Как научить ребенка читать

Занятия с дошколятами: учимся читать

Все современные родители хотят, чтобы их сын или дочка пошли в школу максимально подготовленными, поэтому уже с раннего возраста малышей стараются обучить счету, чтению, письму, рисованию и многим другим школьным «премудростям». Да и многие школы сегодня проводят отбор учеников, принимая к себе лишь тех дошколят, которые уже освоили первоначальные азы грамоты и математики. Именно поэтому вопрос «как научить ребенка читать» так актуален для многих взрослых.

 

Когда малыш «созрел» для чтения?

Еще не так давно изучать с дошколятами слова, буквы, слоги начинали только при достижении 6-7-летнего возраста. Сегодня же читающий двух-трехлетний карапуз никого не удивит, ведь большинство родителей приучают к этому процессу практически сразу же после того, как маленький гений научился говорить. Но так ли полезно ранее обучение?

Многие психологи придерживаются мнения, что спешка в учебном процессе совершенно не нужна. Безусловно, 3-летний вундеркинд, читающий стихи и сказки, вызывает умиление и гордость в сердцах близких. Однако столь ранее развитие часто приводит к тому, что в последствии ребёнку становится скучно в школе, вследствие чего интерес к новым знаниям практически полностью исчезает. Поэтому нет необходимости в раннем возрасте обучать своего малыша тому, что пока не по возрасту. Тем более, что в детской психологии давно известны периоды, когда те или иные навыки усваиваются ребёнком легче. Такие периоды получили название сензитивных периодов и это знание является одной из практических основ методики Монтессори.

Сензитивный период перехода от письма к чтению приходится на возраст 5-6 лет, поэтому именно в этом возрасте обучение ребенка чтению будет наиболее благоприятно.

 

Как научить ребенка читать? Освоение грамоты по системе Монтессори.

Методик, направленных на обучение дошкольников чтению, множество. Какие-то из них учат читать буквами, какие-то – слогами, какие-то – целыми словами. Каким образом, как научить ребенка читать, безусловно, решать родителям. Однако следует обратить внимание, чтобы учебный процесс был по-настоящему увлекательным, ведь только интересные занятия стимулируют тягу к новым знаниям у будущих школьников.

Пожалуй, одна из наиболее доступных и интересных для детей методик обучения чтению – это методика, разработанная знаменитым итальянским педагогом Марией Монтессори. Здесь отсутствуют скучные занятия и постоянные повторения одного и того же материала. Вся обстановка в классах Монтессори направлена на постепенное и незаметное вовлечение воспитанников в учебный процесс с помощью игр, дидактических материалов и другой интересной деятельности.

Какие же приемы характерны для педагогической системы Монтессори? Вот основные из них:

  • Всё начинается с письма. Малыш быстрее освоит буквы и слова, если вначале нарисует их. На первом этапе дошколят подготавливают к письму, учат штриховать, обводить, закрашивать, рисовать линии разной длины и направлять их в разные стороны. Через овладение рукой происходит и овладение письменной речью, а затем и устной.
  • Ощущаем буквы. Традиционная педагогика недостаточное внимание уделяет тактильному восприятию детей, а ведь ощупывание помогает быстрее запомнить и освоить форму букв или цифр. Для этого в Монтессори-классах имеются шершавые буквы, обводя пальчиком которые, малыши гораздо быстрее осваивают алфавит.
  • Составление слов. Когда все буквы уже запомнились и прочно отложились в памяти дошкольника, можно приступать к словотворчеству. Слова составляются с помощью подвижного алфавита, таким образом, занятие превращается не в скучное сидение за столом, а в увлекательную игру.
  • Написание. Следующим этапом на пути к овладению грамотой является написание слов, т.е. письмо. Все малыши овладевают письменной речью по-разному. Кто-то долго составляет слова и лишь после того, как в полной мере освоятся с данным процессом, приступают к написанию. Кто-то, наоборот, увлекается прорисовкой отдельных букв, постепенно объедения их в слова и предложения. В любом случае, обучение письму становится для детей интересным и творческим процессом.
  • Чтение. Параллельно с освоением письменной речи учатся и читать. Уже на этапе составления слов из подвижной азбуки многие детишки начинают искать знакомые слова и буквы в книгах, приступая таким образом к чтению. И постепенно мир букв, слов и книг начинает по-настоящему увлекать малышей, приоткрывая для них интересные сюжеты и истории.

Как вы убедились, в методике Монтессори не применяют традиционную систему уроков и занятий, требующих большой усидчивости и концентрации внимания со стороны дошкольников. Весь учебный процесс проходит плавно, естественно и постепенно. Малыш вовлекается в интересные для себя занятия, наполненные необычными игрушками и материалами.

Безусловно, организовать занятия по системе Монтессори в домашних условиях довольно сложно. Ведь для этого требуется огромное количество разнообразных дидактических игр и предметов, которые редко можно встретить в обычных детских магазинах. Кроме того, необходимы специальные педагогические знания. Однако сегодня многие развивающие центры занимаются с детьми по данной системе, и превосходный результат, которого достигают ребята в ходе занятий, вызывает у родителей чувство гордости за успехи своего чада.

Дети, освоившие грамоту по методу Монтессори, начинают читать быстро и четко, пропуская этап разделения слов на слоги, и довольно легко учатся читать «про себя», что облегчает им в будущем учебу в школе. Кроме того с помощью разнообразных упражнений, применяемых при освоении грамоты, развивается логическое мышление, память и моторика дошкольников.


 

block-small