Монтессори без границ

Автор: Корочарова Наталья
Источник: Журнал "Монтессори-Клуб"

В рамках сотрудничества с Итальянским Обществом Монтессори в начале октября 2006 года на базе Киевской школы Монтессори состоялся семинар для педагогов-практиков, работающих с детьми двух возрастных групп: от 3 до 6 лет и от 6 до 9 лет.

Для проведения семинара город Киев был выбран не случайно: педагогика Марии Монтессори на Украине признана официально. Этому направлению уделяется большое внимание. К примеру, обмен опытом с итальянскими коллегами и обучение педагогов происходит согласно договору Министерства образования Украины с Итальянским институтом культуры. Украинские чиновники высокого уровня поддерживают Монтессори-педагогику не только словом (чего нам, россиянам, не хватает), но и реальными делами (об этом в России пока можно только мечтать).

В рамках договора был организован и этот семинар, поэтому первоначально участниками семинара должны были быть только педагоги Киевской школы Монтессори. К счастью, украинские коллеги сочли возможным пригласить на этот семинар и других Монтессори-педагогов. В их числе оказались представители практически всех украинских площадок и несколько Российских: из городов Новосибирск, Снежинск, Ревда и Сочи.  

Программа семинара была очень насыщенной и интересной. Помимо конференции на тему "Монтессори в Италии и в Европе" за 5 дней работы представители Итальянского Общества Монтессори щедро делились знаниями и опытом. Участники семинара имели возможность прослушать лекции, посетить теоретические занятия и мастер-классы по использованию дидактического материала. 

По программе первого дня семинара предполагалось совместное занятие профессионалов и родителей. К удивлению организаторов, родители охотно откликнулись на приглашение, пришлось заносить в зал дополнительные стулья. Многие родители вели конспекты и снимали на видео. 

Не берусь подробно передавать содержание отдельных разделов семинара, из-за некоторых трудностей перевода боюсь интерпретировать некоторые вещи по-своему. Но хочется отметить, что на протяжении всех дней семинара, итальянские коллеги постоянно возвращали нас к тому, что: 
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГА СОСТОИТ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ДАТЬ РЕБЕНКУ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ЗНАНИЙ, А В ТОМ, ЧТОБЫ ЗАЖЕЧЬ В ДУШЕ РЕБЕНКА ОГОНЬ ПОЗНАНИЯ, РАЗБУДИТЬ ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ДАЛЬШЕ ОН ДВИГАЛСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, А СРЕДА И УЧИТЕЛЬ ЕМУ ПОМОГАЛИ.

Неоценимым стал опыт, приобретенный на практических уроках. Коллеги из Италии увлеченно рассказывали о том, как проводятся занятия, направленные на "разжигание" интереса к познанию. Например, Приска Милуке под сопровождение слайдов очень живо и эмоционально рассказывала нам "большие истории", придуманные Марией и Марио Монтессори. Провела и другие презентации, многие из которых открыли более глубокий смысл материалов. И опять же, основная задача - поразить воображение ребенка и дать толчок к познанию.

Елена Домпе рассказала, поделилась опытом взаимодействия с родителями. В их школе успешно реализуется три направления: первое - информационное. Безусловно, важно, отметила Елена, информация исходящая от школы к родителю. Но еще важнее обратная связь. Елена подчеркнула, что "очень, очень и очень важна информация от родителя к педагогу". С целью получения такой информации часто проводятся собрания. Одна из форм работы - небольшое анкетирование.  

Маленький вопросник для родителей: 

1. Напишите, что больше всего вам нравиться в вашем ребенке?  

2. Напишите, что больше всего вас раздражает в вашем ребенке? 

Несомненно, что каждый из родителей требует своего подхода. Педагог сам изобретает методы общения с родителями. Не всегда тактичны прямые вопросы. Самое главное не вставать в позицию обвинителя, собеседник замыкается и начинает нападать в ответ. Если не разрешить возникшую проблему в общении, ситуация недоговоренности может длиться бесконечно. 

Второе направление - стимулирование самовоспитания родителей. Один из способов - личный пример. Допустим, когда педагог не кричит, ведет себя достойно в любой ситуации, не обманывает, внимательно выслушивает, что-то разъясняет взрослым так же, как и детям - это тоже элемент обучения родителей. 

Третье направление - социальное. К этой области относится все, что происходит вне школы: совместные походы, поездки и экскурсии. 

Пять дней семинара пролетели незаметно. В последний день ловила себя на мысли, что итальянский стал уже понятен, и нет границ между нашими государствами. Окружающие люди стали казаться давно знакомыми близкими, и все это единение называлось одним словом: Монтессори. 

ДИАЛОГ С КОЛЛЕГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ 

- Какой процент детей, имеющих какие либо отклонения в физическом и умственном развитии в Монтессори-группах в Италии?

- На 20 детей не более двух детей-инвалидов. 

- У нас родители "нормальных" детей не всегда адекватно относятся к "особым" деткам и их родителям. Часто возникают проблемы. Возникают ли проблемы у вас? 

- Конечно же, в Италии возникают подобные проблемы. Многое зависит и от диагноза. Чаще всего для такого ребенка есть отдельный преподаватель. Проводим групповые беседы с родителями, они сами часто общаются.  

- Есть ли знаменитые люди среди тех, кто обучался по системе Монтессори? 

- Знаю, что создатель поисковой системы в Интернете Google, учился в Монтессори-школе, а его родители там преподавали. 

В своем интервью, он высказал интересную мысль о том, что полученный в школе опыт помогает ему делать выбор и много экспериментировать. Знаменитый писатель Марке тоже учился в Монтессори-школе, там, по выражению Марке, его научили "быть живым"… 

*Из зала подсказали фамилии знаменитых людей, обучающихся по системе Монтессори. Это Билл Клинтон, Франсуа Миттеран.  

- В каких областях жизни выпускники Монтессори-школ показывают лучшие результаты? 

- Практически во всех. Лучшее наследие "метода Монтессори" - умение учиться. 

- Есть ли в Италии Монтессори-группы для детей до 3 лет? 

- Конечно. Мы проводим курсы для детей от 0 до 3 лет (это группы без мам. Прим. ред.) 

Существуют школы для детей, родители которых работают в одной фирме, например "Банк Италии". Родители этой фирмы не имеют права выбора школы для своих детей, ВСЕ ДЕТИ посещают Монтессори-школу. 

- Проходит ли обучение родителей перед поступлением ребенка в Монтессори-школу? 

-Да. В основном в форме общения педагога и родителей. В последствии многие мамы становятся Монтессори-педагогами. Существует специальный курс по обучению родителей, краткосрочный, но очень интересный. На нем даются основы возрастного развития ребенка сензитивных периодов. Разработан курс обучения для педиатров. Он появился после того, как возникли определенные проблемы. 

- Много ли итальянских школ работает по системе Монтессори? 

- Школ не так много, но спрос на них велик. Основная проблема - помещения. 

- Есть ли в Италии школы, построенные специально для Монтессори-педагогики? 

- Несколько студентов архитектурного факультета создали такой проект, но он еще не воплощен в жизнь. 

- Существуют ли программы сотрудничества в области Монтессори-педагогики Италии и России? 

- Подобных программ нет. К нам обращаются, когда нужно пройти семинар (курс обучения) из многих стран мира. В последнее время многие азиатские страны проявляют интерес к курсам Монтессори. Америка очень активна. Многие пользуются нашей библиотекой - это наше богатство. 

На конгресс, посвященный 100-летию открытия первого Дома ребенка, приедут три человека из России.  

ПЕДАГОГИ ИЗ ИТАЛИИ:

o Приска Милуке - ученица сеньоры Фламиньи Гуиди, основательницы одной из старейших Итальянских школ Монтессори в Италии, основанной в 1957 году. Сеньора Гуиди была ученицей Марии Монтессори, она до последнего дня своей жизни работала директором школы, умерла в 2005 году в возрасте 101 год.

o Елена Домпе - сотрудник Итальянского общества Монтессори, педагог Школы (Дома ребенка), организованной самой Марией Монтессори в 1907 году, специалист отдела информации "Opera Nazionale Montessori". Ученица Приски Милуке.

МОНТЕССОРИ-НОВОСТИ ИЗ ИТАЛИИ

  • 6-7 января 2007 года в Италии пройдет конгресс, посвященный 100-летию открытия первого Дома ребенка. Кроме официальных мероприятий, запланирована и праздничная программа. Италия будет принимать монтессорийцев всех стран мира. Для участия в "круглом столе" по обмену опытом приглашены три педагога из России.
     
  • Специалисты "Opera Nazionale Montessori" по запросу мэра Рима разрабатывают проект для обучения цыганских детей. На сегодняшний день по статистике из 1800 цыганских детей, поступающих в школу, лишь 800 продолжают обучение.
     
  • В Италии успешно реализуется проект по внедрению Монтессори-педагогики в обычные итальянские школы. Разработаны программы обучения педагогов и оснащения школ Монтессори-материалами. Уже есть очень хорошие результаты нововведений, собенно в математике. Но, как отметила Елена Домпе, комплексного подхода к проекту пока нет.
     
  • В Америке опубликованы результаты научного эксперимента с участием детей, обучающихся в Монтессори-школах и детей из традиционной системы. Были проведены специально разработанные тесты для оценки уровня развития пятилетних и двенадцатилетних детей по разным категориям: лингвистике, математике, креативности, фантазии, социальным навыкам и др. Результаты ошеломили всех: дети-монтессори по всем показателям опережали детей, занимающихся в обычных школах. После опубликования результатов экспериментов итальянская пресса, как выразилась Елена Домпе, просто "сошла с ума". Все стали говорить, что это "хорошая новость" для Италии.