть стремлением сделать так, чтобы малыш соответствовал ожиданиям взрослых.
-
Снижение уровня притязаний. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции похвалы. И чтобы не потерпеть неудачу, ребенок, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития.
-
Формирование зависимости от похвалы. Если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.
-
Потеря удовольствия от процесса. Ребенок заслуживает право на собственные эмоции и гордость за свои достижения. Но каждый раз, когда взрослый говорит малышу «молодец» или «умница», он транслирует ребенку, что он должен чувствовать. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от своих успехов. Гораздо лучше, если малыш воскликнет «У меня получилось!», чем «Ну как? Нравится?».
По мнению М. Монтессори, самой сильной мотивацией в детском возрасте является естественная потребность ребенка в познании. Для того чтобы замотивировать ребенка, не нужны оценивающие слова: достаточно лишь дать ему в руки новый незнакомый предмет.
Как хвалить ребенка, чтобы ему не навредить?
Похвала – это естественная реакция родителей на успехи ребенка. Чаще всего, хваля малыша, взрослые хотят таким образом поддержать его начинания, придать сил и выразить свое одобрение. Однако злоупотребление похвалой может привести к плачевным последствиям, о которых мы говорили ранее. Чтобы Ваша похвала достигла свое истинной цели и стала для ребенка мощным мотивирующим фактором, мы рекомендуем Вам придерживаться следующих принципов:
-
Будьте искренними. Дети чувствуют наигранность, поэтому неискренняя похвала может негативно отразиться на самооценке малыша и ваших с ним взаимоотношениях.
-
Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить ребенка (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).
-
Используйте безоценочные высказывания. Скажите то, что Вы видите: «Твой рисунок очень яркий», «Ты сам надел футболку», «Ты быстро справился с этим заданием». Так Вы сможете дать малышу понять, что Вы заметили его действия, но не будете навязывать ему свою оценку происходящего.
Важно различать слова оценки и слова поддержки. Используя слова из первой категории («Молодец!», «Здорово», «Красиво!») мы даем свою оценку действиям ребенка, тем самым как бы выступая в роли судьи. В то же время при помощи слов-поддержки («Мне это нравится», «По-моему, очень интересно!») мы описываем свои чувства по поводу происходящего, что более значимо для ребенка.
-
Не хвалите малыша за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить ребенка критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.
-
Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.
-
Задавайте вопросы: «Как ты думаешь, ты сегодня хорошо постаралась?», «Что тебе больше всего запомнилось в твоем выступлении?» и так далее.
-
Остерегайтесь хвалить малыша за то, что он и так любит или хорошо умеет делать. Не стоит заменять похвалой естественные источники мотивации, такие как стремление к успеху или познавательный интерес.
-
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Похвала-сравнение вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у малыша что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.
Выводы
В последнее время многие родители придерживаются мнения, что детей в воспитательных целях детей нужно не ругать, а как можно чаще хвалить. Самой распространенной похвалой является слово «Молодец!», которое произносится по поводу и без. В этой статье мы рассказали Вам, чем может быть опасно злоупотребление оценочными высказывания, особенно если они обобщенные и касаются личности, а не конкретных действий малыша. Похвалу нужно использовать с умом, и не забывать, что дети зачастую нуждаются не в похвале, а в безусловном принятии и поддержке.
Заключение
В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» правила похвалы соблюдаются особенно пристально. Монтессори-педагоги чутко относятся к каждому ребенку, поэтому от них нельзя услышать просто «Молодец!». Похвала должна быть искренней и конкретной («Мне нравится, как ты аккуратно написал эту букву»). На занятиях исключены любые сравнения малыша с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику ребенка («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – не препятствовать естественной познавательной мотивации малышей и бережно направлять их деятельность, если это необходимо. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария