Насчет дисциплины

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно ранимые и чувствительные. "Трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Как правило, причина эмоциональная, а не рациональная.

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Вторая причина - борьба за самоуважение против родительской власти и опеки.

Третья причина - желание отомстить.

Четвертая - потеря веры в собственный успех (нечего стараться, все равно ничего не получится).

Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения просто: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. Переживания родителей - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело, досаждая своими непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.

Если подоплека стойкого непослушания - противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у родителя - обида.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия родитель оказывается во власти чувства безнадежности, а порой и отчаяния.

Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Первый и общий ответ на него: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок (можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия).

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает, и никто ни на кого не рассержен.

Если источник конфликта - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, нужно, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося родителя. Умное поведение родителя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький, успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавляться от крупных провалов.
Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это единственный путь воспитания вашего "трудного" ребенка.


Ю.Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"