Методики раннего развития детей

Существует бесконечное множество различных методик раннего развития детей, как похожих между собой, так и абсолютно уникальных. Очень сложно не потеряться среди них и выбрать то, что больше всего подойдет Вашему ребенку. Наверно, не стоит разделять методики на более или менее эффективные. Можно отдать предпочтение одной или другой методике, а также сочетать их вместе. Причем чем в более раннем возрасте Вы начнете применять выбранные методы, тем более продуктивными окажутся результаты. В любом случае, сомнений не оставляет то, что любые методики помогут развить огромный потенциал возможностей Ваших малышей, заложенный в них от рождения. А выбор помогут сделать любящие заботливые сердца родителей.

Наиболее распространенные методики раннего развития детей

Методика Монтессори

Это педагогическая система, разработанная итальянским педагогом, доктором медицины Марией Монтессори.
Методика Монтессори - это система саморазвития ребенка, для которого подготовлена необходимая для его развития окружающая среда. В центре всей системы стоит ребенок, который сам выбирает для себя нужные материалы, соответствующие в данный момент его естественным потребностям. Также малыш сам выбирает для себя продолжительность занятия и свой собственный темп.

Роль Монтессори-учителя в основном заключается в постоянной работе над собой, подготовке развивающей среды, наблюдению за детьми и анализом их деятельности, поддержке ребенка в освоении Монтессори-пространства в собственном темпе, презентация материалов, поддержание правил и традиций группы.

Основной девиз методики: "Помоги мне сделать это самому!"

Основной принцип методики в том, что каждый ребенок занимается по своему индивидуальному плану в благоприятной развивающей среде в игровой форме и гармонии.

С раннего возраста ребенок на собственной практике осваивает новые знания, согласно своему возрасту и развитию. Благодаря возможности выполнять любые задания самостоятельно, собственными руками, малыш может видеть и исправлять свои ошибки.

Методика раннего развития детей Монтессори помогает развить моторику, речь, внимание, память, воображение, мышление, а также формирует внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность и стремление к самосовершенствованию. Также методика уделяет большое внимание коллективным играм, которые помогают малышам развивать навыки общения, способствуют социальной адаптации.

Вальдорфская школа

Это педагогическая система, которая основывается на антропософском представлении о человеке, на образном мышлении, сопереживании и на чувственно-сверхчувственном познании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется "штайнеровской" или "вальдорфско-штайнеровской".

При оборудовании Вальдорфских школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям с целью развития фантазии у детей. Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический( здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

В некоторых моментах основатели Вальдорфской школы и Монтессори имеют схожие позиции, как, например, в отношении к личности ребенка, его индивидуальности, но есть и принципиальные различия, как, например, роль учителя. По Штайнеру образ учителя является для ребенка идеалом, которому он должен подражать во всем. Вальдорфский учитель приглашает ребенка следовать за собой. Монтессори - учитель идет вслед за ребенком, раскрывающим свои внутренние возможности. Это различие также имеет свои корни в разном понимании природы человека.

Также эти две методики расходятся в принципах сенсорного воспитания ребенка.

Критики вальдорфской педагогики указывают на то, что её школы изначально предназначались для социальной адаптации детей низкостатусных социальных групп. Создание первого учебного заведения такого рода профинансировал владелец табачной фабрики "Вальдорф-Астория", желавший воспитать квалифицированных рабочих, не блещущих высоким интеллектом.

Методика Никитиных

Это нетрадиционная система воспитания детей, а также система оздоровления детей, разработанные русскими педагогами Б.П.Никитиным и Л.А.Никитиной, родителями семерых детей.

Методика Никитиных представлена различными играми с большой степенью вариативности. Игры рассчитаны на совместную игру детей вместе со взрослыми. Игры в основном построены в виде головоломок, направленных на развитие логического и образного мышления. В каждой игре ребенок может сам придумать, что можно достроить, какие образы увидеть. То есть каждая игра представляет собой набор задач, которые возможно решить несколькими способами.

Задания могут быть выражены в форме рисунка, модели, в виде устной или письменной инструкции. Таким образом, малыш знакомится с разными способами передачи информации.

Задачи имеют широкий диапазон сложности, поэтому они могут быть интересны как двухлетнему малышу, так и взрослому человеку. Никитинские задачи дают возможность ребенку самому выбрать свой уровень, постепенно усложняя его.

Совершенствуя предложенную игру и решая нестандартные задачи, ребенок развивает свои творческие и мыслительные способности.

Сам автор называет свои игры "ступеньками сложности".

Методика Зайцева

Это методика, разработанная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым, основана на естественной потребности ребенка в игре и на системности подачи материала.

В данной методике раннего развития детей разработаны методы овладения чтением, письмом и счетом маленьких детей.

Самым главным и известным пособием Зайцева являются "Кубики Зайцева", на которых написаны склады, а не отдельные буквы. По мнению Зайцева ребенок легче воспринимает именно склады, и, пользуясь ими, начинает составлять слова. Кубики помогают детям начинать читать уже с первых занятий, а совсем малышам помогают начать говорить и читать практически одновременно. Примерно та же система лежит в основе "Математики Зайцева", которая состоит из системы таблиц, где ребенок знакомится с числами и их свойствами.

Многие педагоги считают данный способ освоения указанных навыков ребенком неестественным и противоречащим его внутренней природе, что отражается впоследствии на дальнейшем обучении.

Методика Глена Домана

Это методика, разработанная американским военным врачом Гленом Доманом, ставит перед собой цель дать детям неограниченные возможности в жизни.

Согласно данной методике, ребенок получает практически энциклопедические знания почти с рождения. Методика раннего развития детей Домана основана на том, что все дети обладают невероятными врожденными способностями к языкам, математике, чтению и т.п. Глен Доман ставит в приоритет зрительное восприятие ребенка и использует в качестве обучающих пособий различные карточки. Данные карточки можно показывать детям с самого рождения - от простых карточек с написанными словами или точками до карточек со сложными изображениями из различных сфер жизни. Доман считает, что такое опережающее обучение стимулирует различные отделы головного мозга, призывая его развиваться в ускоренном темпе.

Кроме того, Доман разработал целую систему физического развития ребенка с первых его дней.

Методика Сесиль Лупан

Методика Лупан основывается на методике Домана, но уделяет большее внимание особенностям и склонностям детей. Можно назвать ее методикой Домана с индивидуальным подходом. Кроме того, Сесиль Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных.

Методика Дьенеша

Методика венгерского педагога Золтана Дьенеша ориентирована на развитие логического мышления, абстрактного мышления, памяти, аналитических способностей. В играх данной методики ребенок учится выявлять различные свойства, удерживать эти свойства в памяти, разделять материал по нескольким признакам одновременно. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию математических способностей, дают представление об основах информатики, а также благоприятно сказываются на развитии речи ребенка.

Методика Воскобовича

Эта методика разработана инженером-физиком Вячеславом Воскобовичем и называется технологией "Сказочные лабиринты игры". Она основана на трех важных принципах - игровой деятельности, творческом развитии ребенка и построении игр-сказок таким образом, чтобы развивались мышление, память, внимание, речь ребенка. Сложность игр выстраивается по спирали и поддерживает оптимальную сложность на определенном этапе развития малыша.

Методика Шичида

Методика основана на представлении о том, что все дети рождаются с уникальными способностями, развить которые просто, используя правильные методы. Макато Шичида считает, что до 3-х лет нужно обеспечить все потребности ребенка в развитии. Необходимо развивать все 5 чувств малыша. Причем медленно и многократно повторяющаяся информация способствует развитию левого полушария ребенка, тогда как быстрая и мигающая информация - правого.

Музыка интеллекта

Эта методика, названная музыкой интеллекта, разработана педагогом-психологом, кандидатом педагогических наук А.А.Самбурской. В основе данной методики лежит музыкальная деятельность, которая оптимизирует деятельность мозга.

Методика "Добрый сказки"

Разработанная Марией Скребцовой и Александрой Лопатиной методика ставит задачей в первую очередь развитие в ребенке желания и умения мыслить творчески, оценивать свой собственный опыт, понимать себя и окружающих, выстраивать доверительные любящие отношения.

Методика Марии Гмошинской

Данная методика особое внимание уделяет детскому рисованию, которое оптимально начинать с шестимесячного возраста. В основе методики лежит то, что "пальчиковое" рисование способствует развитию речи, памяти, восприятия цвета и развитию психики в целом.

Методика Китаева и Трунова

Эта методика основной акцент делает на динамическое развитие двигательной активности малыша, развивая его врожденные возможности.

Краткое описание вышеприведенных методик еще раз указывает на возможность разностороннего подхода к развитию Вашего малыша.

Если Вы сделали свой выбор в пользу методики раннего развития детей Марии Монтессори, создающей удивительные возможности для саморазвития Вашего малыша, то мы с радостью ждем Вас в нашем детском центре "Созвездие".
 

Выберите ближайший к Вам филиал:

Переход от теоретических статей к практическим занятиям ЗДЕСЬ

  • 1. В Детском центре Созвездие мне нравится то, что в необременительной (и не навязчивой) для ребенка форме, происходит обучение цифрам и буквам. Остальное (расширение словарного запаса с логопедом),...
  • Филиал детского развивающего центра в Бутово.
    Отзыв Кирпичникова Евгения, папы Никиты.
  • Филиал детского развивающего центра в Новых Черёмушках.
    Отзыв Матвеевой Анны, мамы Александры.
  • Филиал детского развивающего центра у м.Аэропорт.
    Отзыв Татьяны Зайцевой, мамы Маши Питерских
  • Большое спасибо педагогам и логопеду детского центра Созвездие! С занятиями в Монтессори центре, Арсений стал более развитым и самостоятельным и аккуратным, изменилось и мое отношение к сыну, теперь...
  • "Благодарю всех сотрудников детского клуба развития Созвездие! За прошедший год мой сын не перестает удивлять и радовать меня своими успехами в развитии. Он стал намного активнее, после логопеда...
  • В детском центре Созвездие очень спокойная психологическая обстановка, дружелюбный и детопонимающий коллектив преподавателей, логопедов, которые умеют заинтересовать малыша. На развитие ребенка очень...
Запишитесь
на первое
бесплатное занятие
Для продолжения необходимо
дать согасие на обработку
персональных данных
Наша команда
  • Гордонов Роман Семёнович
    Генеральный директор центра
    Основатель и руководитель сети детских развивающих Монтессори клубов Созвездие. Счастливый отец двоих детей. «Когда-то наш первый детский развивающий центр был открыт...
  • Куликова Евгения Владимировна
    руководитель филиала, зам. ген. директора центра
    Окончила Московский педагогический колледж № 15 по специальности "учитель начальных классов" и Московский гуманитарный открытый педагогический университет им. М.А...
  • Бабылкина Анастасия Алексеевна
    руководитель филиала центра
    Окончила Московский государственный университет им. Ломоносова по специальности "филолог, преподаватель испанского языка и зарубежной литературы ". Педагогический стаж с...
  • Ходырева Наталья Владимировна
    руководитель филиала центра
    Окончила Московский государственный педагогический университет им. Ленина по специальности "педагогика и психология". Прошла обучение на курсе «Монтессори - педагогика...
  • Царук Валентина Владимировна
    Монтессори педагог
    В 1990 г. окончила МПГУ №10 г. Москвы по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях». В 1995 г. окончила Московский Государственный Университет им. В.И. Ленина...
  • Осташенко Оксана Юрьевна
    Монтессори педагог
    Окончила Московский городской психолого-педагогический университет, факультет возрастной психологии. До университета получила педагогическое образование в московском...
  • Клименко Елена Анатольевна
    Монтессори педагог
    Окончила Московский педагогический государственный университет по специальности «филология», получила квалификацию «учитель русского языка, литературы и английского...
  • Ижгулина Ольга Олеговна
    Монтессори-педагог
    В 2009 году окончила Тверской государственный университет по специальности «Психология». Долгое время проработала педагогом-психологом в школе-интернате для детей с ОВЗ...
  • Сережина Виктория Андреевна
    педагог дополнительного образования (английский яз.)
    Окончила Московский городской психолого-педагогический университет, факультет иностранных языков. Параллельно с работой в клубе проводит индивидуальные занятия с детьми...
  • Шарафутдинова Марта Маратовна
    педагог дополнительного образования (музыка)
    Окончила Тульский колледж искусств по классу фортепиано, Московский институт современного искусства по специальности эстрадно-джазовый вокал. Лауреат всероссийский и...
  • Корчагина Валентина Сергеевна
    Монтессори-педагог
    С рождением первого ребенка поняла, что «дети – это наше всё». Покоренная работами и результатами Марии Монтессори стала уделять огромное внимание педагогике с...
  • Зотова Надежда Викторовна
    Монтессори-педагог
    В 2012 году окончила Московский институт экономики, политики и права по специальности «психолог, преподаватель психологии». Проходила практику в детском саду. Прошла...
Познакомиться со всей нашей командой