Монтессори без границ

Автор: Борис Жебровский, президент Всеукраинской ассоциации Монтессори-учителей
Источник: Журнал "Монтессори-Клуб"

О самостоятельных детях Принстона и их Монтессори-учителях.
Из американского блокнота.


Миф о том, что Монтессори-педагогика - изобретение иностранцев, при том, что у нас и своих педагогических идей хватает, - живет до сих пор. Понятно: психология железного занавеса и национал-патриотизма многим из нас пока не чужда. Но одно дело, когда мы, действительно, имеем что-то уникальное в своей образовательной культуре, и просто заискиваем перед Западом. И совсем другое - когда с блокнотом в руках, - как это делали в начале века Юлия Фаусек, Елизавета Тихеева и Татьяна Толстая, - описываем лично увиденное за границей, чтобы осмыслить чужой опыт и проложить собственную дорогу к пониманию детства, к осмыслению наилучших условий для свободного развития детей. Как раз об этом записи из американского блокнота нашего украинского коллеги Бориса Михайловича Жебровского, много лет поддерживающего инновационное движение в украинском.

О школе

Известный городок студентов и ученых. Университет, который помнит Альберта Эйнштейна. Институт физики плазмы, в котором работают лучшие ученые мира, колдующие над проблемами синтеза ядра. Час езды от Нью-Йорка. Поздняя осень. Лес, как в Конча-Заспе. Двухэтажные коттеджи, изысканные и скромные. Чисто, свежо. И все вместе - лес, дома, дорога - в удивительно тонких и ярких красках. 

Вот уже 15 лет киевская школа Монтессори и Принстонский центр обучения Монтессори-учителей работают над совместным проектом по распространению этой педагогической системы в Украине. Лучше один раз увидеть, а еще лучше - несколько. Мне посчастливилось, я неоднократно бывал в Принстонской школе Монтессори.

Об учителях

В Монтессори-педагогику учителя приходят с обычных традиционных школ. Как правило. Но обучение в специальных центрах или институтах Монтессори - обязательно. Два с половиной месяца стационара, год интернатуры (практика, рефераты, доклады, тесты) и только потом - сертификат Американского общества Монтессори. Центры частные. За обучение учитель платит 5-8 тысяч долларов. А уволить могут в один день. 

Но какая приятная атмосфера в учительском коллективе! На лице каждого постоянно две улыбки. Одна - стандартно-американская - от воспитания, вторая - искренняя и сердечная - от Монтессори. Мужчин среди учителей, увы, и здесь единицы. Роль учительской выполняет кухня-кафе, где коллеги собираются "на перекур" и где за чашечкой кофе можно обменяться новостями и впечатлениями. 

Конфликты? Конечно, бывают. Но решаются они тоже с улыбкой, тихо и спокойно. Директор школы, непостижимо энергичная Марша Стенсел пригласила присутствовать на "разборке". Она решила перевести учительницу из инфант-класса в тоддлер. Коллектив запротестовал, дескать, она еще не готова к такой работе. Казалось бы, что тут советоваться. Директор частной школы что хочет, то и делает. Но Марша в течение трех часов выясняла позиции сторон, мягко склоняя оппонентов к своему решению. В конце концов, согласились на пробный год. 

Конечно, труд не из легких. В 8 часов утра учитель встречает своих учеников возле порога школы. Уроки идут практически без перерыва. Потом обед, прогулка и снова занятия. Часов в 16 - пылесос в руки и вперед по сплошному ковровому полу. После этого надо подготовить и разложить материал на следующий день и только потом можно садиться в автомобиль и возвращаться домой, нередко за 50 и 100 километров. 

О родителях

Оказывается, богатые не только плачут, но и учатся. И учат своих детей. В интеллектуальном Принстоне - вся палитра разнообразнейших учебных заведений. Но самая престижная и дорогая - школа Монтессори. Ее можно посещать, еще... не родившись. Для будущих мам организованы специальные консультации. Есть класс и для малышей до трех лет (по-нашему, ясельная). Наблюдать, как с детьми работают, - одно удовольствие. Правда, один час такого удовольствия обходится родителям в 10 долларов. Настоящая школа начинается с трех лет. Классы разновозрастные. От 3 до 6, от 7 до 9, от 10 до 12 и от 12 до 14 лет. Самые популярные у родителей - от 3 до 6 лет. Плата за такую школу - 10-12 тысяч долларов на год. Половина университетской! 

Родители также обязаны учиться. Они регулярно посещают специальные занятия, конференции. Вот один из семинаров, на котором мне пришлось побывать. Название: "Кофе с родителями". Пришли 22 мамы. Тема: "Семейный праздник". Сначала Джинни Гусак, директор центра обучения учителей, рассказывает, как это может быть, скажем, на Рождество. Потом все собираются в группы по 3-4 человека и обмениваются опытом. Потом кто-нибудь от каждой группы рассказывает самое интересное из того, о чем они "сплетничали". Если кто-то пришел с ребенком, с ним остается дежурный учитель. Кстати, если захочется "подсмотреть", чем занимается их школяр, - нет проблем. Подходи к двери и смотри: дверь полупрозрачная, туда видно, оттуда нет. Кроме того, в каждом классе - телефон. Но звонить по телефону могут только родители. 

Кроме каникул, дважды в год три дня детей в школе нет. Только родители встречаются с учителями тет-а-тет по четкому графику. Сравнивают свои наблюдения за развитием ребенка, обмениваются впечатлениями и пожеланиями. (Оценок, дневников с записями и прочего нет). Маленькая деталь. Братиков и сестричек разводят в разные классы.

Считается, что им достаточно домашнего общения, а в школе и в жизни у каждого должен быть свой круг. 

И самое важное: родители, нарушающие все установленные правила, лишаются права обучать детей в этой школе. А правила такие: платить деньги, посещать занятие для родителей, отрабатывать по 50 часов на разных школьных мероприятиях. А самое главное - ребенок и дома должен находиться в такой же атмосфере, как и в школе - нельзя его бить, на него кричать, унижать достоинство. Обучение и воспитание по Монтессори одинаково и в школе, и в семье. Отсутствие такого единства ничего, кроме вреда, детям не принесет. Не случайно в понедельник во всех классах начинается обсуждение минувших выходных. Послушал, что рассказывают дети, я подумал: бедные родители, ничего не удается припрятать в собственном доме. 

О детях

Они славные. Очень самостоятельные. Никто по школе не носится, никого не толкает, истошно не орет. Старшие встречают младших утром, помогая им выйти с авто и пройти в школу. И такое внимание заметно на протяжении всего дня. Один раз в месяц все одеваются как на бал, - костюмчики, беленькие рубашечки, бабочки. Америка одевается очень небрежно, и в школе стараются привить вкус к красивой одежде. В другой день все приходят в белых фирменных свитерочках с надписью "Prinston Montessori School". Это день патриотов школы. В остальное время одежда произвольная, но обязательно удобная. 

Есть в школе и дети-инвалиды. Один мальчик передвигается только на костылях, несколько детей с палочками. Никаких проблем по этому поводу не возникает. Наоборот, отношение ровесников к ним дружелюбное и внимательное. Бытует мнение, что в школах Монтессори учатся дауны. Да, учатся. В Принстонской школе из 200 учеников такой один. Но чувствует он себя вполне комфортно.  

В целом воспитанники школ Монтессори, уходя в традиционные учебные заведения, трудностей в адаптации не испытывают. Они приучены учиться и, как правило, становятся лучшими в классе. Директор такой обычной школы рассказывала на одной из встреч, что у нее в 10-м классе есть двое из школы Монтессори. Мальчик - чемпион по шахматам среди школьников штата Нью-Джерси. Девочка - победительница международной олимпиады по математике. 

Уроки и перемены

Не ищите парт, их нет. Есть ковровое покрытие - можешь лежать. Есть низкий столик - можешь стоять на коленях. Сидеть тоже можешь - есть стол и стулья. Хочешь - стой, хочешь - ходи по классу. Надо в туалет - иди. Хочется перекусить - съешь бутерброд. Хаос? Отнюдь. В классе 20 детей и два учителя. Урок длится два часа. 

Мы на истории Вселенной у 7-9-летних учеников. Они делятся на две группы (не по возрасту, а по умению читать, быстро мыслить), получают от учителя задания, вместе их обсуждают. А вот выполнить помогут книги, макеты, компьютеры с соответствующими программами. В каждом классе есть ксерокс. Любые задания тут же копируются для всех детей. Учитель внимательно наблюдает и ненавязчиво помогает преодолеть трудности. Почувствовав необходимость паузы (шумно стало, устали), он становится посреди класса и молча поднимает руку. Все собираются вокруг. Следует новое задание или обсуждение сделанного.  

Запомнился такой эпизод урока. Ученики изучали планеты Солнечной системы сначала на модели, где каждая планета крепится на стержне соответственно своему месту во Вселенной. А потом ученики получают роли планет, становятся в нужной последовательности, и вся "Солнечная система" приходит в научное, но веселое движение.  
Смотрим тетрадки. Пишут карандашами. Почему? Чтобы сразу стереть ошибку и не фиксировать ее в памяти. Вот вчерашние сочинения, их придумали во время прогулки. Каждый вообразил себя каким-нибудь явлением природы. "Я дерево. Мои листья - мои близкие друзья. Когда я на ветру, некоторые покидают меня, но я не умираю. Вернется тепло, а с ним и мои друзья. Я люблю, когда ко мне прилетают и поют птички, а в моей тени отдыхают от жары". "Я сорняк. Меня все время преследуют. Не дают расти там, где хочу. Все время травят. Но я сильный, и нас много".

Учебники

Есть государственный стандарт, значит есть и государственные учебники. Но они лежат дома и используются как книги для внешкольного чтения. Работа в классе построена на серьезнейшей литературе и удивительных пособиях. 

Но вот урок закончился. Десять минут перемены. Чем заняты? Тем самым - прячут одно, достают другое. Готовят все необходимое к следующему уроку. Потом будет обед из домашних продуктов, затем - часовая беготня на улице. Никаких, кстати, соревнований в школе Монтессори не практикуют, здесь вообще исключены слова "лучший" и "худший". В конце дня - занятия музыкой, рисованием. 

Заглянем в тетради учителя. По той же истории Вселенной на год расписана программа - конспект на каждый урок: что нужно знать ученику, с помощью чего этому научить и как проконтролировать. И так - по всем предметам. 

Учиться никогда не рано

Вопрос спорный. Некоторые считают, что до 9 лет детей интеллектуально загружать нельзя. Но Мария Монтессори разработала замечательные методики обучения маленьких детей письму, чтению, математике. И малыши, вовлеченные в процесс обучения, чувствуют себя вполне комфортно. Вот класс от 3 до 6. Дети - как муравьи. Все время чем-то заняты: режут, клеят, красят и даже ткут. Можно использовать все, что есть под руками. Отсутствие игрушек. Здесь все по-взрослому - мыть руки, одеваться, все возвращать на свои места. Вот малыш лет четырех ставит на бумагу... печать. Коллега! За что же тебя так? Оказывается, очень укрепляет определенную группу мышц. А три маленьких "Тома Сойера" тщательно красят в зеленый цвет коробки. Сами уже похожи на крокодильчиков, но доведут дело до зеленого конца. Это важно при подготовке к письму: работают мышцы пальцев. 

Много материалов и упражнений на понимание мер веса, длины, формы. Совершенно потрясающая штука, чтобы научиться ощущать время! У детей есть ленты из собственных фото: в день рождения - тебе годик, два, три... Как многосерийный фильм. А вот на подоконнике стеклянная призма с водой. И солнечные лучи, проходя сквозь нее, рисуют на стене огромную яркую радугу. 

Незаметно пролетели несколько часов, и сейчас "народ" собирается на музыкальный урок. Сегодня впереди Майкл, он поведет класс. Завтра будет другой. И так все по очереди идут и первыми, и последними. Учительница музыки Пат - само обаяние. В классе настоящий музей музыкальных инструментов. За урок все они пропоют свою волшебную мелодию, а дети - песенки. Пат любит повторять: "Песней и музыкой всегда можно отвлечь ребенка от любых шалостей". Вот каждый надел на ногу колокольчики, в руке погремушка. Такой оркестр получился! В конце урока Пат становится возле выхода на одно колено, называет имя ученика. Тот подходит. Учительница прощается с ним за руку, говорит что-то приятное, и так с каждым. Пора прощаться с школой Монтессори в Принстоне и нам… 

Сюжет из будущего

Украина. Все мы еще живы. Дети ходят в школу, в которую хотят. Ни в одной из них нет унизительного сравнения лучших и худших, нет злых и несправедливых оценок, страха перед записями в дневник. Нет фарингита и невроза у учителей. Улыбается директор. Я глубоко убежден, что такие школы у нас будут. Сегодня мы создаем свою украинскую модель школы Монтессори, с учетом традиций, менталитета, потребностей общества. Специалисты США, Нидерландов, Италии, Швейцарии, Канады ее видели и признали. Кое-что из описанного выше есть уже и у нас. Но главное, есть прекрасный коллектив учителей, родителей и славные 170 детишек. Будем расти, учиться, создавать базу, развивать центр подготовки учителей Монтессори, объединяться во Всеукраинскую ассоциацию Монтессори-учителей. Зачем? Да потому, что дети Украины должны иметь такое самое право выбора системы образования, как их ровесники во всем мире. Но вот любовь и бережное отношение к детям зависит не только от методик и систем. А от того, какие мы с вами учителя и родители.