Узнайте о летних группах, в том числе на полный день! Позвоните или напишите нам в WhatsApp:
Агрессивное поведение и эмоциональное развитие ребенка
Эмоциональное развитие ребенка - один из наиболее важных аспектов в формировании личности, а также важный инструмент, способствующий предотвращению возможных проявлений агрессии в будущем.
Многие родители сталкиваются с проблемами, вызванными агрессивным поведением их ребенка. Зачастую мамы и папы просто опускают руки, не в состоянии справиться с такими необузданными проявлениями их любимого малыша. Помочь родителям и детям в этой ситуации можно, если разобраться с глубинными причинами такого поведения.
Известно, что вероятность проявлений агрессивного характера обусловлена в первую очередь отклонениями в развитии эмоциональной сферы. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения можно проводить посредством коррекции эмоциональной сферы детей, обучая их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, обучая конструктивному разрешению конфликтов, инициируя их самопознание.
Возможный путь в решении данного вопроса - это слияние коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста в детских садах, детских центрах, а также дома с заботливыми родителями.
Развитие эмоций у ребенка
На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Формирование этих высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов ее поведения. В результате такого рода усвоения ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Ребенок входит в этот мир с душой, открытой для переживания эмоциональных состояний, более интенсивных, чем обычные состояния. Но часто сталкиваешься с такими ситуациями, в которых взрослые заглушают в детях способность чувствовать, вместо того, чтобы наоборот способствовать формированию у них соответствующих навыков. Поэтому нужно общаться с ребенком на языке чувств с его самого рождения.
Эмпатия - это умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Исследования показывают, что чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень агрессии. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, а также лучшему пониманию себя самого.
"Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков." (В.А.Сухомлинский)
Отсутствие у ребенка способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, способствует проявлению агрессии у него.
Также степень выраженности агрессивных тенденций у дошкольников в значительной мере обусловлена неумением решать сложные ситуации, находить конструктивные способы разрешения конфликтов.
Коррекция эмоциональной сферы ребенка
В дошкольный период такая коррекция должна происходить, прежде всего, в обогащении игровой деятельности и игрового общения. Содержательная сторона этой коррекции должна включать ознакомление с игровыми сюжетами, ролевыми играми, а инструментальная - отработку индивидуальных и групповых действий. Деятельность ребенка должна доставлять ему удовольствие вне зависимости от реализации будущих серьезных задач. Так как полноценное удовольствие он может получать лишь в совместной деятельности, лишь соучаствуя в радостях и горестях других людей, большое внимание должно уделяться способности ребенка к сочувствию и сопереживанию в делах других людей.
Справиться с агрессивным поведением малыша помогут различные занятия с использованием сюжетно-ролевых игр и игр-сказок со знакомыми персонажами. В игре ребенок переносит отрицательные эмоции качества личности на игровой образ. В итоге избавившись, хотя бы на время игры, от всего, что его тяготит, начинает чувствовать себя другим и становится другим вне игры. А испытанная в игре радость изменяет самочувствие, что благоприятно сказывается на развитии ребенка.
Также не стоит забывать, что особо важное значение имеют подвижные игры, которые способствуют снятию напряжения, связанного со страхами, дают эмоциональную и волевую разрядку, развивают координацию движений и т.п.