Правила взаимоудобной жизни

Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Эти правила - для всех, кто приходит в группу: детей, родителей, посетителей.

Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня её позиция подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребёнка. Его нельзя наказывать, но и награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть, поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребёнка получилось лучше, чем вчера или два часа назад.

Сама идея выработки определённых правил, делающих жизнь в группе удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных периодов. Оказалось, что в эти периоды ребёнок без серьёзных усилий способен учиться определённым вещам. Эти отрезки в жизни ребёнка коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка - ребёнок крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения.
 
Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней педагог предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом педагог просит всех замолчать и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Так дети сами понимают неудобство такого общения и вместе со взрослым находят удобный вариант взаимодействия. Например: “Если я хочу что-то сказать, я поднимаю руку”, или: “Если мы хотим друг друга услышать, то говорим по одному”. И так далее.

Педагог всё время терпеливо напоминает о правилах и подчёркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться.

Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребёнка: “У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу,) как надо”. Дети, как известно, с большей охотой учатся друг у друга.

Таким образом, предлагая некоторые рамки, разумные ограничения Мария Монтессори расходится не только со сторонниками свободной педагогики, но и со сторонниками строгой дисциплины. Вместе с тем дети в её группах в процессе познания мира с видимым удовольствием работают с дидактическим материалом, всегда активны и любознательны. Младшие дети получают в лице старших своеобразных наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для старших не меньше - они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека.

Запись на БЕСПЛАТНОЕ ПРОБНОЕ ЗАНЯТИЕ